Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
проект (7 класс) на тему

Мичкин Олег Владимирович

Долгосрочный проект по туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл michkin_zashchita.docx113.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области  Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной  политики в контексте модернизации российского образования»

по теме: Формирования экологической культуры обучающихся  через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС

Сроки обучения: 1 сессия: с 15. 09.  по 19. 09. 2014 года

                                                     2 сессия с 22. 09. По 26. 09. 2014 года

Выполнил :Мичкин Олег Владимирович,

учитель физической культуры

2014г.


Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)                                                            

2. Цель и задачи ИР                                                                  

3. Ожидаемые результаты                                            

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)                                                                                          

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)                                                                                  

III. Заключение

  1. Выводы по ИР                                                                                              

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

«Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции»

     В.В.Путин

I  Вводная часть

   1.          Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему...Эту цель нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Опыт показывает, что экологические знания школьников  остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретут  навыки научного анализа явлений природы, они получат возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности, научатся культуре межнационального общения, культуре мира  и культуре этнической толерантности.   Работая по данному проекту, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

Экологическое  образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек  – часть живой природы; его назначение –познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических  проблем.  Чем всестороннее и полнее будет развито экологическое образование, тем оно будет интереснее и поучительнее.

Одним из таких проблем села Малый Толкай, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием детей села являются проблемы экологического характера:

  1. Загрязнение бытовыми отходами окраины леса и берегов реки села М.Толкай, которые  находятся в 3 км от села и
  2. Несанкционированная свалка, которая находится недалеко, в 500 метрах от домов.

Поэтому перед  учителем физической культуры возникают вопросы:

  1. Как организовать деятельность школьников, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
  2. Как развивать интерес учащихся  к потребности  в здоровом образе жизни.
  3. Как сделать привлекательным урок физкультуры и внеурочную деятельность для всех детей?
  4. Как сделать, чтобы “Экологическая  культура” оказывала на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности; с одной  стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам физической культуры. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?

2.       Цель реализации:   формирование экологической культуры школьников, толерантного мировоззрения  и культуры здорового образа жизни;

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

•        расширить экологические знания школьников, на основе природных объектов родного края;

•        обучать туристическим навыкам;

•        сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе;  

•        содействовать укреплению психического и физического здоровья школьников;

•        развивать толерантное отношение  к  детям  других национальностей.

  1. Планируемые результаты:

предметные

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • развитие умений и навыков в работе с компасом и картой;
  • знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
  • выявление наиболее талантливых и способных детей.

метапредметные

  • физическое совершенствование школьников–развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными физическими возможностями;
  • умение взаимодействия в команде во время  соревнований и походов.

личностные

  • развитие толерантного отношения к  детям  других национальностей;
  • совершенствование духовных и физических потребностей учащихся;
  • формирование  жизненных и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе;
  • воспитание чувства  патриотизма, товарищества и любви к родному краю.

II Основная часть

Основные идеи, нашедшие отражение в работе, можно сформулировать следующим образом:

-       в проекте представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

-       проект ориентирован на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

-       содержание соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

-       содержание проекта ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;

-       семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;

-       воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;

-      проект  построен с опорой на следующие виды деятельности: познавательную,

игровую,

спортивную,

творческую,

коммуникативную,

 досуговую,

общественно-организаторскую,

Объекты проекта:

  • дети школьного возраста;
  • родители;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения.

Структура туристической деятельности в школе

Сотрудничество школы с социокультурными учреждениями

Содержание проекта

  • Объем проекта  рассчитан на 216 часов в год , 6 часов в неделю.
  • Проект составлен с учётом возрастных особенностей и уровнем подготовки учеников 6- классов общеобразовательной школы
  • Проект  включает:

- изучение природы и экологических особенностей  Похвистневского района

- изучение национальной культуры сел Похвистневского района.  

  • Проект предусматривает использование межпредметных связей со школьными учебными предметами:  биологией, географией,  физической культурой.
  • Проект предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии и походы.

Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на местности, в природных условиях.

Методы обучения:

общедидактические (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),

методы обучения предметам естетственнонаучного цикла (наблюдение, эксперимент),

методы обучения основам туризма (практические работы, экскурсии, походы).

Реализация проекта осуществляется через различные

формы организации учебно-познавательной деятельности:

Принципы реализации проекта:

  • доступность;
  • наглядность;
  • принципы индивидуализации и гражданственности;
  • системности  и последовательности;
  • сознательности и творческой активности;

По окончанию  реализации проекта

 «Судьба природы в наших руках»:

обучающиеся научатся:

описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

описывать и объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений;

находить в разных источниках информацию;

приводить примеры использования и охраны природы, адаптации

человека к условиям окружающей среды;

описывать культуру межнационального быта;

показывать  высокий уровень сформированной толерантности в межнациональных отношениях.

соблюдать технику безопасности на тренировках , походах и экскурсиях;

разводить разные типы костров, соблюдать технику пожарной безопасности;

устанавливать палатку;

описать принцип работы компаса;

ориентироваться на местности (с топографической картой , без карты, по компасу);

применить  виды туристических узлов на практике;

оказывать доврачебную помощь, знать состав туристической аптечки.

        

1 этап  аналитический.

Задачи этапа: формирование экологического сознания, экологической культуры, милосердия как базисных ценностей личности.

2 этап организационный.

Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей  творческой работе, формирование экологического образования через проводящие экологические акции.

3 этап практическая деятельность.

Задачи этапа:  Содействие развитию физических качеств школьников, формирование экологического образования через проводящие экологические акции.

4 этап заключительный  контрольно-диагностический.

Задача этапа: Оценка качества и устойчивых  результатов в работе.

III Заключение

Выводы

У физической культуры есть все предпосылки для единовременного решения в учебно-воспитательном процессе задач физического и духовного (целостного) развития личности.

IV Список литературы

1.  А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред.

А.Т.Смирнова. М., 2007. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся. 

2.  Грехов Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л.И.Грехов. - 2-е издание. - М.: ПРОЭКСМО, 2000.-289

3. Бардин К.В. «Азбука Туризма». Пособие для учителей, руководителей туристических походов в школе. М., Просвещение 1981.

4. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей/ Л.А. Бойко//Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82.

5. Дроздов А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 271с.

6. Красная книга Самарской области учреждена Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области № 4 от 31.08.2005 г...

7. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. Алексеев А. А. —М., 2006.

8. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010.

9. Туризм и спортивное ориентирование. Составитель В. И. Ганопольский.Москва «Физкультура и спорт»1987.

10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996).

11. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003. - 364 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделат...

Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС"

Цельработы: Изучение  Стандартов новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.Содержан...

Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...

Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне о...

«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...

Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...