Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»
методическая разработка

Никанорова Татьяна Федоровна

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Одним из реальных условий реализации экологического образования в начальных классах является экологизация образования. Она состоит в том, что все преподаваемые дисциплины в начальных классах должны содержать экологический материал. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekotropa.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.

           Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми.

          Одним из реальных условий реализации экологического образования в начальных классах является экологизация образования. Она состоит в том, что все преподаваемые дисциплины в начальных классах должны содержать экологический материал. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.

                        Физическое воспитание – составная часть общего воспитания. Его цель состоит не только в оздоровлении учащихся, сообщении им определенных знаний, выработке двигательных умений, навыков и развитии физических качеств, но и, прежде всего, как отмечено в программе по физической культуре, «…гармонизации физического и духовного развития в соответствии с гуманистическим идеалом  физически современной личности».

Формы организации учебного и внеучебного процесса, средства и методы, используемые в процессе решения основных задач физического воспитания, могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания:

 расширять и формировать экологические знания;

 развивать нравственно-экологические качества;

 прививать навыки правильного поведения в природе;

формировать эко-отношения (к себе, другим людям, к окружающему социальному и природному миру) и др.

На уроках физкультуры закрепляют элементарные знания младших школьников об организме и охране здоровья с помощью природных факторов и ЗОЖ (в особенности движение и закаливание), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

Основными средствами физической культуры считаются физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы. А физическая культура входит в общее понятие "культура", которое отражает образ мышления, характер поведения человека, общества. Отношение человека к природе определяет уровень его культуры.

В сущности, как отмечают специалисты, развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста есть не что иное, как процесс накопления личного опыта ребенка в отношениях к самому себе, социальному и природному окружению. «В игре, - отмечает Т. П. Южакова, - школьники находят как бы «рабочую площадку» для своего духовного развития».

Одним из средств экологического воспитания в физической культуре  является подвижная игра.

Характерной особенностью подвижных игр является  то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. По существу двигательная деятельность и связанная с ней педагогическая задача (развитие определенных физических качеств) является в подвижной игре ведущей. Поэтому применяемые в практике физической культуры подвижные игры уже сами по себе выступают как средства экологического воспитания, поскольку  могут воздействовать на те качества и стороны личности   школьника, которые органически входят в экологическую культуру личности.

 Именно в младшем школьном возрасте на уровне понимания: «плохо – хорошо» у детей можно создать тот базис, на котором  впоследствии можно накапливать знания. Именно в этом возрасте вырабатываются те принципы и привычки, которые определяют в будущем сознательное, уважительное отношение к природе, окружающему миру и людям. В младшем школьном возрасте так же, как вырабатываются привычки соблюдения личной гигиены, можно выработать привычку не сорить на улицах, не ломать растения, экономить воду.

Подвижная игра может влиять на формирование различных социально-психологических проявлений: ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивов поведения, отношения к окружающей действительности. В процессе формирования экологической культуры личности школьника важно, чтобы эти проявления приобретали экологически оправданную сущность.

Экологически продуманная подвижная игра является эффективным упражнением в нравственных поступках, где дети воспроизводят образцы поведения экологически культурного человека.

Иными словами, подвижные игры приобретают подлинно воспитательно-образовательную направленность, в том числе экологическую, лишь тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются в конкретных педагогических целях.

Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов

« По тропе туриста»

Данная разработка туристической игры-соревнования предназначена для учащихся начальных  классов.

Игра – спутник детства. С помощью игр педагог легко может проверить организаторские способности детей, их интеллектуальное и физическое развитие, их совместимость и отношения друг с другом.

Эколого-туристическая игра  «По тропе туриста»» поможет руководителям формировать  представление о понятии «экология»,  учить соблюдать правила и нормы поведения в природе,

вовлечь детей в творческую деятельность, воздействовать на личность ребенка; сплотить класс в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью; закрепить полученные на уроках знания, умения и навыки; развивать навыки общения и поведения; использовать в качестве декораций естественное природное окружение.

Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся в области экологической и туристической безопасности, предоставление возможности для развития творческой активности, физического и духовного совершенствования учащихся средствами туризма, краеведения и практического применения учащимися теоретических знаний .

Задачи:

  1. Развивать инициативу пропаганды безопасного образа жизни,  сохранения природы. 
  2. Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему физическому развитию школьников. 
  3. Воспитание  в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности. 
  4. Формировать  представление о понятии «экология»,  учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.

Задача команд: набрать наибольшее количество баллов на станциях.

Подготовительный этап. 

Создание оргкомитета игры (учителя, совет старшеклассников), выбор судей.

Выбор места проведения игры. 

Обсуждение хода игры, поощрения играющих. 

Разработка заданий на каждый этап маршрута, составление положения.

Подготовка реквизита. 

Разработка маршрутного листа. Маршрутные листы составляются с таким учетом, чтобы команды не встречались на станциях. 

Информирование классных руководителей и членов совета классов о содержании этапов игры. 

Командам необходимо придумать название, девиз, выбрать и разучить песню. 

Описание игры:

Станции  проходятся  командами  детей  в  сопровождении  одного  взрослого. Маршрутный  лист  находится  у  ребёнка - командира  команды.

На  станциях  работают инструкторы (педагоги или старшеклассники), которые  ставят  баллы  в  маршрутных  листах  команд. Кроме  того, они  имеют  свои  листы, куда  вносят  названия  команд  и  их  результаты.

Перед  началом  игры организуется построение, проводится  инструктаж  детей, раздаются маршрутные листы, перекличка команд. Участники должны быть заранее ознакомлены с правилами техники безопасности и охраны природы, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией об этапах игры, они знакомятся с организаторами игры, к которым можно обратиться по любым вопросам.

Команды  начинают  движение  одновременно,  с  первой станции в маршрутном листе.  Время нахождения на станции  не более 5 минут.  Оргкомитет на основе маршрутный листов подводит итоги игры и определяет победителей.

Награждение:

Команды, занявшие 1,2.3 места,  награждаются грамотами, всех участников поощряют  сладкими призами.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход, он, правда, не совсем обычный, зато очень веселый и познавательный. Здесь вы можете проявить все свои знания и умения, способности и таланты.

Нас солнце луч смешной дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Нам лето дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем - игра!

Она наш лучший друг - большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать. 
Выбор игроков 
Чтобы стать участником похода, нужно вспомнить правила поведения в природе:

- не мусори;

- не шуми;

- не разоряй муравейники;

- не разоряй птичьих гнезд;

- не трогай птенцов;

- не лови насекомых;

- не срывай паутину, не уничтожай пауков;

- не сбивай грибы;

- не забирай домой лесных жителей;

- не ломай ветки;

- не рви цветы;

- не повреждай кору деревьев;

- не вырывай ягодники.

Станции:

1.Станция «Сбор рюкзака».

 Проводится на время, поточно. 

Задание – уложить рюкзак, при условии, что один ученик за один забег может в него уложить только один предмет и так до тех пор, пока в рюкзак не поместят последний предмет и не принесут его на линию финиша. Секундомер выключается в тот момент, когда участник с рюкзаком пересек линию финиша.
Состав вещей: спальник (или одеяло), пара обуви, свитер (или куртка), чашка, ложка, миска, фляжка.

Ошибки: спальник находится не на спине, твердые предметы расположены на спине, чашка, ложка, миска находятся не в кармане рюкзака, сменная обувь расположена на дне рюкзака. За каждое нарушение прибавляется штрафной балл.

2. Станция «Знайки и Незнайки»

У инструктора заготовлена «ромашка» с загадками (15 загадок).
Он предлагает проверить, «Знайки» ребята или «Незнайки», ответив на 7 загадок, которые дети вытянули из «ромашки». За каждый правильный ответ – 1 балл

Ведущий зачитывает ситуацию: "Каждый из нас прекрасно знает, что турист - это, в первую очередь, друг природы. Идя в поход, он должен помнить основную заповедь туриста: «Не навреди". И чтобы не стать злейшим врагом леса и лугов, птиц и зверей, турист должен помнить, как экологически правильно организовать бивак.

Вопросы :

1.Как поступить в походных условиях с металлическими банками, которые остались после приема пищи?

Ответ: консервные банки необходимо обжечь на костре и закопать в укромном месте или взять с собой, чтобы выбросить в мусоросборник.

2.Как поступить с бумагой в походе?(сжечь на огне)

Задание: узнать лекарственное растение по внешнему виду и описанию. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку. Дополнительный балл можно заработать, если расскажешь, что лечит это растение.

3.Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Что за злюка?(Крапива - кровоостанавливающее средство) 

4.Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок - лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, меня вам срывать.

(Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле) 

5.На зеленом шнурочке - белые звоночки.

Белые горошки - на зеленой ножке.

(Ландыш - употребляется при болезнях сердца.) 

6.Скромный, невзрачный листок,

Многим из нас совсем невдомек.

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

(Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых) 

7.Я - шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек.

(Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и слабительное средство)
8.Какие лекарственные растения можно использовать для заварки чая? 
(Листья земляники, малины, черники, брусники, клюквы, кипрея.)

9.При употреблении какой лесной ягоды улучшается зрение? (Черники.)

10. Сигналы « SOS» в походе бывают разные. Представьте, что вы отстали от группы и заблудились. Предложите как можно больше возможных сигналов бедствия? Ответ: позвонить, костер, крик, яркое пятно и т.п.

11.Как можно ориентироваться без компаса?

Ответ: мох и лишайники растут с северной стороны деревьев, муравейник располагается с южной стороны дерева.

12. Когда муравьи зарывают ходы в муравейнике , значит что произойдет (дождь).
13. Если обильная роса утром –значит (будет хорошая погода).
14.Если ласточки летают низко над землей, то  будет  (дождь.)

15.Если идет дождь, на лужах пузыри ,то (дождь будет идти долго).

3.Станция « Полоса препятствий»

(Инвентарь: «мост» из 2 параллельных скакалок, «Кочки», рюкзак). 
Надеть рюкзак на плечи, пробежать по мосту, пробежать через «Кочки», обежать ориентир, бегом , мимо «моста» и «кочек» вернуться , передать эстафету.

4. Станция «Скорая помощь»

В туристских походах, порой вдали от населенных пунктов, каждый участник похода должен уметь оказать первую медицинскую помощь при порезах, ожогах, обморожениях, переломах, вывихах и т. д., знать, как дезинфицировать воду, какие лекарства рекомендуются при желудочных недомоганиях, как наложить повязку на различные части тела.
        Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.

1. Края раны (без сильного кровотечения) обрабатывают:

а) перекисью водорода,

б) марганцовкой,

в) йодом.

2.При остановке сильного артериального кровотечения жгут накладывают на срок:

а) не более 30 минут, 
б) не более 1 часа,

в) на 10 минут.
3. Какое из перечисленных лекарств является
обезболивающим:

а) фурацилин,

б) аспирин, 
в) анальгин

4 Что нужно сделать при ушибе:

а) приложить тепло, 
б) приложить холод,

в) сделать йодную сетку?

5. Человека, потерявшего сознание, приводят в чувство:

а) валидолом,

б) спиртом, 
в) нашатырем. 

6. При ожогах:

- обработать спиртом;

- вскрыть пузырь и обработать йодом;

- приложить холод, накрыть чистой тканью.

7.При ушибах:

- наложить давящую повязку, приложить холод;

- обработать йодом, наложить стерильную повязку;

- наложить горячий компресс.

8.При ссадинах и порезах:

- смазать кожу вокруг раны йодом,

 наложить повязку из чистого бинта;

- полить рану йодом, наложить повязку из чистого бинта;

- наложить повязку из чистого бинта;

9.Если натерли ногу:

- снять обувь, идти босиком;

- если имеется краснота, смазать вазелином, забинтовать, надеть

подогнанную по ноге обувь;

- снять обувь, мозоль обработать зеленкой и идти дальше.

5.Станция  Эстафета «Зажги костер» 
Инструктор задает вопрос и по необходимости объясняет детям .Как правильно выбрать место для костра?

 Ответ: Для разведения костра необходимо выбирать специально отведенные открытые места около воды, старые кострища или вытоптанные площадки. Сначала нужно снять дерн и сохранить его до ухода с места бивака. Вокруг кострища расчистить минерализованную полосу, окопать его. Нельзя разводить костер близко от деревьев, смолистых пней и корней. Над огнем не должны нависать сухие сучья и ветки. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках и вырубках, где имеются остатки горючих материалов, на торфяниках и лесных каменистых россыпях.

Эстафета заключается в следующем. В руках у каждого игрока команды находятся по одному полену(кегле) По сигналу ведущего в эстафетном порядке дети бегут до линии, где они должны построить костёр, в виде шалаша. Последний игрок бежит и ставит  внутрь костра макет огня. Этим указывая жюри, что костёр зажжён.

Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания.

6.Станция «Пойми меня»
Суть игры: Представителю каждой команды выдается карточка, на которой написано существительное, имеющее отношение к туризму. С помощью жестов и мимики он должен показать своей команде это слово, не произнося его. В ходе оценивания будет учитываться актерское мастерство показывающего, а также правильность и быстрота ответа команды. Слова -вещи для похода летом:  карта, компас, спички, рюкзак, палатка, спальник, туристический коврик, дождевик, куртка, кружка, миска, ложка, полотенце, мыло, фонарик, аптечка, фотоаппарат, телефон.

7. Эстафета «Лесные новости»


Добежать до обруча, повернуться лицом к команде, выглянуть в обруч и прокричать голосом животного или птицы, название которого написано на обруче,а остальные участники должны  назвать  ,чей голос звучит. Вернуться к команде, передать эстафету. Слова: кабан, медведь, волк, кукушка, лягушка, соловей, воробей, утка.

8. Станция «Сухой паек туриста»

Участники команды должны угадать крупы на ощупь (гречка, рис, пшено, горох, перловка, сахар-песок, макароны, манка).за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

9. Станция « Песенка туриста»

Команда поёт любую походную песню (куплет и припев)Оценивается выбранный репертуар и дружное исполнение по 5 бальной системе.

Список литературы :

1.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей/ Л.А. Бойко//Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82.

2. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г.В.Буковская. – М.: Владос, 2002.- 89 с.

3. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С.Иванова.- Учебно-методическое пособие.- М.:ВЛАДОС, 2003.–56с.

4.Диханова Л.Г., Горбачева Л.А. Туристы, в путь!: Метод. сборник-пособие. – Екатеринбург, 1998. 
5.Календарь школьных праздников /Авт. Сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008. 

6.Сайт Интернета:; www.summercamp.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни школьников...