Использование малых форм физического воспитания во взаимодействии учителя физкультуры и классного руководителя начальных классов. Обеспечение оптимального двигательного режима младших школьников.
статья по физкультуре

Кондратьева Оксана Анатольевна

 

 

                  «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опят

                   десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания,

                   если вы сумели им воспользоваться, дадут вам результат

                   больше целой недели полусонных занятий»    

                                                                                                  К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых форм физического воспитания во взаимодействии учителя физкультуры и классного руководителя начальных классов. Обеспечение оптимального двигательного режима младших школьников.

(из опыта работы учителей физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ №66)

                  «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опят

                   десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания,

                   если вы сумели им воспользоваться, дадут вам результат

                   больше целой недели полусонных занятий»    

                                                                                                  К.Д. Ушинский

Говоря о сотрудничестве с классным руководителем коллектива младших школьников, мы прежде всего ставим перед собой цель - создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого ребёнка и всего классного коллектива во время пребывания в школе.

Благодаря знаниям результатов кропотливой работы классного руководителя по изучению индивидуальных особенностей каждого ребёнка, бытовых условий и жизненных ситуаций, в которых находится ученик, мы получаем возможность выбора наиболее оптимальных и продуктивных средств, способов, методов организации работы, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на нашем уроке.

Такая информация от классного руководителя нам помогает обеспечивать условия физического, психического, социального и духовного комфорта. Теперь нас интересует не только уровень физической подготовленности детей, но и другие показатели здоровья, влияющих на выбор уровня нагрузки и объема физической активности детей на уроке.

А мы, как учителя физкультуры можем поделиться с классным руководителем выводами из своих наблюдений за коллективом на своих уроках или внеклассных занятиях. Выполняя некоторые упражнения, дети демонстрируют индивидуальные особенности двигательной и образной памяти, координации движений, внимания. В играх, эстафетах или соревнованиях ярко видны особенности поведения, стрессоустойчивость, умение контактировать и действовать в группе, способность и желание к лидерству и умение подчинять свои действия интересам команды. Делясь этими наблюдениями, можно оказать коллегам огромную помощь в деле формирования и воспитания детского коллектива. Обратить внимание на особенности здоровья, интересы и способности учащихся, которые могут проявляться именно на нашем уроке.

Теперь наше сотрудничество должно стать гарантом сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности. Для реализации здоровьесберегающих технологий, мы должны рационально организовать учебный процесс, в котором учебная и физическая нагрузка будет соответствовать возрастным особенностям ребёнка и в то же время обеспечивать необходимый достаточный режим двигательной активности.  Уже доказано, что качество усвоения учебного материал напрямую зависит от двигательной активности ученика. А с поступлением ребёнка в школу, объём его двигательной активности снижается иногда более чем на 50%.

Обеспечивая правильный и достаточный двигательный режим школьника, мы вместе можем ускорить восстановление работоспособности, привести в баланс процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, обеспечить достаточное кислородное насыщение организма. Словом, минимизировать негативные последствия всех видов утомления.  

Выбор малых форм физического воспитания (вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, динамическая перемена) для отдыха будет зависеть от текущего вида деятельности коллектива учеников, возрастных особенностей и потребностей детей, условий, места и времени проведения активного отдыха.

Некоторые игры-эстафеты, которые проводим на своих уроках, формируя умение действовать в команде, немного изменив инвентарь и условия выполнения, мы предлагаем классным руководителям для организации отдыха детей на переменах или для проведения их на внеклассных мероприятиях в виде динамической паузы.

  Игра-эстафета «Чья башня выше?» Участники делятся на команды и строят пирамиду из кубиков, подкладывая очередной кубик под предыдущий, стараясь не уронить уже сложенную башню.  

Для развития внимания играющих, можно добавить условие, чтобы рядом не оказались кубики одинакового цвета.

Для того, чтобы добавить элемент дыхательной гимнастики, на верхний кубик выкладываются лёгкие птичьи перья.  Тогда в азарте игры, волнующиеся игроки на момент работы с пирамидкой, должны будут задержать дыхание.

Мы не случайно обратили внимание на последний вариант игры. Ведь именно выполнение некоторых дыхательных практик позволяет человеку восстановить дыхание после физических нагрузок помогают насытиться кислородом; учат управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой, помогает справиться с волнением и успокоиться после напряженной работы. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания и прекрасно влияет на общее состояние здоровья.

Выполняя дыхательные упражнения на своих уроках в спортивном зале, мы контролируем интенсивность, глубину, скорость вдоха и выдоха с помощью ярких птичьих перьев, а для работы в классе мы предлагаем использовать обычный тетрадный листок-черновик, который всегда найдется на рабочем столе или в портфеле школьника.

Дыхательные упражнения «Листочек-Комочек»

  1. Положить листок на ладонь. Глубокий медленный вдох. Сложив губы трубочкой, делать долгий медленный выдох на листок, но не сдуть его с ладони. 2 повтора, с обязательным перерывом на восстановление дыхания.
  2. Положить листок на ладонь. Глубокий вдох. Энергичный быстрый выдох на листочек, сдуть его с ладони. 2 повтора, с обязательным перерывом на восстановление дыхания.
  3. Сделать из листа «мячик», положить на ладонь. Глубокий медленный вдох. Сложив губы трубочкой, делать долгий медленный выдох на «мячик», но не сдуть его с ладони. 2 повтора, с обязательным перерывом на восстановление дыхания.
  4. Сделать из листа «мячик», положить на ладонь. Глубокий медленный вдох. Энергичный быстрый выдох, сдуть «мячик» с ладони. 2 повтора, с обязательным перерывом на восстановление дыхания.

В перерыве, который необходим чтобы не вызвать головокружения у детей, между дыхательными упражнениями, рекомендуем выполнить упражнения на ловкость и координацию движения:

  1. Подбросить и поймать бумажный «мячик» каждой рукой 6-8 раз.
  2. Перебросить «мячик» с одной руки в другую 6-8 раз.
  3. Отвести прямые руки в стороны. Мяч в правой руке. Выполнить поворот влево, переложить «мячик» в левую руку. Сделать выдох, вернуться в исходное положение, сделать вдох. Повторить упражнение в правую сторону, контролируя дыхание.
  4. В такой же последовательности вдоха и выдоха выполнить наклоны туловища в стороны.

Выполняя этот элементарный комплекс дыхательных упражнений, вы подарите своим ученикам возможность безопасно «поиграть с мячиком» во время физкультминутки прямо в классе, вооружите их навыками саморегуляции эмоционального состояния, получите оздоровительный эффект. А опыт выполнения одинаковых движений поочерёдно правой и левой рукой, выполнение мелких движений пальцами рук, заставят активно поработать оба полушария головного мозга, улучшит работоспособность. В момент, когда ребята будут сминать листок в «мячик», предложите им сделать это с «максимальной энергичностью и эмоциональностью, отдав всё лишнее» бумажному листу. Этим посылом, можно помочь снять ребёнку стрессовое напряжение, избавиться от переживаний. Выполняя упражнения для развития мелкой моторики рук, мы способствуем развитию внимания, мышления, памяти, развиваем артикуляционный аппарат и речь ребенка.

На своих уроках мы часто используем пальчиковую гимнастику как в чистом виде, сопровождая стихами-потешками или имитационными упражнениями, так и для организации групповой работы. Учитель предлагает каждому участнику группы решить пример, чтобы определить число повторений упражнения. Ученик на пальцах показывает результат и ведёт обратный отсчёт, во время работы группы. Хороша эта форма работы и в заключительной части урока, когда идет работа на восстановление функционального состояния.

Для работы во время физкультминутки на уроке математики, классному руководителю мы предлагаем следующий вариант упражнений: пальцами двух рук одновременно надо быстро показать результат решения примера, причем количество показанных пальцев на руках не должно быть одинаковым при показе чётных чисел (например, не должны показывать по два, три, четыре пальца на обеих руках одновременно):

пример

ответ

Комбинации пальцев

10-3

7

3+4,   2+5

8-2

6

1+5,    2+4

3+2

5

2+3,  1+4

5+4

9

5+4

Дети проверяют в парах правильность ответа и правильность комбинаций пальцев. По сигналу, дети повторяют показанную комбинацию, поменяв руки. (Например: показали три пальца на левой руке и четыре на правой руке. Сделали хлопок в ладоши. Показали четыре пальца на левой руке и три пальца на правой руке)

В помощь учителю в деле формирования дружного коллектива и умению работать в группах, мы предлагаем ещё один вариант малоподвижной игры, которая отлично займёт младших школьников во время динамической паузы. «Послушный мячик» с использованием самого простого инвентаря. Всегда найдется пара-тройка карандашей, любимая игрушка мячик-попрыгунчик. Предложите ребятам сначала ухватить и поднять мячик со стола с помощью двух карандашей и пронести его на небольшое расстояние. Потом можно попробовать передать мячик друг другу, с помощью двух ручек или карандашей. Изменив условия игры, можно провести небольшую эстафету, в которой дети, объединившись в команды, должны как можно быстрее передать мячик друг другу до конца команды. Как вариант – предлагаем пронести мячик на определённую дистанцию в паре или в тройках, но у каждого ученика в тройке должно быть по одному карандашу.

В такой игре вы подарите своим воспитанникам и эмоциональную перемену, отвлечёте их от мобильных телефонов, сможете в игровой форме продолжить воспитательную работу формируя умение работать в микрогруппах и добавите двигательной активности в режиме каждого ребёнка, научите его грамотно относится к своему здоровью, правильно, безопасно, интересно и с пользой для здоровья организовывать свой отдых во время учебного процесса и за пределами школы.

Своим выступлением мы хотим показать, что роль физической культуры становится неотъемлемой частью в деле формирования не только двигательного опыта, но и воздействует на интеллектуальные и социально-психологические стороны развития человека.  Поэтому сотрудничество учителей физической культуры, классных руководителей и других учителей-предметников полезно и необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя - предметника и классного руководителя.

Статья содержит рекоендации по выработке стратегии сотрудничества учителя - преметика и классного руководителя....

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Взаимодействие учителя-предметника с классным руководителем в организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач обучения и воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином ...

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей об...