Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников
статья на тему

Апрыщенко Ирина Владимировна

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников

 

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В письме учащихся младших классов встречаются специфические ошибки, большинство из них составляют симптоматику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддаётся коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.

В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных форм дисграфии, в том числе,  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, С.Б. Яковлева, Е.А. Логинова).

Однако, практически отсутствуют комплексы дидактических заданий для предупреждения и устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которые могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов. Недостаточно освещён вопрос взаимодействия учителя и логопеда. Есть отдельные статьи по данной проблеме.

Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили

обозначить тему работы в данном направлении "Взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".

Цель данной работы – на основе анализа специальной литературы и результатов экспериментального исследования охарактеризовать взаимосвязанную работу логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; определить этапы, содержание работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

1)изучить логопедическую, методическую, психолого-   педагогическую литературу по проблеме дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

2)проанализировать методы коррекции и приемы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

3) выделить этапы, методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

4) определить способы взаимодействия логопеда и учителя по преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Практическая значимость: материал можно использовать в работе логопеда и учителей начальных классов.

Таким образом, коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста будет успешной благодаря тесной взаимосвязи логопеда и учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В письме учащихся младших классов встречаются специфические ошибки, большинство из них составляют симптоматику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддаётся коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.

В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных форм дисграфии, в том числе,  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, С.Б. Яковлева, Е.А. Логинова).

Однако, практически отсутствуют комплексы дидактических заданий для предупреждения и устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которые могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов. Недостаточно освещён вопрос взаимодействия учителя и логопеда. Есть отдельные статьи по данной проблеме.

Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили

обозначить тему работы в данном направлении "Взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".

Цель данной работы – на основе анализа специальной литературы и результатов экспериментального исследования охарактеризовать взаимосвязанную работу логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; определить этапы, содержание работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

1)изучить логопедическую, методическую, психолого-   педагогическую литературу по проблеме дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

2)проанализировать методы коррекции и приемы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

3) выделить этапы, методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

4) определить способы взаимодействия логопеда и учителя по преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Практическая значимость: материал можно использовать в работе логопеда и учителей начальных классов.

Таким образом, коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста будет успешной благодаря тесной взаимосвязи логопеда и учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников

За основу  была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...

Доклад на МО начальных классов "Социальное и психическое развитие младших школьников"

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала её граждан, без развития их активности, инициативы и способностей....