Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
статья на тему

Жернакова Валентина Степановна

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у младших школьников массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Жернакова В.С., учитель – логопед,  г. Петрозаводск

Общепризнанно, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, так как чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Если ребенок не освоит их вовремя, то в дальнейшем непременно будет отставать в учебе: в начале это является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики русского языка. Недостаточная  сформированность грамматических закономерностей у учащихся приводит к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач, усвоение программы гуманитарных предметов. Словом, к середине второго класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам.

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растет, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Иногда у таких школьников наблюдаются нарушение чтения (дислексия) и  ошибки при письме (дисграфия). Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучении русскому языку и чтению младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы.

Сложность в организации работы по преодолению расстройств письма заключается в том, что как родители, так и учителя во многом не осведомлены в этом круге проблем. Некоторые учителя не всегда верно квалифицируют характер специфических речевых нарушений при овладении навыками чтения и письма. Они считают логопедические ошибки «странными», нелепыми, вызванными личностными особенностями ученика: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью, небрежностью. Считают специфические ошибки чтения и письма временными, не вызывающими особой тревоги. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что является одной из причин хронической неуспеваемости и школьной дезадаптации.

Цель данной статьи привлечь внимание родителей и учителей к недостаткам речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость.

Что же может и должен сделать учитель? Во – первых,  суметь отличить ребенка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью, от детей, плохо успевающих по другим причинам. Во -  вторых, учитель должен понимать, что обычные способы и методы обучения не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Бесконечные переписывания плохо выполненных заданий, дополнительные занятия вызывают у ребенка неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, В специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.

Для того, чтобы обеспечить в процессе обучения детей на начальном этапе взаимодействие логопеда  с одной стороны, и учителя с другой стороны, построить работу так, чтобы предупредить стойкие нарушения чтения (дислексия) и  ошибки при письме (дисграфия), рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки в письме  младших школьников. Внимательный педагог вовремя сумеет разглядеть эти специфические проблемы и помочь школьнику получить так необходимую ему помощь учителя – логопеда.

Остановимся более детально на специфических ошибках, которыми пестрят тетради неуспевающих школьников, связанных с несовершенством фонематической системы. В этом случае наблюдается смешение букв.

Ошибки фонематического восприятия

По акустико – артикуляционному сходству смешиваются обычно:

  • Лабиализованные гласные:

О – У - «тельпан» - тюльпан; «рочей» - ручей;

Е – Ю – «клеква» - клюква; «замюрзли» - замерзли.

  • Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:

Д – Т, З  – С, Б – П, Г – К, В – Ф

«кослик» - козлик; «долко» - долго; «ковта» - кофта; «панка» -  банка.

  • Свистящие и шипящие согласные:

С – Ш, З – Ж, СЬ – Щ

«зуки» - жуки; «шапаги» - сапоги; «сенок» - щенок.

  • Сонорные согласные:

Р - Л

 «небель» - мебель; «крюч» - ключ.

  • Аффрикаты:

Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц –С

«куриса» - курица; «птича» - птица.

  • Заднеязычные:

Г - К – Х

«гороговый» - гороховый; «черемука» - черемуха.

  • Нарушение смягчения согласных:

«кон» - конь; «клув» - клюв; «бероза» - береза.

Ошибки, связанные с несформированностью

 навыков звукового анализа и синтеза.

Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок, как искажения звуко – слоговой структуры слова:

  • пропуск букв и слогов: « дикат» - диктант; «трва» - трава;
  • перестановка букв и слогов: «коно» - окно; « корвом» - ковром;
  • недописывание букв и слогов: «красны» - красный; « мышк» - мышка; «набухл» - набухли;
  • наращивание слов лишними буквами и слогами: « тарава» - трава;

Следующая категория ошибок, которые может обнаружить учитель при проверке тетрадей, связана с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.

 

Ошибки, связанные с несформированностью

 анализа структуры отдельного предложения.

Если ребенок не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, наблюдаемые ошибки, связанные с неумением определять границы предложения в тексте:

 

  • слитное написание предложений;
  • слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами: «подороге»; «уокна»;
  • раздельное написание слова;
  • раздельное написание приставки и корня слова: «при летели» - прилетели; «на ступила» - наступила;

Ошибки, связанные с недоразвитием

лексико - грамматического строя речи.

Этот тип ошибок стоит на втором месте по распространенности и многообразию. Эту категорию ошибок обычно называют аграмматизмами на письме, которые проявляются в трудном для ребенка процессе овладения письменной речью. Все они вызваны нарушением лексико – грамматической стороны речи.

Аграмматизмами на уровне связного текста являются:

  • нарушение последовательности предложений;
  • пропуски связующих смысловых звеньев, что ведет к нарушению смысловых и грамматических связей между отдельными предложениями.

           На уровне отдельного предложения синтаксические аграмматизмы проявляются в нарушении структуры предложения:

  • в нарушении порядка слов в предложении;
  • в пропуске главных и второстепенных членов предложения.

       

 Морфологические аграмматизмы чаще всего проявляется в виде нарушения словообразования и словоизменения.

         

        Ошибки словообразования.

  • нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов):

лед – «ледик»; берлога медведя – «медедевая»; поросята – «свинята»; стул – «стулик».

        Ошибки, вызванные нарушением связи слов

        в словосочетаниях и предложениях.

        Наблюдаются ошибки в предложно – падежном управлении, согласовании

          существительного с прилагательным, существительного с числительным:

  • «синяя» небо; «желтая» солнце; «пять желтеньки спиленочка»; «у белке пушистый хвост»; «лодка плыла на озеру».

         

       

Все рассмотренные выше ошибки связаны с недостаточным развитием речи ребенка. Однако нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевых ряд важнейших неречевых функций. Особенно двигательные функции руки и зрительномоторную координацию, задержка развития этих функций также приводит к возникновению специфических ошибок в        письменной речи младших школьников. Хотя подобные ошибки не вызваны нарушением произношения или незнанием правил орфографии.

Смешение букв по оптическому сходству

Сходство букв особенно усиливается в условиях скорописи с переходом на стадию связного письма. Убыстрение темпа и увеличение объема письменных работ провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико – моторными навыками. Таким образом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма.

Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство:

с –е; о –е; у –д - з; л – и; м –ш; в – д.

в письме младших школьников выявлена большая распространенность смешения букв по кинетическому сходству. Исследователи объясняют, что в акте письма участвуют как зрительный, так и двигательный анализатор. Которые обеспечивают процесс письма в норме. Нарушение в работе двигательного анализатора ведут к несформированности графомоторных функций. В этом случае возникает еще один тип ошибок.

Смешение букв по кинетическому сходству

Примеры  смешения в письме букв по кинетическому сходству:

о –а; б – д; и – у; У –Ч; п – т; П – Т; л – м; х – ж; ч – ъ; Г – Р; н – ю; и – ш; л –я; Н – К; а –д.

Все перечисленные выше нарушения в равной степени проявляются в ошибках, как при чтении, так и при письме. Чтение и письмо как составляющие единый динамический стереотип слова. Поэтому и ошибки, допускаемые учащимися при чтении, аналогичны ошибкам в письменных работах и вызываются аналогичными нарушениями речевых и неречевых функций: дисграфия и дислексия сопутствуют друг другу.

В заключении хочется еще раз отметить, что перечисленные выше ошибки при чтении и письме – это не случайные ошибки, возникающие у учащихся от невнимательности или недоучивания грамматических правил. На самом деле в основе подобных ошибок лежат  более серьезные причины. Такого рода ошибки отражают определенные трудности ребенка в ходе чтения и письма. Они обусловлены деятельностью многих структур головного мозга: речевых и неречевых зон.

Отсутствие специально организованной коррекционной логопедической работы вызывает закрепление и усложнение специфических нарушений письменной речи. Одна из основных задач: привлечь внимание учителя к проблеме, получившей широкое распространение в общеобразовательной школе; научить педагога отличать специфические ошибки, чтобы вовремя помочь ребенку справиться с речевыми недостатками. Это позволит повысить успеваемость учащихся по чтению и русскому языку.

Литература.

Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г.Г.

Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., Просвещение, 1991.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., Владос, 1995.

Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. СПб,1998.

Парамонова Л. Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб,2001.

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников

В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....

Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  составлена на основе типовой программы  Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...