Главные вкладки

    Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
    методическая разработка на тему

    Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ksr_po_mdk_03.01_kl_ruk.doc243 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правительство Санкт-Петербурга

    Комитет по образованию

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

    Методические рекомендации к проведению КСР

    по профессиональному модулю 03.Классное руководство

    Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

    основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

    для студентов 4 курса,

    по специальности 050146  Преподавание  в начальных классах

    Преподаватель:

    Бочаркина Е.А.

    Санкт-Петербург

    2014

    Пояснительная записка

            Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

            Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (раздела, МДК):

    максимальной учебной нагрузки обучающегося – 132

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88

    самостоятельной работы обучающегося – 44

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    1. педагогического  наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
    2. анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений  по их коррекции;
    3. определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;
    4. планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
    5. определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;
    6. наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

    уметь:

    1. выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
    2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;
    3. планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно - развивающего образования;
    4. оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
    5. совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
    6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
    7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
    8. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
    9. создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
    10. помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты;
    11. составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
    12. вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
    13. изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
    14. формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации;
    15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
    16. использовать разнообразные методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
    17. анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);  

    знать:

    1. теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
    2. методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
    3. особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
    4. возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;
    5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;
    6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;
    7. условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
    8. особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
    9. теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
    10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
    11. педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
    12. основы делового общения;
    13. особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
    14. задачи и содержание семейного воспитания;
    15. особенности современной семьи;
    16. содержание и формы работы с семьёй;
    17. способы диагностики результатов воспитания;
    18. методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
    19. логику анализа деятельности классного руководителя


    Тема 1. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

    Вид КСР: 

    1. Составить план деятельности классного руководителя на четверть.
    2. Используя разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания составить план проведения внеурочных мероприятий.
    3. Составить план-схему организации детского досуга, привлекая детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.  
    4. Составить, провести один из этапов внеклассного мероприятия и проанализировать его.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Требования к планированию

          План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
          1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
          2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
          3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
          4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
          5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
          6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
          7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
          8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
          9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
          При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
          -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
          -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
          -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
          -   передовой опыт страны, города, школы;
          -   возможности родителей, общественности;
          -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
          -   традиционные праздники учебного года;
          -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
          -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
          -   традиции школы;
          -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
          -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

    Направление

    Тема (название, форма)

    Ответственные

    Сроки

    Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.

    Требования к конспекту (Плану мероприятия)

    Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
    2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
    3. Требования к содержанию: 
    – достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия; 
    – наличие мотивации темы; 
    – соответствие содержания сформулированным целям; 
    – соответствие содержания уровню развития учащихся; 
    – ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
    – установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
    – адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
    – целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
    – целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
    – создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
    – оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
    – качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
    4. Требования к форме мероприятия: 
    – разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
    – учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
    – вариативность форм представления знаний и умений. 
    5. Требования к структуре занятия: 
    – соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
    – четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
    6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
    7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
    8. Структура конспекта занятия: 
    Тема: 

    Класс/возраст: 

    Тип занятия: 

    Форма занятия:

    Участники:

    Ведущие:

    Цель: 

    Задачи: 

    Используемые методы и приемы: 

    Предварительная работа:

    Оборудование: 

    Ход мероприятия: 

    1. Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
    2. Основная часть
    3. Итог.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
    2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
    3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
    4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
    5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
    6. «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
    7. Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
    8. Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
    9. Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
    10. Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
    11. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    12. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    13. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

    Время на выполнение: 9 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

    У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий;

    У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

    З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

    З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий;

    З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе.

    Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя

    Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся.

    Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий.

    Тема  2.Организация досуговой деятельности детей

    Вид КСР :

    1. Используя разнообразные игровые методы, формы, средства  воспитания составить план проведения досуговых мероприятий на месяц.
    2. Составить план-конспект досугового мероприятия в игровой форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
    3. Составить план-конспект досугового мероприятия в форме викторины или соревнования или игры по станциям.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Требования к планированию

          План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
          1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
          2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
          3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
          4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
          5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
          6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
          7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
          8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
          9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
          При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
          -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
          -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
          -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
          -   передовой опыт страны, города, школы;
          -   возможности родителей, общественности;
          -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
          -   традиционные праздники учебного года;
          -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
          -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
          -   традиции школы;
          -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
          -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

    Направление

    Тема (название, форма)

    Ответственные

    Сроки

    Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.

    Требования к конспекту (Плану мероприятия)

    Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
    2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
    3. Требования к содержанию: 
    – достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия; 
    – наличие мотивации темы; 
    – соответствие содержания сформулированным целям; 
    – соответствие содержания уровню развития учащихся; 
    – ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
    – установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
    – адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
    – целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
    – целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
    – создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
    – оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
    – качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
    4. Требования к форме мероприятия: 
    – разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
    – учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
    – вариативность форм представления знаний и умений. 
    5. Требования к структуре занятия: 
    – соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
    – четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
    6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
    7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
    8. Структура конспекта занятия: 
    Тема: 

    Класс/возраст: 

    Тип занятия: 

    Форма занятия:

    Участники:

    Ведущие:

    Цель: 

    Задачи: 

    Используемые методы и приемы: 

    Предварительная работа:

    Оборудование: 

    Ход мероприятия: 

    1. Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
    2. Основная часть
    3. Итог.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
    2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
    3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
    4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
    5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
    6. «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
    7. Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
    8. Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
    9. Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
    10. Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
    11. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    12. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    13. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

    Время на выполнение: 9 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

    У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий;

    У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

    З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

    З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий;

    З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе.

    Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя

    Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся.

    Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий.

    Тема 3. Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов

    Вид КСР: 

    1. Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
    2. Подготовить  перечень мероприятий, оказывающие педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
    3. Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
    4. Составить план-конспект мероприятия, оказывающего педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов об учете в воспитательной работе отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении. Уметь планировать и реализовывать свою деятельность как классного руководителя с учетом индивидуальных особенностей детей. Знать особенности профилактических мероприятий по предотвращению девиаций у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты.

    Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Заполнить таблицу

    Название документа

    Краткое описание мер

    Подготовить  перечень мероприятий, оказывающих педагогическую поддержку дезадаптированных детей к условиям образовательного учреждения.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Обратить внимание на мероприятия по предотвращению конфликтов. (Тема: Толерантность, дружба, мероприятия на снижение уровня агрессивности у детей и т.д.)

    Мероприятие

    Форма и место проведения

    Сроки

    Участники

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
    2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
    3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
    4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
    5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
    6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
    7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

    Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассных мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности в начальной школе. Овладеть умением совместно планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Требования к планированию

      План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
          1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
          2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
          3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
          4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
          5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
          6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
          7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
          8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
          9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
          При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
          -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
          -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
          -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
          -   передовой опыт страны, города, школы;
          -   возможности родителей, общественности;
          -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
          -   традиционные праздники учебного года;
          -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
          -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
          -   традиции школы;
          -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
          -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

    Мероприятие

    Ответственный

    Сроки

    Участники

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
    2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
    3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
    4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
    5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
    6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
    7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

    Время на выполнение: 9 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

    У 10. помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты;

    З 4. возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;

    З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

    З 8. особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

    Составление плана воспитательной работы на основе педагогической диагностики воспитанности учащихся класса, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации.

    Составление и проведение основного этапа  мероприятия, используя различные формы и  методы воспитательной работы. Составление плана мероприятий по профилактике конфликтов между детьми.

    Тема 4. Коллектив как объект и субъект воспитания

    Вид КСР: 

    1. Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».
    2. Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).
    3. Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.

    Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».

    Методические рекомендации к выполнению:

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

    (СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТОВ ПО УЧЕБНИКУ ИЛИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ (РЕФЕРАТОВ) И ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

    1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ЗАДАНИЕ.
    2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРУ.
    3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ ЛИ ЯСНО В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, ПРИ ЗАТРУДНЕНИЯХ УТОЧНИТЕ У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕПОНЯТНЫЕ  МОМЕНТЫ.
    4. РАСЧИТАЙТЕ СРОКИ И ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ
    • Процесс работы формально можно разделить на три направления:
    • Поиск, сбор и систематизация информации.
    • Обработка информации.
    • Представление информации.

    Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний, информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала).

    Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.

    Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру ответа на вопрос или тему выступления. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего выступления.

    После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.

    Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБЩЕНИЯ (РЕФЕРАТА)

    Реферат необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии реферата:

    • Титульный лист – отражает полное название реферата, ФИО студента, год и место разработки документа.
    • Содержание – список  глав и приложений с указанием номера страницы.
    • Главы – непосредственно главы реферата.
    • Приложения – спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.

    Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания реферата, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.

    «Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути текста «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными. Для повышения наглядности можно использовать:

    • схемы, графики, диаграммы;
    • фотографии.

    Однако не стоит сильно перегружать выступление информацией. Если Вы хотели бы включить материал в сообщение , но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.

    В некоторых случаях приходится защищать реферат в очной форме. Чаще всего это проходит в формате презентации. Для успешной презентации необходимо подготовить:

    1. Речь выступления на 5-10 минут.
    2. Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
    2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
    3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
    4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
    5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/ 
    6. Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/

    Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

    Методические рекомендации к выполнению:

    При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).

    После проведения  диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной  лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.

    Для проверки предоставляется:

    1. План проведения диагностического мероприятия,
    2. непосредственно методика  с ключом,
    3. «сырой» материал,
    4. интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
    5. рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist

    Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

    Методические рекомендации к выполнению:

    Цель деятельности педагога конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

    Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

    Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

    Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

    Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

    Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные  на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения  школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

    Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
    2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
    3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
    4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
    5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/ 
    6. Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/
    7. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    8. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    9. Галкина Г.И.  Искусство управления классным коллективом: практическое руководство. – Ростов н/Д. изд. Феникс 2008
    10. Иванов А. В. Современные подходы к содержанию деятельности классного руководителя. — М., 2005.

    Время на выполнение: 6 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 4. оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

    У 5. совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

    У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

    У 9. создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

    З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

    З 7. условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

    Составление и проведение  этапа мероприятия, оказывающего психолого-педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения; самоанализ данных мероприятий.

    Подготовка к проведению мероприятий в форме КТД с целью организации предпосылок по формированию ученического самоуправления.

    Тема 5. Взаимодействие семьи и школы

    Вид КСР: 

    1. Подготовить список статей из современной периодической литературы (журналы, газеты) «В помощь родителям»
    2. Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
    3. Составить план работы с родителями на четверть.
    4. Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

    Подготовить список статей  с аннотацией из современной периодической литературы (журналы, газеты, сайты) «В помощь родителям»

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Знать и уметь раскрыть сущность задачи и содержание семейного воспитания;  особенности современной семьи;  содержание и формы работы с семьёй.

    Методические рекомендации к выполнению:

    Список литературы оформляется строго с учетом требований ГОСТа.

    Вся литература оформляется строго в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы или по первой букве наименования документа или коллективной работы, не имеющей строгого авторства, и нумеруется.

    При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

            

            Библиографическое описание книг, имеющих автора:

            1.  Безуглов И.Г. Основы научного исследования: Учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. –  М.: Академический проект, 2008. – 194 с.        

            2.  Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. – Ярославль, 1994. – 116 с.

    Библиографическое описание  коллективного сборника:

    Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 239 с.

    Библиографическое описание журнальной статьи:

    Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика.  1997.  № 5. – С. 97-103.

    При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

    Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. 1995.  №3(23).  авг.  С. 8-10.

             При ссылках на сайты Internet указывается полный адрес в соответствии с адресной строкой.

    Иванов Ф.Ф, Петров В.В., Сидоров Т.Т., Соловьева А.А. Электронный журнал "Исследовано в России", 3, 1998. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/1998/003.pdf

    Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

    Методические рекомендации к выполнению: Находить и использовать  специализированную методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к проведению и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.

    1. Подобрать несколько диагностических методик и  проанализировать их. 
    2. Составить рекомендации к проведению.

    При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).

    После проведения  диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной  лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.

    Для проверки предоставляется:

    1. План проведения диагностического мероприятия,
    2. непосредственно методика  с ключом,
    3. «сырой» материал,
    4. интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
    5. рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist
    2. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
    3. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
    4. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
    5. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
    6. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
    7. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
    8. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

    Составить план работы с родителями на четверть.

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

    Методические рекомендации к выполнению:

    1. Продумать методы и формы, которые можно использовать при работе с родителями, опираясь на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.
    2. Составить план работы с родителями, опираясь на результаты выявленных, с помощью диагностических методик, особенностей семейного воспитания и на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

    Требования к планированию

      План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
          1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
          2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
          3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
          4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
          5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
          6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
          7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
          8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
          9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
          При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
          -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
          -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
          -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
          -   передовой опыт страны, города, школы;
          -   возможности родителей, общественности;
          -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
          -   традиционные праздники учебного года;
          -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
          -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
          -   традиции школы;
          -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
          -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

    Мероприятие

    Ответственный

    Сроки

    Участники

    Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

    Требования к конспекту (Плану мероприятия)

    Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
    2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
    3. Требования к содержанию: 
    – достижимость и четкость постановки целей и задач урока; 
    – наличие мотивации темы; 
    – соответствие содержания сформулированным целям; 
    – соответствие содержания уровню развития учащихся; 
    – ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
    – установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
    – адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
    – целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
    – целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
    – создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
    – оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
    – качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
    4. Требования к форме мероприятия: 
    – разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
    – учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
    – вариативность форм представления знания. 
    5. Требования к структуре занятия: 
    – соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
    – четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
    6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
    7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
    8. Структура конспекта занятия: 
    Тема: 

    Класс/возраст: 

    Тип занятия: 

    Форма занятия:

    Участники:

    Ведущие:

    Цель: 

    Задачи: 

    Используемые методы и приемы: 

    Предварительная работа:

    Оборудование: 

    Ход мероприятия: 

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
    2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
    3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
    4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
    5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
    6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
    7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
    8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
    9. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
    10. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
    11. Инфоурок -- http://infourok.ru/
    12. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/

    Время на выполнение: 8 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

    У 11. составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

    У 12. вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

    У 13. изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

    У 14. формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации;

    У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

    З 13. особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

    З 14. задачи и содержание семейного воспитания;

    З 15. особенности современной семьи;

    З 16. содержание и формы работы с семьёй;

    Соответствие  выбора педагогической диагностики с целью изучения особенностей воспитания в семье  и  оформления результатов в соответствии с  требованиями, установленными учебным заведением; грамотность изложения материала.

    Составление плана работы с родителями на основе анализа специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации, используя различные формы работы с семьей.

    Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при работе с родителями

    Тема 7. Документация классного руководителя

    Вид КСР: 

    1. Заполнение  части электронного журнала;
    2. Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса
    3. Составить информационно - справочный документ;
    4. Заполнить несколько стр классного журнала;

    Заполнение  части электронного журнала. Заполнить несколько стр классного журнала;

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя; научить студентов составлять документы, знать их структуру и реквизиты, познакомить с требованиями по заполнению журнала (печатного и электронного).

    Методические рекомендации к выполнению:

    Заполнить стр. журнала в  соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, данного вида.

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    http://sosh1.edumsko.ru/electronic_services/ej/articles/5/

    http://www.74-gim76.edusite.ru/

    1. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    2. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
    3. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

    Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса

    Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

    Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя;

    Методические рекомендации к выполнению:

    Ф,И.О. уч-ся

    Дата рождения

    Дом адрес и тел

    Ф.И.О. матери, место работы и должность

    Ф.И.О. отца, место работы и должность

    Примечание

    Рекомендуемая литература для подготовки :

    1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
    2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
    3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
    4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
    5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
    6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
    7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

    Время на выполнение: 4 ч

    Результаты КСР, подлежащие проверке:

    У 8. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

    У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

    У 17. анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);  

    З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

    З 18. методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

    Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при проведении внеурочных мероприятий.

    Составить информационное письмо с уведомлением родителей об учебном и воспитательном процессе их ребенка.

    устное сообщение

    Заполнение  части электронного и печатного журнала;


    Общее планирование КСР в течении учебного года

    № п/п

    Календарные сроки изучения тем

    Темы, краткое содержание

    Виды КСР

    Формы и методы контроля КСР

    1 семестр

    1.

     3 курс 2 с

    Тема 1

    Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

    • Используя разнообразные методы, формы, средства  воспитания составить план проведения внеклассных мероприятий на месяц;
    • Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования

    Выполнение и защита практических работ;

    2.

    4 к 1 с

    сентябрь

    Тема 2

    Организация досуговой деятельности детей

    • Используя разнообразные методы, формы, средства  воспитания составить план проведения досуговых мероприятий на месяц.
    • Составить планы досуговых мероприятий по различным направлениям в игровой форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
    • Составить план-конспект досугового мероприятия в форме викторины или соревнования или игры по станциям.

    Выполнение и защита практических работ;

    3

    октябрь

    Тема 3

    Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов

    • Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
    • Подготовить  перечень мероприятий, оказывающие педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
    • Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
    • Составить план-конспект мероприятия, оказывающего педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    устное сообщение

    Выполнение и защита практических работ;

    4.

    Октябрь-ноябрь

    Тема 4 

    Коллектив как объект и субъект воспитания

    • Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб»
    • Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия)
    • Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Проверка письменной работы, устное сообщение

    Выполнение и защита практических работ;

    5

    ноябрь

    Тема 6

    Взаимодействие семьи и школы

    • Подготовить список статей из современной периодической литературы (журналы, газеты) «В помощь родителям»
    • Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
    • Составить план работы с родителями на четверть.
    • Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

    Выполнение и защита практических работ;

    6.

    декабрь

    Тема 7 

    Документация классного руководителя

    • Заполнение  части электронного журнала
    • Заполнение базы данных на 5 учащихся класса
    • Составить информационно - справочный документ;
    • Заполнить несколько стр классного журнала;

    Проверка письменной работы

    Выполнение и защита практических работ;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 100116 «Парикмахерское

    КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02 «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей»Основной профессиональной образовате...

    Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

    Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

    Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

    Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...