Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной области «География»
статья по географии на тему

Головченко Светлана Витальевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fgos_geografiya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной области «География»

Головченко С. В.,

учитель географии

Пушкинский район, МО

Перед любой национальной образовательной системой при построении и развитии сети образовательных организаций всегда стоит вопрос: «Чему и

как учить?». Если «чему учить?» сегодня почти разрешенная проблема, то «как учить?» – вопрос многогранный и разносторонний.

Перед учителем очень часто встают вопросы: «Как обеспечить одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?». Данная задача решается с помощью применения активных методов обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное

овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трех составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщенных моделей образованности на различных ступенях образования. Образованность обучающихся является одним из показателей качества образования.

Работая над повышением образованности обучающихся на уроках географии, развивается способность решать жизненные задачи.  На уроках географии такие задачи можно использовать почти на каждом уроке и в каждом классе. На ступени основного образования:

 - не только решать познавательные задачи, но и включать свой опыт и обогащать свой опыт социального взаимодействия;

- не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.

Обучающиеся, перешедшие в старшие классы, решают свои задачи:

- определяются в направлениях и профилях своей образовательной деятельности;

-  осваивают новые социальные связи;

-  на основе самопознания и самооценки определяются личностно.

В использовании интерактивных методов на уроках географии можно выделить положительные моменты:

 развитие мотивации к обучению у обучающихся

 формирование у обучающихся навыка самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности

Учитель старается в своей работе создавать условия для:

  • доверительных, позитивных отношений между обучающим и обучающимися;
  • демократического  стиля общения;
  • сотрудничества в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опоры на личный  опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров,  фактов, образов;
  • поиска   информации, форм деятельности обучающихся;

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.

Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра -  хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

Исследования доказали, что человек запоминает только 10% того, что читает, 20% - того, что слышит, 30% - того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающиеся непосредственно участвуют в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решений, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Считаю, что активные методы обучения, за счёт высокомотивированной самостоятельной разнообразной деятельности обучающихся в процессе урока, обеспечивают очень высокую (80-90%) эффективность освоения материала.

Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации. Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов.

Инновационные и активные методы обучения и воспитания позволяют удовлетворить следующие требования ФГОС:

- к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего  образования, в том числе требования к соотношению частей  основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной    программы  основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Инновационные и активные методы обучения и воспитания – это основа реализации в своей педагогической области предполагаемого Стандартом системно-деятельностного подхода.

Инновационные и активные методы обучения и воспитания – это также эффективный способ достижения предполагаемого Стандартом становления таких личностных характеристик выпускника, как:

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Я считаю, что инновационные и активные методы обучения и воспитания в работе должны быть направлены на достижение высоких личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных в ФГОС

Приоритетом обучения должно стать не освоение учеником определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учиться самостоятельно добывать знания, уметь их перерабатывать, отбирая нужные, связывать с другими.

Широкое повсеместное внедрение инновационных и активных методов создают благоприятные условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Я считаю, что результатом использования современных педагогических технологий является стабильное качество знаний по предмету, который я преподаю, а также  уровень обученности.

Использованная литература:

1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М., 1998.

2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология

профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]

/Долгоруков А. – Режим доступа:

http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе

исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига,

НПЦ «Эксперимент», 1995.

4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения /

Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии:

Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2009.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм и методов обучения и воспитания с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры при изучении физики.

В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятел...

Методы и приемы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС

Методы и приемы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС...

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...