Главные вкладки

    Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.
    статья по физике

    Москаленко Ирина Анатольевна

    Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_ekolgicheskoy_kultury.docx63.22 КБ

    Предварительный просмотр:

     VI региональный дистанционный конкурс учителей физики «Истина где-то рядом»                                                      Номинация № 3: «Думай глобально – действуй локально»

     Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

    Москаленко Ирина Анатольевна учитель физики муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Даниловка Аткарского района Саратовской области

    2019г


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.Экологическое воспитание на уроках физики..………………………………….2

    2. Методы  и формы организации учебных занятий по физике………………..2

    3. Методы организации учебно-познавательной деятельности…………………2

    4.Учебная деятельность на уроке…………….…………………….………............3

    5.Современное состояние природной среды…………………...………………….4

    6.Применение экологического воспитания на уроках физики…………………5

    7.Исследовательская деятельность………………………………………………..6

    8. Проекты учащихся ……………………………………………………………..7

    9. Заключение……………………………………………………………………...13

    10. Литература…………………………………………………………………….15

    1.Экологическое воспитание на уроках физики.

    Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета. Проработав много лет в школе, я пришла к выводу, что нужно ученику давать не только новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применять их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять.

    2.Методы и формы организации учебных занятий по физике.

    Словесные (вербальные) методы обучения: рассказ, объяснение, беседа (эвристическая беседа), лекция, работа с книгой.

    Наглядные методы обучения физике: демонстрационный эксперимент, его значение в обучении. Рисунки и чертежи на уроках физики. Применяю на уроках физики плакаты, таблицы, диаграммы, кинофильмы, видеофильмы, компьютерные модели, анимации.

    Практические методы обучения физике. Решение задач по физике, их функции в учебном процессе. Классификация задач по физике и методика их решения. Методика обучения учащихся решению физических задач. Использование ЭВМ при обучении учащихся решению задач.

    Лабораторные методы: проведения семинаров и конференций по физике. Организация и методика проведения экскурсий. Методика организации домашней работы учащихся по физике.

    Занятия по физике: фронтальные лабораторные работы, домашние наблюдения и опыты. Расчет погрешностей измерений в лабораторных работах.

    3.Методы организации учебно-познавательной деятельности.

     Самостоятельная работа учащихся по физике с учебником, справочником, хрестоматией, дидактическими материалами, научно-популярной литературой и т.д. Методика организации самостоятельной работы учащихся.

    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методика формирования познавательного интереса к физике и активизации познавательной деятельности учащихся.

    Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Стандартизация и диагностика знаний учащихся. Составление проверочных заданий на основе поэлементного анализа учебного материала. Методы проверки знаний и умений учащихся. Методика организации проверки знаний и умений учащихся по физике. Единый государственный экзамен по физике, структура и содержание контрольно-измерительных материалов, подготовка учащихся к экзамену.

    4.Учебная деятельность на уроке.

    Цель любого учителя: воспитывать творческую личность на уроке и во внеурочное время. Воспитывать человека разумного, мыслящего. При этом обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого, применять личностно-ориентированный подход в обучении. Для активизации познавательной деятельности предлагаю «маленькие хитрости» на уроке:

    Качественные задачи – мини-рассказы условно разделены на несколько видов: затрагивающие личностные качества человека; рассчитанные на эрудицию; с нетипичными ситуациями.

    Задачи с бытовым содержанием: задачи-почемучки; задачи типа «Перефразируй, чтобы стало понятно», «Объясни пословицу, поговорку», «Сформулируй кратко»; мировоззренческие задачи.

    Тестовые занимательные задачи и задания. «В споре рождается истина», – гласит пословица. С этой целью я составляю тесты, цель которых не столько проверить знания учеников, сколько проследить за умением мыслить. Задания составляются так, чтобы ученик, даже просто читая их, узнавал что-то новое, учился трансформировать свои знания из одной области знаний в другую.

    Оценочные практические работы творческого характера типа «Познай себя». Например: определить свой рост, используя часы, камушек и нитку; оценить среднюю скорость указательного пальца при щелчке; определить время реакции человека на звуковой, световой сигналы. Решение задач с дополнительной, познавательной информацией, в том числе экологического содержания.

    Рационализаторские задачи – изобретательские задачи, тесты (контроля знаний, проверки логики рассуждений, контроля пробелов в знаниях, входные, выходные).

    Презентации, рефераты, доклады, конференции – тематические, по интересам сообщения типа «А знаете ли вы?» (сенсационные «изюминки»), конференции «Необычные явления», «Из истории науки», «Фундаментальные опыты» и т.д.

    Поиск информации. Что науке известно о?.. Где это (например, изотопы, лазеры) применяют? Какая польза (вред) от этого явления?

    Научные работы, исследования: окружающей среды (экологические опыты); влияния солнечной радиации на вещества; света (разложение белого света на составляющие с помощью простейшего оборудования); зависимости электризации тел от влажности; свойств песка; возможностей человека (прогноз результатов в спорте с их физическим обоснованием); влияния температуры окружающего воздуха на температуру воды, почвы, песка; видимых и невидимых излучений (регистрация с помощью кратковременных наблюдений и простых опытов).

    Воспитательная работа на уроках и внеурочное время: физика и медицина (изобретение, использование и усовершенствование физических приборов в медицинских целях); физика и спор (под каким наклоном и с какой силой нужно стартовать, чтобы результат был наибольший); физика и поэзия (применение лирических описаний к физическим явлениям); физика и музыка; физика в походе (образование росы, громкость звука в лесу в зависимости от времени суток и местоположения); физика и дурные привычки (действие алкоголя, никотина – действие II закона термодинамики, т.е. необратимость процессов).

    5.Современное состояние природной среды

    Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в ХХ веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере.

    Итогом нарушения прозрачности атмосферы, а, следовательно, и теплового баланса может явиться возникновение “парникового эффекта”, то есть увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов. Это способно вызвать таяние ледников полярных областей, повышению уровня мирового океана, изменению его солености, глобальное нарушение климата, затопление прибрежных низменностей и многие другие неблагоприятные последствия.

    Выброс в атмосферу промышленных газов, включающих такие соединения как окись углерода СО (угарный газ), оксиды азота, серы, аммиака и других загрязнителей, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели животных организмов. Помимо газообразных загрязняющих веществ в атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров.

    Можно также затронуть наиболее близкую для нас область экологии – экология жилища. Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам можно отнести применение строительных материалов, включающих асбест, формальдегид, применяемые в ходе эксплуатации жилых помещений, некоторые лакокрасочные материалы и предметы бытовой химии, являющиеся аллергенами.

    Различные шумы, нарушающие тишину, оказывают вредное или раздражающее влияние на организм человека, снижают работоспособность. Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредные воздействия на здорового человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психологическую сферу человека, поражают все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга и страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. С развитием телевидения, радиовещания и компьютеризации, телефонной связи возросло влияние электромагнитных полей на организм человека. С электромагнитным излучением связан целый букет болезней. Это головные боли, аллергия, лейкоз и негативное влияние на нервную, иммунную системы. Особенно чувствительны к этому воздействию школьники, организм которых ещё не сформировался.

    Особое место в экологическом загрязнении занимает транспорт. Один легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода, а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг различных углеводородов. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных путей, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям.

    Известно, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома, поэтому на своих уроках уделяю внимание экологическим проблемам.

    6.Применение экологического воспитания на уроках физики.    Экологические вопросы можно рассматривать на следующих уроках физики (Табл.1).

    Тема урока

    Экологическое воспитание

    7 кл.

     

     

     

     

    Диффузия

    Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов.

    Способы уменьшения и увеличения давления

    Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов.

    Сообщающиеся сосуды

    При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт)

    Воздушная оболочка земли

    Чистота атмосферы, вредные выбросы.

    Плавание судов

    Нефтеперевозки. Чистота воды.

    8 кл.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Примеры теплопередачи в природе и технике

    Тепловое загрязнение.

    Энергия топлива

    Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.

    Испарение

    Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.

    Двигатель внутреннего сгорания

    Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы.

    Паровая турбина

    Выбросы, вибрация.

    Электризация веществ

    Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.

    Источники электрического тока

    Выделение вредных газов из аккумуляторов.

    Действия электрического тока

    Вредные действия тока на живой организм.

    Магнитное поле

    Вредное действие магнитного поля.

    Электрический двигатель

    Вибрация, шум, магнитное поле.

    Источники света

    Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.

    Глаз

    Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.

    9 кл.

     

     

     

     

     

    Резонанс

    Вредность вибрации.

    Источники звука, звуковые колебания

    Вредность шума.

    Ультразвук и инфразвук

    Действие инфразвука на человеческий организм.

    Электромагнитное поле

    Вредное действие электромагнитных полей на организм.

    Радиоактивность

    Вредность радиоактивности.

    Ядерный реактор. Атомная энергетика

    Радиоактивные выбросы.

    7.Исследовательская деятельность.

    Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. Использование исследовательской деятельности в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности, развития логического мышления и творческой самостоятельности.

    8.Проекты учащихся.

    Проект «Осторожно, батарейка»

    Экспериментальная часть.

            Изучив материалы о применении батареек  и их видах, а также о влиянии  использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека, я решила провести ряд экспериментов для  подтверждения полученных данных.

    Исследование № 1

    Влияние гальванического элемента на состав воды.

    Ход исследования: Разобранную батарейку я положила в сосуд с водой. Вода сразу потеряла прозрачность, а лакмусовая бумага окрасилась в серый цвет, значит, ph-уровень воды стал максимальным. Следовательно, вещества, содержащиеся в батарейке, повышают содержание щелочи в воде.Целую батарейку я положила  во второй сосуд с водой. Вода свой цвет не изменила, и ph-уровень воды не изменился.

    Я  закрыла оба сосуда и оставила для наблюдения. Каждую неделю я измеряла ph-уровень воды в обоих сосудах и заметила, что в первом ph-уровень воды всегда оставался максимальным, а во втором – вода приобретала коричневый цвет и лакмусовая бумага изменяла цвет, ближе к серому, значит   ph-уровень  увеличивался.

    Для того чтобы точно узнать как загрязняется вода от батарейки, я отвезла воду из колбы в лабораторию для анализа. По полученному результату я увидела, что многие показатели воды увеличены и не соответствуют норме.

    Исследование № 2.

    Влияние на батарейку солей и кислотной среды.

    Ход исследования: Я взяла батарейку, и поместили ее в раствор медного купороса. Наблюдала в течение нескольких дней. Заметила постепенное потемнение корпуса батарейки, затем образование налета в виде ржавчины.

    Происходит выделение меди. Раствор приобретает ярко коричневый цвет, становится густым, желеобразным. Следовательно, процесс образования  металлов  может происходить во время нахождения батареек на полигоне, что ведет к попаданию их в почву и в грунтовые воды.

    Кислотной средой является почва, находящаяся в ней батарейка будет разлагаться. Я взвесила батарейку, её масса 12г, затем положила в землю. Через две недели я вновь взвесила эту батарейку, весила она уже 10г. Это означает, что часть вредных веществ оказалась в земле.

    Исследование № 3.

    Влияние на растения загрязненной воды.

    Ход исследования:Я взяла  комнатное растение  и поставила в банку с загрязнённой водой.  Наблюдала в течение семи дней. Заметила, что оно начало засыхать.

    Вывод: вода, загрязненная вредными веществами из батарейки отрицательно влияет на развитие комнатных растений.

    Исследование № 4. Анкетирование учащихся и педагогов

    Вопросы:

    1. Пользуетесь ли Вы дома батарейками?
    2. В каких устройствах   используете батарейки?
    3. Что делаете с батарейками после использования?
    4. Что означает этот знак:     http://www.grandars.ru/images/1/review/id/1859/fa60f2534d.jpg
    5. Согласны ли Вы сдавать батарейки в специальный пункт приема?
    6. Опасно ли влияние  отработанных батареек  на окружающую среду?

    Выводы:

    1. 100%  опрошенных  респондентов пользуются дома батарейками;

    2. Батарейки используются во многих бытовых устройствах, 100% опрошенных использует батарейки в пультах дистанционного управления;

    3. 100% выбрасывают использованные батарейки в мусор;

    4. 80%  знают о том, что знак на предмете говорит о том, что выбрасывать предмет с таким обозначением в мусорный контейнер ни в коем случае нельзя, т.к. батарейки содержат опасные вещества: тяжелые металлы, в том числе особо токсичные, требующие особого обращения;

    5. 92%  согласны сдавать батарейки в пункты приема;

    6. 92% знают о вреде неправильной утилизации отработанных батареек для окружающей среды и здоровья человека.  

    4. Экологическая акция«Сдай батарейку-спаси себя и планету!».

    В рамках экологической акции «Сдай батарейку-спаси себя и планету!»  я организовала пункт по сбору использованных батареек в школе и администрации Даниловского поселения, для освещения значимости проводимой экологической акции  я оформила плакаты, раздала буклеты.

    С учащимися  школы я провела  беседу о вреде батареек, выброшенных на свалку, о необходимости их специальной утилизации.Мою инициативу активно поддержали учителя, ученики, родители. Поддержал акцию глава администрации Тимаков Сергей Николаевич и обещал оказать помощь в утилизации собранных батареек.

     По итогам экологической акции собрано использованных  батареек в количестве 200 шт.  Таким образом,  нам удалось уберечь от загрязнения тяжелыми металлами 80000л. воды, 4000 кв. м почвы и сохранить пригодные условия для жизни 400 дерева.

    Проект «Энергосбережение начни с себя»

    Первый этап  - реализация проекта.

    «Всей семьей за экономию и здоровье»

    Задачи 1-ой неделя:

    1. Составить список электрических приборов в доме.

    2. Отметить в списке: наиболее энергоёмкие, часто или постоянно используемые.

    Обратить внимание на эти приборы и по возможности заменить на менее энергоёмкие.

    3. Зафиксировать расходование электроэнергии  семьёй за период 1 недели.

    4.  Рассчитать  количество потреблённой всей семьёй электроэнергии за и стоимость потреблённой энергии в рублях за всю неделю.

    Задача для  2-ой недели исследования: определить расход электроэнергии в своей семье  за каждый день недели исследования и за всю неделю в целом, при  наличии режима экономии.

    1. Разработать способы экономии электроэнергии

    2. Договориться  с членами  семьи об условиях эксперимента

    3.Фиксировать расход энергии в течение 2-недели по той же схеме, что и на первой

    4. Обработать результаты: рассчитать ежедневный расход и за всю неделю в кВт ч и рублях

    5. Проанализировать результаты исследования, ответив на вопрос: удалось ли войти в режим экономии электроэнергии и почему?

     6. Сделать выводы

    Что было сделано:

    1. Заменили лампы накаливания на энергосберегающие.

    2. Использовали точечное освещение.

    3. Не оставляли в сети зарядные устройства.

    4.При просмотре телевизора пользовались программой телепередач из газеты, так как максимум энергии тратится при переключении каналов пультом управления.

    5. Уменьшили температуру теплообменника в холодильнике на 1 градус, что сэкономило энергию на 6%.

    6. Наливали в чайник нужное для чашки чая количество воды.
    Своевременно удаляли из электрочайника накипь.

    7.Уборку пылесосом  выполняли при очищенном пылесборнике, так как скопившаяся пыль - дополнительное сопротивление для воздуха и соответственно повышение расхода энергии.

    8. Уменьшали температуру воды в стиральной машине. Полученные результаты затрат энергии до экономии и во время экономии зафиксировала в виде таблицы.

    Дни недели

    Затрачено энергии до экономии  кВт*ч

    Затрачено энергии  во время экономии   кВт*ч

    Понедельник

    6

    4

    Вторник

    7

    5

    Среда

    6

    4

    Четверг

    6

    5

    Пятница

    7

    5

    Суббота

    10

    10

    Воскресенье

    9

    7

    Всего

    51

    40

    Результат экономии за неделю – 11кВт*ч, за месяц – 44кВт*ч, за год – 528кВт*ч Общая сумма экономии -528кВт*ч*2,48 руб/кВт*ч=1309,44руб

     Проект «Экологические аспекты эксплуатации автомобилей».

        В настоящее время  на каждые 10 человек в мире приходится 1 автомобиль. В Москве 1 автомобиль приходится на 5 жителей столицы.

       Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного расселения людей в индустриальный странах, распространении туризма и др.

       Но сейчас все острее выявляются и отрицательные стороны – автомобиль стал одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В результате страдают люди, животные и растительный мир.

    Загрязнение биосферы.

    Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы составляет от 30% до 60%. По данным специалистов в Москве за прошлый год выброс автотранспорта возрос на 58%. В Саратове на 1 человека в прошлом году приходилось 213 тонн в год загрязняющих веществ. Сегодняшний уровень загрязнения центральной части России составляет 10-20 предельно-допустимых концентраций. Выбросы углекислого газа усиливают парниковый эффект, способствуют образованию кислотных осадков, вызывающие разрушение зданий, закисление  водоёмов. Углекислый газ обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистую оболочку. Медиками установлено, что каждое четвёртое заболевание связано с загрязнением воздуха. Постояв на перекрёстке весь рабочий день, постовой получает столько же вредных веществ, сколько их содержится в 5 пачках сигарет. Поэтому, не случайно, в Японии, постовые работают в противогазах.

    В крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.  Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше.

    Тепловое загрязнение атмосферы.

    Образующиеся при сжигании топлива оксиды углерода поступают в атмосферу, и примерно половина их не поглощается растениями и не растворяется, а остаётся в атмосфере. Эффект, который оказывает слой оксида углерода, сходен с  эффектом стеклянной крыши парника. Поэтому его называют парниковым эффектом. В результате Земля разогревается. За последние 100 лет содержание углекислого газа возросло на 20%, что, по мнению учёных, может вызвать глобальное повышение средней температуры атмосферы на 30С. Что в свою очередь подъём уровня Мирового океана на 60м. что приведёт к затоплению и разрушению прибрежных территорий.

    Ещё одна экологическая проблема – шумовое загрязнение.

    Шум, поступающий с автомагистралей,  во много раз превышает санитарные нормы и является причиной сокращения продолжительности жизни (по данным австрийских исследователей на 8-13лет). Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Шум мешает работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума пожилые люди и работники умственного труда.

    Шум возникает в результате взаимодействия шин с поверхностью дороги и работы агрегатов. В некоторых странах, например в Австрии, автомагистрали покрывают так называемым «шепчущим» асфальтом, который поглощает шум от движения  наполовину. Кроме того , этот асфальт поглощает воду, оставаясь сухим даже в дождь, не растрескивается при резких перепадах температур, обеспечивает лучшее сцепление с шинами.  А дорожное покрытие в Японии обеспечивает звукопоглощение на 71-100%. Новые покрытия очень дорогие, но срок эксплуатации большой.

        И хотя сегодня много  негативных последствий использования автомобиля, всё же он необходим в нашей жизни. Поэтому мы должны искать пути решения проблем. Эти проблемы можно решить, используя экологически чистые виды топлива.

    Альтернативные виды топлива.

        Уголь – самый распространенный из невозобновимых источников энергии. Из него получают сначала синтетическую нефть, а затем из этой нефти получают экологически чистый бензин. Но запасов угля хватит тоже на несколько десятков лет.

        Альтернативным топливом может стать продукт ферментации растительного сырья (биомассы) – спирт: метанол и этанол. Наиболее экологически чистым является этанол. Для его производства используют растения, которые содержат в большом количестве сахар. Наиболее подходит сахарный тростник. Он содержит много сахара и быстро растёт. Поэтому в Бразилии сейчас много автомобилей, работающих на бензине с этанолом.

            И всё же, главным топливом будущего является водород. Его теплотворная способность в 3 раза выше, чем у бензина, а продуты сгорания содержат лишь водяной пар. 50 лет назад профессор Московского государственного технического университета А.Орлин впервые создал карбюраторный двигатель на водороде.

         Движение к устойчивому будущему предполагает не только экологизацию экономики, создание деятельностного законодательства в области природопользования, но и участие населения в процессе выработки и принятия решений, преодоление пассивности с одной стороны и декларативности в оценке экологических проблем – с другой.

      Такая работа осуществляется Саратовским областным отделением общественной организации «Всероссийского общества охраны природы», которая обратилась ко всем жителям области с 16 призывами – экологическими заповедями, чтобы вечно жила природа и человечество, в надежде на то, что они станут для каждого из нас нравственным законом.  

    1. Я сделаю всё, чтобы воздух не был загрязнён.

    2. Я сделаю всё, чтобы вода была чистой.

    3.  Я сделаю всё, чтобы защитить ландшафт и землю.

    4. Я сделаю всё, чтобы ограничить потребление энергии и сырья.

    5. Я сделаю всё, чтобы защитить животных.

    6. Я сделаю всё, чтобы сохранить разнообразие растительного мира.

    7. Я сделаю всё, чтобы выращивались и продавались только экологически чистые продукты.

    8. Я никогда не оставлю после себя мусор и сделаю всё, чтобы уменьшить количество отходов.

    9. Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум.

    10. Я сделаю всё, чтобы быть сознательным потребителем.

    11. Я сделаю всё, чтобы следовать этим заповедям каждый день.

    12. Я буду на любом участке деятельности изучать основы экологической науки и применять их в жизни.

    13. Я всегда буду оберегать лес.

    14. Я буду содействовать расширению и сохранению оставшихся особо охраняемых территорий.

    15. Я буду лично активно участвовать в работе общества охраны природы.

    16. Я буду заниматься экологическим образованием и воспитанием молодёжи.

       На продолжительность жизни человека влияют природно-катастрофические процессы и явления: землетрясения, оползни, наводнения, засухи.

    Больше всего подвержен изменения окружающей среды детский организм, поскольку его иммунитет не так укреплен, и при развитии молодому организму требуется большое количество полезных веществ, а вместе с ними он потребляет достаточное количество вредных.

      Большое влияние на здоровье человека влияют тепловые электростанции, автомобильный транспорт, предприятия по производству цинка, свинца, ртути. Все это способствует накоплению вредных веществ в организме, повышению заболеваемости раком, ухудшению дыхательных путей, расстройству нервной системы. Все эти симптомы приводят к ухудшению здоровья и сокращению продолжительности жизни.

      Чтобы избежать этого, и прожить долгую жизнь, необходимо жить на свежем воздухе, вдали от заводов и магистральных дорог, и самим заботиться о состоянии окружающей среды, ведь наше здоровье и природа тесно взаимосвязаны.

    Заключение.

    Современное экологическое состояние территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Спад производства не повлек аналогичного снижения загрязнений, поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах.

    Экологическое воспитание учащихся – сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и ценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое – долг каждого гражданина страны.

    С техникой XX и начала XXI века нужно быть на Вы. Проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью за научно-технические творения и связанные с ними решения приобретают для деятелей науки и техники, руководителей всех рангов этих отраслей и государства первостепенное значение.

    Ныне, каждый должен отчетливо понимать опасность, которая исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с нею. Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе. Прежде чем их создавать и использовать, нужно просчитать и предвидеть последствия, причем во множестве аспектов (а не в одном!). И если последствия неизвестны, то требуется сначала их обнаружение, тщательное и всестороннее исследования. Спешка, не владение всем комплексом информации недопустимы. Ведь создаваемые или внедряемые без такого учета технические установки, будь они мирного назначения или военного, а также производственные линии могут оказать вредное воздействие на Природу, Человека – его здоровье, психическое состояние, генофонд.

    10.Список используемой литературы:

    1.«Физика и экология» 7 – 11 классы материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005.

    2.Журнал «Физика в школе» № 2 за 1999 год Э.М.Браверман «Факты и выводы: материалы для урока размышления об атомной энергии»; В.И. Елькин «Домашние экологические опыты»

    3.Журнал «Физика в школе» № 2 за 1999 год Л. Ф. Мягченкова, В. В. Мягченков внеклассное занятие «Ядерная энергетика и ее экологические проблемы»

    4.Журнал «Физика в школе» № 4 за 2001 год И.М. Агибова и др. «Интегрированные уроки как метод экологического образования»

    5.Журнал «Физика в школе» № 4 за 2001 год В. М. Дуков «Электромагнитные излучения и экология»

    6.Журнал «Физика в школе» № 4 за 2000 год С.В. Бузова «Научная работа школьников экологической направленности»

    7.Журнал «Физика в школе» № 4 за 2000 год М.Т. Акишев «Физико – экологическая конференция учащихся»

    8.Журнал «Физика в школе» № 3 за 2004 год Ш. Г. Зиятдинов, Б. М. Миркин «Экологическая составляющая уроков физики»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

    Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

    Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

    Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...

    Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

    Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

    Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

    В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

    Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

    Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

    Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

    Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...

    «Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

    Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...