Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на примере исследовательской работы учащихся

«Reduce! Recycle! Reuse

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opublikovat.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на примере исследовательской работы учащихся

«Reduce! Recycle! Reuse!»

 Автор: Моор Елена Анатольевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ ООШ № 8 п. Садового Славянского района.

         ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Вопросы охраны природы поднимаются не только на уроках химии, физики и биологии, но  и при изучении иностранных языков, в том числе английского языка. Так, с целью углубленного изучения английского языка по теме «Экология и окружающая среда» в рамках внеурочной деятельности учителем разработаны методические рекомендации по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce! Recycle! Reuse!».

Данная тема представляет трудности с точки зрения необходимости объяснения глобальных экологических проблем на иностранном языке, при этом требуется усвоение довольно сложной лексики. Работа организуется в несколько этапов. При этом учащиеся делятся на группы по интересам и по степени обученности.

Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития учащегося на протяжении всего образовательного процесса. Проблема личностного развития школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Через сеть учебных предметов данное направление можно реализовать эвристической технологией.

Основной замысел  разработки заключается в том, чтобы дать  четкие методические рекомендации учителям  по организации проектно-исследовательской  деятельности на уроках английского языка на примере работы учащихся «Reduce! Recycle! Reuse!».

Объект:  проектная  деятельность учащихся.

Предмет: формирование исследовательских навыков учащихся через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла

Гипотеза.

Через организацию интегрированной проектно-исследовательской деятельности учащихся  по английскому языку и предметам естественно - научного цикла, возможно, повысить качество знаний, развить интерес учащихся к углубленному изучению  предметов.

Структура содержания методической разработки включает в себя: введение с изложением актуальности, целей и задач; методические рекомендации учителю по организации каждого этапа работы над проектом; интеграция тем («Экология и защита окружающей среды»,  «Что означают эти знаки?», «О какой помощи Земле вас просят?», ««Reduce! Recycle! Reuse!», «Полезные вещи из мусора»); критерии продуктивности и планируемые результаты реализации проекта.

Используемые технологии: эвристическая, деятельностная, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно- коммуникативные,  игровые, здоровьесберегающие.

            Используемые методы: репродуктивный и проблемно-поисковый метод; стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций; сравнительный анализ;  наблюдение; демонстрационный эксперимент; методы устного контроля; создание ситуации успеха в учении.

      Показатели результативности:

формируют у учащихся целостность восприятия мира; способствуют формированию личности и расширению кругозора; повышают интерес и мотивацию обучения; дают возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков; дают возможность рассматривать явления жизни с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

            Использование межпредметных связей на уроках английского языка является необходимым условием реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения.

I ЭТАП -ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

1.1. Значимость исследовательской работы, проекта.

Выбор темы и ее актуальность. Является самым сложным этапом, так как задает тематику всей работы. Учителю необходимо помочь учащимся с названием исследовательской работы. Название должно быть интригующее, вызывающее любопытство, применимо к жизненным ситуациям, загадочно.

Актуальность исследуемой темы должна выражать значимость и необходимость изучаемой проблемы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место на практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.

Исследовательская работа учащихся

«Reduce! Recycle! Reuse!»

Актуальность исследовательской работы.

Проблема загрязнения окружающей среды актуальна во всех странах. Через межпредметную исследовательскую работу помочь предотвратить экологическую катастрофу и привлечь внимание общественности к данной проблеме через уроки английского языка и уроки естественно-научного цикла.

 Цель исследования: изучить экологические проблемы на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, разработать и предложить способы переработки бытовых пластиковых отходов и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Объект исследования: экологическая ситуация, сложившаяся в результате накопления бытовых отходов.

Предмет исследования: через расширение словарного запаса, более углубленное изучение английского языка по темам экологической направленности. Применение полученных знаний на практике.

Задачи исследования:

- введение и отработка новой лексики по теме «Защита окружающей среды», расширение лексического запаса учащихся;

- расширение кругозора учащихся, связанного с вопросами экологии;

- развитие навыков монологической речи, чтения и аудирования;

- анализ экологической ситуации в мире, сложившейся в результате накопления бытовых отходов;

- предложить технологию вторичного использования и переработки бытовых пластиковых отходов;

- представить результаты проведённого исследования в виде практических рекомендаций;

- привлечь внимание социума к изучаемой проблеме.

Гипотеза исследовательской работы, проекта должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- соответствовать фактам.

Гипотеза исследования: Если бытовые отходы ухудшают экологическую ситуацию, то предложенные технологии будут стимулировать их вторичное использование в быту.

Методы исследования: анализ, анкетирование, практический эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.

Практическая значимость исследования: расширение словарного запаса учащихся через введение и закрепление лексики в устной речи (фрагменты фильма); создание лозунгов на английском и русском языках (баннер); практическое применение технологии вторичного использования и переработки бытовых отходов, которое частично поможет улучшить экологическую ситуацию.

1.2.  Изучение экологических проблем, знакомство с новой лексикой и ее отработка в устной речи.

Учащимся вводится новая лексика. Они совместно с учителем играют в игры на закрепление лексики «Снежный ком», «Виселица», «Вставь букву», «Опиши картинку», «Кроссворды».

Работа над экологическими слоганами (учащиеся анализируют представленные картинки по теме «О чем говорят эти знаки?»).

Далее предлагается знакомство с природоохранной организацией «Greenpeace». Они читают  текст и вставляют новую английскую лексику вместо пропущенных слов, отвечают на вопросы по тексту, описывают картинку. При выполнении данной работы учащиеся разделены на группы. Более сильные учащиеся являются лидерами и оказывают помощь слабоуспевающим.

Аудирование организуется в форме прослушивания песни «Save the planet». Учащиеся прослушивают песню и вставляют в текст пропущенные слова (раздаточный материал).  Хоровое исполнение песни позволяет осуществить контроль усвоения лексического материала.

1.3.  Пути решения экологических проблем

Знакомство с новым понятием “recycle”(переработка отходов):

-  дается дефиниция слову “recycle” из английского толкового словаря;

- учащимися  составляются предложения по заданным опорным словам  (Ex: We can recycle….);

- обсуждается важность сортировки и переработки мусора;

- составляется список бытовых отходов, которые можно переработать;

- составляется список вещей, которые могут получиться в результате переработки;

- в сети Интернет учащиеся изучают производства по переработке бытовых отходов и продуктов вторичного пользования.

http://www.deckstool.com/about.htm 

http://velomesto.ru/magazine/velosiped-iz-musora/ 

http://recyclemag.ru/article/6-veschej-iz-vtorsyrja

http://packmill.ru/polimery/plastic-priem-i-pererabotka/

http://uborke.net/news/kreativnaya-utilizaciya-starye-pekarskie-protivni-v-oformlenii-magazina/

http://thinkgreen.ru/tg/v-shotlandii-postroili-pervyj-v-evrope-most-iz-pererabotannogo-plastika/

http://www.rav.com.ua/news/otrasl/5211/

-делают вывод о том, что необходимы меры по просвещению    граждан в вопросах сортировки мусора.

Знакомство с новым понятием “reduce”(уменьшение):

- дается дефиниция слову “reduce” из английского толкового словаря;

- учащиеся   составляют предложения по заданным опорным словам  (Ex: We can reduce...);

- обсуждают важность уменьшения употребления электроэнегрии, газа, воды;

- составляют список природных ресурсов, употребление которых можно уменьшить;

-  делают вывод о том, что необходимы меры по просвещению    граждан по уменьшению употребления природных ресурсов.

Знакомство с новым понятием “reuse”(использовать еще раз):

- дается дефиниция слову “reuse” из английского толкового словаря;

- учащиеся составляют предложения по заданным опорным словам  (Ex: We can reuse….);

- обсуждают важность использования предметов еще раз;

- составляют список предметов, которые можно использовать в повседневной жизни еще раз;

-  делают вывод о том, что необходимы меры по просвещению    граждан в вопросах использования некоторых предметов еще раз.

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Значимость исследовательской работы, проекта.

На данном этапе работы над проектом учащиеся разделены на группы по степени сложности выполняемой работы. Учащиеся с низким уровнем обученности занимаются практической реализацией проекта через проведение анкетирования учащихся, создание баннеров, презентаций, поделок и оформлением их на английском языке, нарисован сценарий фильма “A script for a short video film” Для более сильных учащихся дополнительно предложена межпредметная интеграция (химия, математика, физика). Создание проекта по утилизации пластиковых отходов «Лак и клей из пластика».

2.1 Анкетирование.

My dear friend! Answer my questions.

1. How many people are there in your family? ____.

2. How many plastic bottles does your family throw away?

- 2 l – ... bottles;

- 1,5 l – ... bottles;

- 1,0 l– ... bottles;

- 0,5 l – ... bottles;

- 0,33 l – ... bottles.

3. How many bags does your family throw away?

- small bags – ...;

- large bags – ... .

4. How many cans does your family throw away?

- small cans – ...;

- large cans – ... .

5. How many cosmetic or shampoo bottles does your family throw away? ... bottles.

Thank you!

2.2 Интегрированная проектная работа по изготовлению лака и клея из пластиковых  отходов. 

Опытно-экспериментальная часть проводится в кабинете химии под четким контролем учителя химии. Выводится пропорция по получению клея и лака из соотношения растворителя любой марки и измельченного пластика. Измельченный пластик необходимо заготовить заранее.

Опытным путем возможно доказать:

- моментальное получение клея (пенопласт + растворитель);

- более длительное по времени (2 часа) получение клея из измельченного пластика и растворителя;

- отрицательный результат – измельченные одноразовые стаканы и растворитель (в одноразовых стаканах малое количество пластика);

- получение лака из измельченного пластика и большего количества растворителя;

- проверка надежности склеивания и покрытия в естественных условиях (ветер, дождь, мороз);

- перевод рецептов получения лака и клея на английский язык.

Критерии продуктивности и результаты работы над проектом.

1. Создание баннеров на английском языке позволяют увеличить масштабность проводимого исследования.

2. Интегрированная деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла повышает интерес к исследовательской деятельности.

3. Данный проект позволил углубить знания по английскому языку, расширить словарный запас учащихся.

4. При реализации данного проекта организована работа с разными категориями обучающихся.

5. Практическая направленность проекта нарисован сценарий фильма “A script for a short video film”, создан рецепт клея, который нашел применение в быту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы развивать интерес к проектной и исследовательской деятельности необходима оценка результативности проекта или исследования. Рекомендации по представлению исследовательских работ в социальной среде:

- представить работу на научно-практической конференции, родительском собрании, конкурсах;

- опубликовать работу на школьном сайте, в газете, журнале;

- применять полученные знания по предметам на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Развитие навыков говорения через оценочно-эмоциональные выражения на уроках английского языка

Учителя английского языка часто сталкиваются с проблемой "молчание учеников" на уроках развития навыков говорения. Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...