Проектная деятельность как один их способов формирования информационной культуры
проект по биологии на тему

Кукченко Ксения Андреевна

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Возникает постоянная потребность в новой информации, особенно это четко прослеживается с момента прихода в школу и при переходе из начальной школы в среднее звено. Поэтому педагогу необходимо подходить к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно­сти системно и ответственно....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как один их способов формирования информационной культуры

Ксения Андреевна Кукченко, учитель биологии, МБОУ «СОШ №82», г.Кемерово

Каждый педагог в своей практике сталкивается с такими проблемами как:

  • Что необходимо сделать, чтобы мир, окружающий ребенка, стал для него интересным, важным, манящим?
  •  Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?
  •  Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Главной задачей педагога является научить ребенка отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого взрослого, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто взрослым, а еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Возникает постоянная потребность в новой информации, особенно это четко прослеживается с момента прихода в школу и при переходе из начальной школы в среднее звено. Поэтому педагогу необходимо подходить к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Однако очень часто можно наблюдать довольно грустную картину: когда во время урока дети задают вопросы, не относящиеся к теме урока или же затрагивающие более широкий круг понятий, а учителю для ответа на заданный вопрос обычно не хватает времени. На помощь в данном случае приходит внеурочная деятельность, которая, как и проектная деятельность способна охватить огромное количество тем, при рассмотрении которых у учащихся расширяется кругозор, становятся понятны вещи ответ на которые он бы не нашел без помощи учителя (наставника) и таких же сверстников (участников).

Одной из главных проблем педагога является проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения.  Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, а также в рамках реализации проекта используя методы формирования познавательной активности, что на сегодняшний день является актуальным.

Информационная культура является составной частью общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий в своей деятельности. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач.

 Имеет место следующее соотношение понятий, таких как культура личности и информационная культура личности, в которую входит информационная грамотность. Под информационной грамотностью понимают знания и умения по работе с информацией, такие как получение необходимой информации, оценка информации и использование.

В содержании ООП ООО выделен такой раздел как Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Взяв во внимание данный раздел можно сделать вывод, что любой учебный проект выполняться учащимися с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

При работе над проектами у учащихся:

  • формируется способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации.
  • повышается уровень предметных знаний и способов действий, проявляющийся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
  • формируются регулятивные действия, проявляющиеся в умении самостоятельно планировать познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  • формируются коммуникативные действия, проявляющиеся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результатами формирования ИКТ-компетентности и основ проектной деятельности является следующее:  

Ученик научится: использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в «Сети»; выступать с аудио- видео- поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудио- видео- форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;  вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.

Ученик получит возможность научиться:   работать в группе над сообщением; участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходиться добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным будет являться тот проект, для использования которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы:

1. Мотивационной (заявка общего замысла; создание положительного мотивационного настроя; обсуждение проекта; предложение учащимися своих идей).

2. Планирующий – подготовительный (определение цели и задач проекта; формулировка задач; выработка плана действий; установка критерий оценки результата и процесса; согласование способов совместной деятельности, причем в начале проекта учитель вносит наибольший вклад, к концу проекта учащиеся сами должны проявлять инициативу в данном вопросе).

3. Информационно – операционный (обучающиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственное выполнение проекта; роль учителя – наблюдение, координация, поддержка, выступает в качестве информационного источника, но не вся роль отводится только учителю).

4. Рефлексивно – оценочный (представление проекта обучающимися, участие в коллективном обсуждении, участие в оценке результатов и процесса работы, устная и письменная самооценка; роль учителя – участник коллективной оценочной деятельности).

Рассмотрим реализовавшуюся проектную деятельность для 5 классов. Так на базе МБОУ «СОШ №82» в 2015-2016 учебном году реализовывалась проектная деятельность под название «Зеленая школа». Целью данного проекта являлось: озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений, способствующих повышению экологической культуры школьников и оказывающего положительное действие на учащихся и учителей. Для постановки цели учащимися была проанализирована актуальность проекта, также оказала значительный вклад и заинтересованность учащихся в такой проблеме как экологическая грамотность, а именно какое положительное или негативное свойство оказывает то, или иное растение. Детьми совместно с учителем были поставлены задачи, которые решались в ходе реализации проекта. Поводом для реализации проекта послужила заинтересованность детей в ряде вопросов, не относящихся к рассматриваемым темам на уроках в курсе биологии 5 класса. Полученные знания помогут детям глобальнее смотреть на мир.

 Немаловажным в реализации проекта было отведено на работу с информацией (поиск, сбор, анализ, применение). Ведь одной из задач являлось формирование информационной культуры учащихся. За весь период были выполнены все запланированные этапы, проведена оценка и самооценка учащихся, и самым важным, запоминающимся и интересным, как отметили участники проекта – была именно работа по поиску информации, работа по оформлению документов (презентации, доклады, эскизы).

Таким образом, проектная деятельность способствует: осуществлению всестороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный материал своей деятельности, который увеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Главное в работе над проектом – это научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»

В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Проектная деятельность как один из способов воспитания читателя

Статья учителя литературы МБОУ СОШ №1 г Алдан Республики Саха(Якутия)Шевелевой Евгении Владимировны Проектная деятельность как один из способов воспитания читателяОдной из важнейших задач со...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...