Главные вкладки

    Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры обучающихся
    статья по географии (11 класс) по теме

    Интегрированный урок  как средство формирования

     экологической культуры обучающихся.

    Булгакова Татьяна Николаевна

    учитель географии  МОУ гимназия №1 гор. Люберцы,  МО

     

    География как учебная дисциплина формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера».  Это один из школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и  выработка умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. На уроках географии учащиеся получают ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Поэтому экологическое воспитание на уроках географии  является одним из основополагающих факторов в развитии воспитания любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи. «Экологическое мышление»,  «экологический и системный подход». Эти слова получили широкое распространение во второй половине двадцатого века. Экологическая культура рассматривается учёными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Современный подход к обучению географии немыслим без установления метапредметных связей с другими учебными дисциплинами. В условиях создания «новой школы» большое внимание уделяется поиску новых форм уроков, новым способам и методам их проявления.  Интегрированная форма проведения уроков, несмотря на то, что она известна давно,  является актуальной и сегодня. Интеграция придаёт процессу обучения новое качество. Интегрированный подход к преподаванию, является необходимым  условием для развития интереса к окружающему многообразию, вмещая «новые элементы культуры: как внутрь, так и наращивая сверху новые, более емкие слои». Интеграция в педагогическом аспекте предполагает взаимное проникновение разных видов деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Интеграция различных форм и приёмов работы при классно-урочной системе позволяет:

    - провести контроль знаний, умений и навыков;

    - выработать творческие навыки;

    - выработать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

    - заинтересовать учащихся в предмете.

    Преимущества интегрированного урока очевидны: снижаются перегрузки, активизируется познавательная деятельность  учащихся. Именно интеграция  в школьном образовании рассматривает экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.

     Формирование экологической культуры учащихся гимназии №1 города Люберцы ведется через различные формы и методы работы и является одной из главных задач методического объединения предметов естественного цикла. Формы экологической работы  в гимназии различные :

    1. Исследовательские (составление экологического паспорта гимназии, выпуск экологического бюллетеня, изучения состояния  воздуха, воды, почвы и др.);

    2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, фото-конкурсов, проведение экологических олимпиад и др.);

    3. Игровые (эко – случай, эко – бумеранг, викторины, брейн ринги и др.);

    4. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

    5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций).

    В гимназии  стало традицией проводить интегрированные уроки, совместные внеклассные мероприятия по предметам. В период проведения декады по предметам естественного цикла были проведены интегрированные уроки на темы: «Вода в нашей жизни», «Охрана вод», «Проблемы Арала»,  «Уникальность Байкала», «Лес - наше богатство», «Химия. Человек. Здоровье», «Природные зоны Африки. Экологические проблемы», «Химическая география солей».

    На интегрированных уроках по биологии, химии, географии проходит целенаправленная систематическая работа по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения  в отношении к природе,  формирование потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Такие уроки способствуют гармоничному развитию личности школьника, убеждают его  в необходимости приобретения знаний, показывают разные области их применения. Использование информационных и компьютерных технологий на уроках позволяет расширить горизонты интеграции различных предметов  современной школы, формированию ключевых компетенций обучающихся.  

    Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Внеклассная работа по  предметам естественных наук  требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.  Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом  специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.  Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.

    Учащиеся нашей гимназии являются активными участниками  школьных

    научно-практических конференций,   участвовали в ХII научно-практической конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети исследуют мир», где выступили с работами на темы «Экология мегаполисов», «Экология Арктики». С интересом были проведены внеклассные мероприятия на темы: «Суд над химией», «Кто есть кто – великие учёные естественных наук», «Естественные науки в цифрах и фактах», экологический альманах по охране окружающей среды, где были затронуты вопросы по охране водных, земельных ресурсов, охране атмосферы.  

    Научно - исследовательская работа, проводимая в гимназии,   дает возможность одаренным ученикам проявить себя, мы не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляем одаренных учащихся, их таланты. Наша цель - подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные  решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.

    В результате сочетания урочных и внеурочных форм работы у учащихся увеличивается количество и качество освоенных элементов компетенций, происходит их интегрирование, взаимодействие и формирование новых знаний и умений.

     

     

     

    Литература:

    1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования.  - Методист,2002.
    2. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.
    3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- Москва, Просвещение,1990г
    4. Журнал «Первое сентября». Химия №1,  2011
    5. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005.
    6. Экологическое образование школьников/под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,1983.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_ekologicheskuyu_konferentsiyu.docx21.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок  как средство формирования

     экологической культуры обучающихся.

    Булгакова Татьяна Николаевна

    учитель географии  МОУ гимназия №1 гор. Люберцы,  МО

    География как учебная дисциплина формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера».  Это один из школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и  выработка умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. На уроках географии учащиеся получают ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Поэтому экологическое воспитание на уроках географии  является одним из основополагающих факторов в развитии воспитания любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи. «Экологическое мышление»,  «экологический и системный подход». Эти слова получили широкое распространение во второй половине двадцатого века. Экологическая культура рассматривается учёными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Современный подход к обучению географии немыслим без установления метапредметных связей с другими учебными дисциплинами. В условиях создания «новой школы» большое внимание уделяется поиску новых форм уроков, новым способам и методам их проявления.  Интегрированная форма проведения уроков, несмотря на то, что она известна давно,  является актуальной и сегодня. Интеграция придаёт процессу обучения новое качество. Интегрированный подход к преподаванию, является необходимым  условием для развития интереса к окружающему многообразию, вмещая «новые элементы культуры: как внутрь, так и наращивая сверху новые, более емкие слои». Интеграция в педагогическом аспекте предполагает взаимное проникновение разных видов деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Интеграция различных форм и приёмов работы при классно-урочной системе позволяет:

    - провести контроль знаний, умений и навыков;

    - выработать творческие навыки;

    - выработать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

    - заинтересовать учащихся в предмете.

    Преимущества интегрированного урока очевидны: снижаются перегрузки, активизируется познавательная деятельность  учащихся. Именно интеграция  в школьном образовании рассматривает экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого. 

     Формирование экологической культуры учащихся гимназии №1 города Люберцы ведется через различные формы и методы работы и является одной из главных задач методического объединения предметов естественного цикла. Формы экологической работы  в гимназии различные :

    1. Исследовательские (составление экологического паспорта гимназии, выпуск экологического бюллетеня, изучения состояния  воздуха, воды, почвы и др.);

    2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, фото-конкурсов, проведение экологических олимпиад и др.);

    3. Игровые (эко – случай, эко – бумеранг, викторины, брейн ринги и др.);

    4. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

    5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций).

    В гимназии  стало традицией проводить интегрированные уроки, совместные внеклассные мероприятия по предметам. В период проведения декады по предметам естественного цикла были проведены интегрированные уроки на темы: «Вода в нашей жизни», «Охрана вод», «Проблемы Арала»,  «Уникальность Байкала», «Лес - наше богатство», «Химия. Человек. Здоровье», «Природные зоны Африки. Экологические проблемы», «Химическая география солей». 

    На интегрированных уроках по биологии, химии, географии проходит целенаправленная систематическая работа по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения  в отношении к природе,  формирование потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Такие уроки способствуют гармоничному развитию личности школьника, убеждают его  в необходимости приобретения знаний, показывают разные области их применения. Использование информационных и компьютерных технологий на уроках позволяет расширить горизонты интеграции различных предметов  современной школы, формированию ключевых компетенций обучающихся.  

    Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Внеклассная работа по  предметам естественных наук  требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.  Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом  специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.  Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.

    Учащиеся нашей гимназии являются активными участниками  школьных

    научно-практических конференций,   участвовали в ХII научно-практической конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети исследуют мир», где выступили с работами на темы «Экология мегаполисов», «Экология Арктики». С интересом были проведены внеклассные мероприятия на темы: «Суд над химией», «Кто есть кто – великие учёные естественных наук», «Естественные науки в цифрах и фактах», экологический альманах по охране окружающей среды, где были затронуты вопросы по охране водных, земельных ресурсов, охране атмосферы.  

    Научно - исследовательская работа, проводимая в гимназии,   дает возможность одаренным ученикам проявить себя, мы не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляем одаренных учащихся, их таланты. Наша цель - подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные  решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.

    В результате сочетания урочных и внеурочных форм работы у учащихся увеличивается количество и качество освоенных элементов компетенций, происходит их интегрирование, взаимодействие и формирование новых знаний и умений.

    Литература:

    1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования.  - Методист,2002.
    2. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.
    3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- Москва, Просвещение,1990г
    4. Журнал «Первое сентября». Химия №1,  2011
    5. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005.
    6. Экологическое образование школьников/под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,1983.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

    Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

    Презентация "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

    Основные направления экологического воспитания •Экологизация воспитательного пространства общеобразовательного учреждения•Внедрение в образовательный процесс инновационных форм, методов и техноло...

    Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

    Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

    Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

    В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

    Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

    Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

    Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся

    Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...