Индивидуальная образовательная траектория обучения
рабочая программа по биологии (9 класс)
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 9 класса и направлена на углубленное изучение биологии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного уровня, на получение высшего балла ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в решении нестандартных и трудных задач. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.
Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор Сухорукова Л.Н). Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии 1 час в неделю, 29 часов с февраля по май 2018-2019 учебного года и с сентября по ноябрь 2019-2020 учебного года. На летние месяцы запланированы задания для самоподготовки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная образовательная траектория обучения по биологии для 9-10 класса
(наименование учебного предмета, курса)
Февраль – ноябрь 2019 год
(срок реализации программы)
Сафронова Марина Вячеславовна
(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, КК)
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании МО - Заместитель директора по УВР:
Протокол № от / _________ / _______________ «___» __________ _____г
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 9 класса и направлена на углубленное изучение биологии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного уровня, на получение высшего балла ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в решении нестандартных и трудных задач. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.
Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор Сухорукова Л.Н). Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии 1 час в неделю, 29 часов с февраля по май 2018-2019 учебного года и с сентября по ноябрь 2019-2020 учебного года. На летние месяцы запланированы задания для самоподготовки.
Цель: создание условий для самовыражения и социализации обучающегося, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих способностей в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Основные задачи:
- закрепить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся в рамках индивидуальной программы по всем разделам биологии;
- решать типовые и предметно-типовые и специфические задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);
- осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);
- решать нестандартные задачи с использований знаний по дисциплине (творческие умения)
- осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения)
- способствовать расширению кругозора, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей.
Формы работы:
- Лекции
- Индивидуальные консультации
- Практические работы
- Решение олимпиадных заданий
- Просмотр видеоиллюстраций
- Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.
Ожидаемые результаты: призовые места на школьном и муниципальном этапах олимпиады, участие в интернет – олимпиадах, высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащейся
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и
бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
Уметь
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы:
- описывать и объяснять результаты опытов;
- описывать биологические объекты;
распознавать и описывать:
- на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
- на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;
- на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;
- на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
- культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
Блоки содержания, подлежащие изучению
В содержание теоретического курса включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания из предыдущих классов.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
1 | Признаки живых организмов | 5 |
2 | Царство бактерий | 7 |
3 | Царство грибов | 7 |
4 | Царство растений | 7 |
5 | Царство животных | 7 |
6 | Человек | 8 |
7 | Система органического мира | 9 |
8 | Организм и окружающая среда. Экология | 9 |
9 | Цитология | 9 |
10 | Биология как наука. Методы научного познания | 9 |
11 | Многообразие и эволюция живой природы | 9 |
12 | Микробиология и биотехнология | 10 |
Календарно-тематическое планирование (29 часов, 1 час в неделю)
№п/п | Сроки | Тема | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Теоретическая подготовка (16 часов) | |||
1 | 06.02. | Знакомство с заданиями. Правила оформления. Обзор литературных источников. | |
2 | 13.02 | Химический состав и строение клеток. | |
3 4 | 20.02 27.02 | Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств. | |
5 6 | 06.03 13.03 | Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии. | |
7 8 | 20.03 27.03 | Общая характеристика царства Животные. | |
9 10 | 03.04 10.04 | Характеристика систем органов человека. | |
11 12 | 17.04 24.04 | Теоретические основы общей биологии. | |
13 14 | 08.05 15.05 | Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация. | |
15 | 22.05 | Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. | |
16 | 29.05 | Организация научно-поисковой работы посредством сети Интернет. | |
Раздел 2. Самоподготовка (летнее задание) | |||
июнь | Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности. | ||
июль | Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад. | ||
август | . Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности. | ||
Раздел 3. Практическая подготовка – формирование умений (13 часов) | |||
17 18 | 04.09 11.09 | Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. | |
19 20 | 18.09 25.09 | Решение задач по цитологии. | |
21 22 | 02.10 09.10 | Решение задач по генетике. | |
23 24 | 16.10 23.10 | Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад | |
25 26 | 30.10 06.11 | Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье». | |
27 28 | 13.11 20.11 | Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные». | |
29 | 27.11 | Консультация по наиболее трудным вопросам. |
Интернет-ресурсы
- Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
- Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
- Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Ростовская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.
- И другие…
Список литературы:
- Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).
- Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.
- Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др.
- Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;
- Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;
- Сухорукова Л.Н. Биология. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: для общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с./
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
- Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории
О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить и для чего оно нужно....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/24/picture-64564-1482608336.jpg)
Статья "Индивидуальная образовательная траектория обучения"
Данная статья предназначена для учителей, для которых каждый ученик ценен. У каждого должно быть право выбирать форму и степень сложности изучаемого материала....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-267999-1687793651.jpg)
Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.
Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-135806-1351787043.jpg)
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-379268-1586083413.jpg)
Индивидуальная образовательная траектория обучения
Индивидуальная образовательная траектория обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-1301883-1609318993.jpg)
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
доклад на ШМО 2017г...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-843479-1478286915.jpg)
«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»
В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...