Доклад: «Возможности технологической карты для формирования УУД в соответствии с ФГОС»
материал по биологии

Возможности технологической карты для формирования УУД в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Возможности технологической карты для формирования УУД  в соответствии с ФГОС»

 

Универсальные учебные действия: УУД

Овладение учащимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

·         Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

·         Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

·         Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

·         Коммуникативные

В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1.      Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2.      Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3.      Составление плана и последовательности действий

4.      Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5.      Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6.      Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7.      Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.      Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. 

      

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ,( также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться - существенный фактор повышения освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

  •    Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Л.Г. Панфилова

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) , которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие  условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

 

Владение ТРИИК позволит учителю:

  • проектировать и использовать инновационный методический инструмент организации образовательного процесса (технологическая карта ); 
  • раскрыть творческий потенциал школьников; 
  • целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся; 
  • эффективно расходовать учебное время; 
  • сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки; 
  • обеспечить успешную самореализацию личности; 
  • реализовать  требования ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта урока

 

Технологическая  карта  урока — это графическое  отбражение  сценария  урока, план проведения  урока  , в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  Здесь описывается  процесс  деятельности , а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В данной  технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке , планирование  деятельности на каждом этапе  урока

 

Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.  Технологическая карта содержит:

  • название темы, цель учебного процесса, 
  • планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения), 
  • основное содержание темы, термины и понятия; 
  • особенности организации пространства (межпредметные связи, формы работы, ресурсы); 
  • технологию изучения темы.

В описании каждого этапа указывается  цель учебной деятельности, планируемые результаты  и  задания, как учебные  на «знание», «понимание» и «умение», так  и диагностические. Использование ТК в учебном процессе позволяет учителю:

  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках  темы; 
  • осознать алгоритм   работы   по  теме    от   введения   материала  до   конечного результата; 
  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы; 
  • увидеть  уровень   раскрытия   понятий   в  данной теме    и   соотнести   его   с изучаемым материалом раздела; 
  • определить возможности реализации межпредметных связей и воспитательной составляющей  темы; 
  • определить умения (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования; 
  • организовать условия не только  для самостоятельной деятельности школьников, а также для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности; 
  • проводить оперативное и объективное оценивание результатов освоения темы учащимися; 
  • обеспечить условия для самоанализа и  самооценки достижений школьников; 
  • соотнести полученный результат с поставленной целью по освоению  темы учащимися.

 

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

                                               

Доклад по теме: «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

  

 «Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

(педагогическая истина)

        Одна из основных задач образовательной политики на современном этапе, декларируемых Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

        Качество образования – категория сложная, существует разнообразие трактовок и включает:

· итоговую успеваемость

· ЕГЭ

· итоговые экзамены

· промежуточную аттестацию

· результаты административных работ

· лидерство отдельных учащихся

· лидерство класса

· личную удовлетворённость участников образовательного процесса

· представление достижений на различных уровнях

· уровень воспитанности и т.д.

Образно говоря, измерить качество образования трудно, но когда оно отсутствует, то его чувствуют все.

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает развитие школы посредством инноваций.

Инновация – нововведение, деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.

        Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях). Это направление является ведущим в содержании Программы развития школы.

        Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно – урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержания обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьёзным коррективам; 
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; 
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода; 
  • обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; 
  • выстраивают доброжелательные отношения к учителю и друг к другу; 
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; 
  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности. 

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, следует вспомнить, что начало поиска и разработка теоретических основ педтехнологий у нас в стране была сделана Н.Ф.Талызиной, Бабанским, В.П. Беспалко.

        В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология.

        «Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

        Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные задачи ( Педагогический энциклопедический словарь).

        Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

        Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); 
  • отбор и структура содержания (что); 
  • оптимальная организация учебного процесса (как); 
  • методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего); 
  • учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); 
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). 

В прошедшем учебном году (2009-10) на педагогическом совете была рассмотрена общепринятая классификация образовательных технологий Г. К. Селевко. В развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделим:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровнего подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое; 
  • игровые технологии; 
  • интегральные технологии; 
  • коллективного обучения; 
  • проектного обучения; 
  • технологии мастерской и др.

В руках подготовленных, творчески работающих учителей эти технологии становятся инструментом для реализации принципов личностно – развивающего обучения.

Бесспорно, что необходимо сохранять разумным баланс и не «ударяться» в крайности в использовании той или иной технологии.

        Я думаю, что вы согласитесь, что чаще учителя пользуются традиционными технологиями, построенными на объяснительно-иллюстративном способе обучения.

При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определённой рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. Объяснительно-иллюстративные технологии в «чистом виде» уже недопустимы. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

        Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Справедливо говорят, что научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

        Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Педагогически грамотным специалистом нельзя без знания и использования всего обширного арсенала образовательных технологий.

        «Убеждённому убеждать других нетрудно» (Ф.Шиллер).

Так бы я сказала об учителях, готовых к обмену опытом использования современных образовательных технологий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"

Технологическая карта урока  составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....