Использование игровой технологии на уроках зоологии
методическая разработка по биологии

Макарова (Коряковцева) Анна Михайловна

В данном материале рассмотрены два варианта игр, которые можно использовать на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovoy_tehnologii_na_urokah_biologii.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии на уроках биологии.

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла.

Игра уже стала традиционной формой обучения школьников. Совместная деятельность позволяет активизировать всех участников в зависимости от обученности, индивидуальных особенностей обучающихся. Существуют игры, которые проводятся по методике мозгового штурма. Это всем известные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». Ответственность за результат здесь распространяется на на всех членов команды. В таких играх упор делается на решение творческого задания. Эти игры более продолжительны по времени и требуют большой подготовительной работы. Внутригрупповое взаимодействие участников игры может быть организовано по следующим схемам:

  1. Перед обсуждением проблемы в классе каждый участник прорабатывает варианты решения сам, после чего организуется обсуждение всех предложений;
  2. Участники игры в группе распределяются по парам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем оно обсуждается в паре и только после этого выносится на обсуждение группы;
  3. Все участники игры обсуждают поставленную проблему без предварительной проработки.

В последнем варианте, который наиболее распространен, недостаток в том, что только один или два участника команды обсуждают проблему, а остальные выступают, как правило, в роли слушателей. Такая форма используется в классах с различным уровнем подготовленности обучающихся.

Игровая ситуация:

Рядом с полями фермерского хозяйства был вырыт глубокий котлован, который заполнился дождевой, сточными и грунтовыми водами. Фермеры решили разводить в нем рыбу. За консультацией обратились к нам и попросили ответить на следующие вопросы: можно ли разводить в этом котловане рыб? Если можно, то какие виды рыб? Какие условия необходимо создать для их жизни?

Для решения данной задачи класс делится на несколько групп с распределением ролей. Могут быть определены следующие роли: почвовед, зоолог, ихтиолог, ботаник, эколог. Представители каждой профессии получают задания.

Задание для ботаников.

Выбрать для водоема растения, которые служили бы пищей, источником кислорода, убежищем для рыб. Выбирая растения необходимо учитывать следующее:

Большое количество растений и стоячая вода могут стать причиной цветения водоема;

Рыбы, обитающие в водоеме, должны питаться именно теми видами растений, которые вы предложите;

Перечисленные вами растения должны подходить для жизни в условиях именно этого водоема.

Задание для ихтиологов.

Какие виды рыб, обитающие в Московской области, можно разводить в созданном водоеме, какие из них разводить наиболее выгодно?

Задание для зоологов.

Заселите данный водоем беспозвоночными животными и определите их значение в жизни рыб.

Задание для экологов.

Какие экологические факторы будут способствовать обеспечению нормальной жизни рыб в водоеме, а какие будут ограничивать?

Задание для почвоведов.

Какие почвы характерны для Московской области? Может ли происходить разрушение почвы и почему?

Несколько иную структуру взаимодействия участников имеет  игра в форме викторины между командами ля закрепления материала.

Задание 1.

Черный ящик. В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (Ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской).

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам:

- анабиоз

- амфибия

- метаморфоз

- резонаторы.

Конкурс вопросов.

  1. Почему летом для предохранения от скисания молока в селах в банки с молоком опускали лягушек? (Кожа лягушек покрыта слизью, обладающей бактерицидным свойством).
  2. Как жаба восполняет недостаток влаги в организме? (купается в росе).
  3. Можно ли приобрести бородавки, держа в руках жаб и лягушек? (Это ошибочное мнение, бородавки вызываются вирусами).
  4. Какая амфибия имеет орган боковой линии? (Шпорцевая лягушка).
  5. Какие земноводные «стучат» под водой? (Чесночница).
  6. Голодная лягушка отказалась есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
  7. Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).
  8. Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных стран. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).
  9. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).
  10. Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жаба ага).
  11. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (она предупреждает, что ядовитая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

«Использование игровых технологий на уроках (на уроках английского языка)».

«В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»Ф. Шиллер...

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

Конспект урока в 5 классе к УМК « New Millennium English» с использованием игровых технологий. Тема урока « Прогулка по Лондону».

Урок проводится в игровой форме. Соревнуются три команды. Цели урока: повторение, обобщение и систематизация материала страноведческого характера о Лондоне....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Использование игровых технологий на уроках на уроках изобразительного искусства и черчения

Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула,...