Фрагменты уроков с использованием проектной деятельности
методическая разработка по биологии (5 класс)

Давыдова Ольга Владимировна

 авторские разработки уроков, в качестве примера приведены фрагменты 10 из них, где использованы элементы проектной деятельности на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragmenty_urokov_s_ispolzovaniem_proektnoy_deyatelnosti.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Живые клетки

Цель: познакомить обучающихся с многообразием клеток, их строением, ввести новые термины: «органоиды», «цитоплазма», «ядро», «мембрана». 

Задачи:

Образовательные: раскрыть существенные признаки строения растительной и животной клетки; дать представление о значение клетки и ее органоидов в жизнедеятельности организмов.

Развивающие: развивать память, речь, уметь проводить аналогию и сравнения, совершенствовать умение адекватно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать умения работы с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать стремление к сохранению многообразия окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: формирования умения работы с микропрепаратами, умение находить различия и сходства в строении животной и растительной клеток.

Метапредметные: способствует развитию умения использовать практические методы познания, развитие навыков исследовательской работы обучающихся.

Личностные: формирование познавательных интересов.

 Организацию проектной деятельности учащихся мы реализуем на этапе закрепления изученного.

 Мы предлагаем учащимся разделиться на две команды. В данном экспериментальном классе 9 детей, поэтому уместно деление на две группы из 4 и 5 человек. Далее мы озвучиваем задание – из предложенных комплектов первой группе детей собрать растительную клетку, а второй группе – животную. После выполнения задания учащимся предлагается объяснить почему остались неиспользованными некоторые элементы.

В данном задании были использованы два комплекта на магнитах «Изучение клетки».  Заранее были убраны некоторые элементы, которые не изучаются в курсе 5 класса.  

Тема урока : Химический состав клетки

Цель: определить из каких веществ состоит клетка, создать представление о роли этих веществ в жизнедеятельности клетки.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с химическим составом клетки,

Развивающие: научить учащихся   устанавливать причинно-следственные связи, определять с помощью опытов органические вещества, входящие в состав клетки,

Воспитательные: формировать ответственное отношение к предмету и к живым объектам.

Проектная деятельность организовывалась нами при проведении мини-исследований для доказательства новых знаний. Проведя обязательный инструктаж по технике безопасности, мы организовали демонстрацию нескольких опытов.

Первый опыт. Определение состава семени подсолнечника.

Для данного опыта раздали ученикам бумагу и семена подсолнечника. Предложили раздавить семечки на бумаге. Затем учащиеся получили задание сделать вывод по результатам увиденного.

 Второй опыт. Обнаружение крахмала в зернах пшеницы.

В начале ученикам рассказали о том, что при попадании йода на крахмал происходит изменение цвета. Затем учащимся раздали зерна пшеницы и предложили раздавить зерна, затем капнуть капельку йода. После этого совместными усилиями был сделан выводы об увиденном.

Третий опыт. Обнаружение углерода в семенах пшеницы.

 Сначала ученикам объяснили о том, что все органические вещества при горении обугливаются. При горении семян выделяется специфический запах. Предложили ученикам подумать над ходом опыта, провести опыт и самостоятельно провести опыт, вместе сделать выводы.

Тема урока: Великие естествоиспытатели

Цель: выявить, какое существенное влияния оказали известные естествоиспытатели на развитие биологии как науки; совершенствовать умение сравнивать информацию из разных источников

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с великими учеными биологами, их трудами.

Развивающие: развивать умение работать с различной информации,

Воспитательные: способствовать формированию межличностных доброжелательных отношений, патриотическому воспитанию; воспитывать уважение к историческому прошлому человечества 

 На этом уроке проектная деятельность организуется на этапе   изучения нового материала.

 Учащиеся были привлечены к постановке проблемы: с помощью чего или кого люди узнавали о свойствах живой природы? Учащиеся высказывают гипотезы. Затем идет коллективное обсуждение их. С помощью мультимедиа установки выводим на доску фотографии естествоиспытателей, предлагаем отдельным ученикам подготовить доклад. Работа происходит в парах. Ученики работают, используя текст учебника. Затем по одному представителю из группы, выступают с докладом.

Тема урока: Как развивалась жизнь на Земле

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление у обучающихся о происхождение жизни на земле, раскрыть сущность живых организмов на разных этапах развития жизни,

Развивающие: развивать умение выделять главное, высказывать свои мысли, подводить итоги;

Воспитательные: воспитывать интерес познания живой природы.

Проектную деятельность на этом уроке организуем в виде игры «Виртуальная прогулка на машине времени».

Учащимся предлагается виртуальное перемещение во времени. Дается задание посмотреть, какой была жизнь на Земле в тот или иной момент. Виртуальное путешествие сопровождается презентацией (приложение 1).

 1 перемещение на 500 миллионов лет назад.

С использованием презентации, рассказываем о тех животных, которые обитали в то время. Предлагаем ученикам записать названия некоторых животных и растений того периода, которые они увидят на слайде. Затем   совместно подводим итоги первого путешествия. Учащиеся формулируют вывод о том, что все животные обитали в воде, следовательно, жизнь зарождалась именно там.

2 перемещение во времени на 350 млн. лет назад.

На слайдах представлены животные того времени. Обращаем внимание учащихся на прорыв в эволюции, связанный с выходом животных на сушу. Предлагаем ученикам, написать название этого периода, рассказать о климате, растениях, которые характерны в тот период. Ученики получают задание проанализировать живые организмы, которые они увидели на слайдах и вспомнить, какие виды дожили до нашего времени, какие из них встречаются в нашей области.

Затем организуем беседу по вопросам: Почему период называется каменноугольным Учеников подводим к   выводу о различие размеров предков и современных животных и растений. Предлагаем подумать, с чем это связано. В случае возникновения затруднений с ответом, спрашиваем о временах года, что должно натолкнуть их на правильный ответ. Подводим итоги по данному эпизоду виртуального перемещения.

3 перемещение на 225 миллионов лет назад.

  Время динозавров учащимся будет наиболее интересно, поэтому данному периоду уделяем больше внимания. На слайдах показано много видов обитателей того времени, идет рассказ о динозаврах, их размерах. Даем характеристику этим животным, предлагаем записать в тетради название периода и некоторых животных и растений. Показываем отрывок из учебного фильма «Как развивалась жизнь на Земле» о вымирании динозавров. Подводим итоги посещения Юрского периода.

4 перемещение на 65 миллионов лет назад.

На экране демонстрируется картинка того времени. Проводим совместное обсуждение животных и растений данного периода. Записываем в тетрадях название некоторых видов обитателей того периода. Предлагаем ученикам дома нарисовать запомнившееся животное, чтобы потом сделать мини выставку и провести викторину «Кто? Когда? »

Тема урока: Царство грибы

Цель: изучить строение грибов, показать их сходство и отличие с другими царствами живой природы.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с особенными признаками грибов, дать представление о строении, способах питания, местах обитания. Раскрыть значение грибов для человека. Познакомить с видами грибов и их классификации.

Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающая – развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.

Проектная деятельность организуется в рамках организационного момента. Мы ставим проблемный вопрос, предлагая ученикам перечислить известные им грибы. После того как будут названы некоторые виды, предлагаем посмотреть на слайд, на котором будут изображены совершенно разные и на первый взгляд непривычные для учащихся (приложение 2). Затем идет постановка проблемного вопроса: «Почему же все эти на вид совершенно разные грибы отнесены были в одно царство?». Ученики высказывают свои версии и возможные пути для решения данного вопроса.

Тема урока: Папоротники

Цель: познакомить учащихся с высшими споровыми растениями.

Задачи:

Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельность папоротникообразных, характерные особенности.

Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

учебно-информационных (умение работать с текстом или другими источниками информации),

учебно-организационных (умение выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль и самооценку),

учебно-коммуникативных (умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать, уважать мнение собеседника).

Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, умения работать в парах, культуры учебного труда.

Проектная деятельность используется на этапе поиска новой информации. Учащимся предлагается разделиться на 3 группы по 3 человека. Затем, используя данный им материал и текст учебника, подготовить мини-доклад (приложение 3).

1 группа делает сообщение на тему: предки, их формы и размеры.

2 группа делать на тему: легенды о папоротниках.

3 группа собирает информацию на тему: значение папоротникообразных.

Данное задание совершенствует умения обучающихся работать в группах, поиска нужной информации в тексте, создает условия для возможности анализа, делать выводы после подготовки сообщения. От каждой группы выступает 1 человек, затем происходит обсуждение новых знаний и их анализ.

Тема урока: Голосеменные

Цель: дать представление о строении и жизнедеятельности голосеменных и их значение для человека.

Задачи:

Образовательные: научить определять существенные признаки для голосеменных, сравнивать с другими группами растений, понимать роль голосеменных в живой природе и жизни человека.

Развивающие: развивать умение выделять главное, высказывать свои мысли, подводить итоги;

Воспитательные: воспитывать интерес познания живой природы.

Организуя учебно-познавательную деятельность, учащимся предлагается посетить виртуальную экскурсию по дендропарку. В роли экскурсовода выступает учитель. Для данной экскурсии используется презентация, а также гербарий голосеменных, шишки и спилы хвойных деревьев (приложение 4). Во время виртуальной экскурсии ученики находят гербарии представленных на слайде видов растений, если есть шишки и спилы. По ходу работы делают записи и зарисовки в рабочих тетрадях. Обращаем внимание учеников на название экскурсии, записываем новое понятие «дендрарий». После завершения экскурсии проводим опрос учащихся, используя приемы рефлексии:

- Сегодня я узнал…

 - Сегодня мне было интересно…

- Я бы хотел узнать…

 Далее предлагаем учащимся подготовить дома рассказ или реферат с целью получения новых знаний.

Примерные темы рефератов:

  1. Почему елка является символ нового года.
  2. Полезные свойства иголок.
  3. Что за капли на стволе.
  4. Гинго-живое ископаемое и др.

Тема урока: Покрытосеменные

Цель: сформировать представления о характерных признаках покрытосеменных растений как группе самых высокоорганизованных представителей флоры, их особенностях строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием покрытосеменных растений, показать отличие покрытосеменных от других отделов растений, связаны с усложнением строения,

Развивающие: развивать память, речь, уметь проводить аналогию и сравнения, совершенствовать умение адекватно оценивать уровень своих знаний,

Воспитательные: воспитывать стремление к сохранению многообразия окружающего мира.

Проектная деятельность организуется на этапе первичного усвоения учебного материала. Учащиеся выполняют лабораторную работу № 4 «Органы цветковых растений».

Для данной работы раздаем наборы гербариев и инструктивных карточек. Лабораторная работа проводится в парах.

Инструктивная карточка:

 1. Рассмотреть данные растения.

2. Зарисовать внешний вид растений.

3. Подписать вегетативные и генеративные органы.

После выполнения работы обсуждаем и анализируем полученные результаты.

Тема урока: Простейшие

Цель: сформировать представление о характерных признаках представителей царства Животные.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с видами простейших и их особенностями, развивать умение работы с микроскопом.

Развивающие: развивать умение работы с информацией, выделять главное, распределять роли при выполнении задания,

Воспитательные: воспитывать интерес познания живой природы.

Данный вариант урока возможно использовать в сильном классе. Он имеет внеурочную направленность. После знакомства с некоторыми видами простейших предлагает учащимся подумать о роли простейших в природе и жизни человека. После нескольких предположений спрашиваем у школьников есть ли у них аквариумы с рыбками. В данном случае мы заранее узнали о наличии аквариума, поэтому использовали такой тип урока. Далее идет рассказ по разведению рыбок и ставится проблемный вопрос: чем питаются мальки рыб?  Ученики должны знать, что корм должен быть размером с глаз малька. Некоторые учащиеся смогут предположить, кто может быть использован в качестве корма. Далее учитель достает емкость, которую заранее подготовил для проведения опыта, и предлагает ребятам самостоятельно подготовить препараты для рассмотрения с помощью микроскопа. В данном опыте следует показывать каждую операцию, так как у учащихся нет опыта работы с микроскопом. После просмотра предлагаем обнаруженное животное в учебнике (инфузория-туфелька). После выполнения работы проводим рефлексию:

Я узнал на этом уроке…

Данная разработка урока, выполненная в ходе нашего эксперимента, больше всего понравилось учащимся. Все были погружены в рабочий процесс и каждый проявлял заинтересованность.

Каждую четверть на итоговом уроке, мы просили учеников написать мини-сочинение: «Самое интересное в этой четверти». Всеми ребятами была отмечена это работа. Два ученика очень заинтересовала данная тема и после уроков попросили более подробно описать процесс выращивания простейших, после мы посмотрели, что у них получилось. Данную работу предложили оформить, за что они получили дополнительные оценки.

Тема урока: Среда обитания

Цель: создать условия для осознания и осмыслением блока новой информации о средах обитания животных: в почвенной, водной и наземно-воздушной.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с представителями животных различных мест обитания, их особенности внешнего строения.

Развивающие: развивать умение работы с информацией, выделять главное, распределять роли при выполнении задания.

Воспитательные: воспитывать стремление к сохранению многообразия окружающего мира.

Для данного урока в качестве домашнего задания были распределены задания на предыдущем уроке. В каждой группе по 3 человека. Задание предусматривает 3 пункта:

 1. Подготовить презентацию:

А) название среды и ее обитатели

Б) особенности строения тела (конечности, органы зрения, движения)

В) роль в природе и жизни человека

2. Подготовить соответствующий текст для сопровождения презентации.

3. Воспользоваться учебной коллекции членистоногих, чучелами птиц и другими, если необходимо.

После просмотра всех работ предлагаем учащимся оценить свою работу и работу одноклассников. Высказать свое мнение об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Использование проектной деятельности на уроках истории

Доклад Использование проектной деятельностина уроках истории...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.

   Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...

Фрагмент урока с использованием технологии проектной деятельности

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учащихся к написанию   сочинения; воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.ЗАДАЧИ УРОКА: развивать умение работать над...

Фрагменты уроков с использованием проектной деятельности.

Методическая разработка по математике (5-7 класс).Представлены разработки уроков, в качестве примера приведены фрагменты уроков, где использованы элементы проектной деятельности на различных этапах ур...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...