презентации по биологии
презентация к уроку по биологии

Бельчич Ольга Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_rodoslovnye.pptx1.68 МБ
Office presentation icon urovni_organizatsii_zhivoy_materii.ppt1.69 МБ
Office presentation icon fagotsitoz_i_pinotsitoz.ppt1.8 МБ
Office presentation icon genetika.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных , по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Слайд 2

Примеры заданий 2007 ЕГЭ По родословной , представленной на рисунке, установите характер наследования признака , выделенного черным цветом ( доминантный или рецессивный .сцепленный или не сцеплен с полом ) ,генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении. 2017 ЕГЭ Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Слайд 3

Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом , а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Слайд 4

Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими. 2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом. 4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства. 6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек. 8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда. 9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Слайд 5

Пример родословной

Слайд 6

1.Составление схемы родословной Пример 1. Пробанд страдает гемофилией.У его матери и отца нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет . Пример 2. Пробанд дальтоник , имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение . Пример 3 .По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.

Слайд 7

2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример 1. Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака , если смуглый цвет кожи- доминантный признак. Пример 2. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица. Известно , что мать женщины имела европеоидный тип глаз , а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей. 3.Анализ родословных

Слайд 8

1.Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2 . Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3 . Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны , 75%, если они гетерозиготны . 4.Вероятность Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. О собенности разных типов наследования Полидактилия Веснушки Курчавые волосы Карий цвет глаз

Слайд 9

Аутосомно-рецессивный тип наследования 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны ; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. У здоровых родителей больной ребенок 5. Часто проявляется при близкородственных браках. Фенилкетонурия Серповидно- клеточная анемия Голубой цвет глаз

Слайд 10

Сцепленный с X -хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1 . Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна ; 75%, если мать гетеро­зиготна . 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Особая форма рахита.

Слайд 11

Сцепленный с Х- хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3.У здоровых родителей больные дети. 4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%. Гемофилия Д альтонизм анемия , Мышечная дистрофия

Слайд 12

Голандрический тип наследования ( Y -сцепленное наследование ) 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%. Ихтиоз Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, Перепонки между пальцами на ногах

Слайд 13

Ограниченные полом наследования 1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных; 2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется, но может передаваться сыну

Слайд 14

3.Задачи на определение типа наследования 1.Определить тип наследования признаков. Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования. Ответ задачи № 2:родословная голандрического типа наследования

Слайд 15

Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?

Слайд 16

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Ответьте на вопросы: Как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. 4. И сходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

Слайд 17

Задача №1 Рассмотрите схему родословной. Исходя из схемы составьте условие задачи Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы в Х – хромосоме. Мать –Х А Х А , отец Х а У . Генотипы 1- го поколения : дочери Х А Х а , отец Х А У ; генотипы детей 2 – го поколения : дочери Х А Х А и Х А Х а , здоровый сын Х А У , больной сын Х а У .

Слайд 18

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной. Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А - доминантная аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа . Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа . Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа , остальные члены родословной - аа . Решение: Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют. Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным .

Слайд 19

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом . Определите генотипы родителей ( оба гомозиготы ) и потомства в первом и втором поколениях. Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа Ответ: Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа ; Генотип первого поколения: сын - Аа ; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа , сын – Аа

Слайд 20

Задача №3

Слайд 21

Решение

Слайд 22

Задача 4 Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины : — ощущает как горький, - не ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов родословной. Ответ:

Слайд 23

Задача 5 . Определить тип наследования признаков Разные люди пробуя фенилтикарбомид ( ФТК) на вкус, то одни из них считают его безвкусным , а другие – горьким. Чем можно объяснить такие различия в оценке ? Является ли этот признак ( ощущение горького вкуса ) наследственно обусловленным ? для ответа на вопрос проанализируйте предложенные родословные. Ответ задачи 5. Аутосомно-рецессивный признак.

Слайд 24

Рекомендации при решении задач с учетом схем родословных. 1.Знание системы обозначений при составлении родословных . 2.Внимательно рассмотрите схему родословной .Можно пронумеровать особей в схеме . 3.Определите в каждом или нет поколении передается изучаемый признак. ( если в каждом- доминантный признак , если нет – рецессивный ) 4.Сравните фенотипы родителей и детей. ( если у родителей нет признака , а у детей есть –рецессивный признак ) 5.Как наследуется данный признак у мужчин и у женщин? ( в равной степени и у мужчин , и у женщин ----- аутосомный признак или доминантный , или рецессивный ) 6 . Рассмотрите наследование признака и по вертикали , и по горизонтали. ( если и по вертикали и по горизонтали ----- аутосомный доминантный или сцепленный с полом доминантный признак . Если по горизонтали --- аутосомный рецессивный или рецессивный сцепленный с полом ; 7.Определите вероятность наследования признаков . 8.Обратите внимание проявляется преимущественно признак у мужчин ? Мужчины передают признак своим дочерям, а сыновья –здоровы? (сцепленный с полом доминантный тип наследования признаков ) 10. У больного отца больны все его сыновья? ( Голандрический тип наследования признаков )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомните признаки, отличающие живые организмы от тел неживой природы?

Слайд 2

Тема урока: Уровни организации живой материи.

Слайд 3

Многообразие живого.

Слайд 4

Уровни организации жизни. Молекулярно-генетический (макромолекулы белка, нуклеиновых кислот, углеводов, и др. органических соединений)

Слайд 5

Уровни организации живого 2. Клеточный. (Амеба)

Слайд 6

Клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированны и не способны существовать самостоятельно, вне организма . Они образуют ткани и органы , осуществляющие только одну определенную функцию . 3. Тканевой 4. Органный

Слайд 7

Уровни организации жизни. 5.Организменный (гидра)

Слайд 8

Уровни организации жизни. 6.Популяционно-видовой (Ель обыкновенная)

Слайд 9

Уровни организации жизни. 7 . Биогеоценотический (Хвойный лес)

Слайд 10

Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами Биосфера Живое вещество Биокосное вещество ( почва ) Косное вещество ( атмосфера, гидросфера, литосфера )

Слайд 11

Уровни организации жизни. 8 . Биосферный ( биосфера )

Слайд 12

Уровни организации живого Молекулярно-генетический Клеточный Тканевый Органный Организменный Популяционно-видовой Биогеоценотический Биосферный

Слайд 13

Домашнее задание Глава 1, параграф 1.3 (до методов познания живой природы) Выучить основные понятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фагоцитоз Захват плазматической мембраной твердых частиц и впячивание (втягивание) их внутрь клетки называют фагоцитозом (от греч. «фагос» - пожирать и «цитос» - клетка). Это явление можно наблюдать, например, при захвате амебой более мелких одноклеточных или при захвате бактерий, проникших в организм животного или человека, лейкоцитами крови.

Слайд 3

Пиноцитоз Сходным образом попадают в клетку растворимые в жидкости мелкие частицы или молекулы. Плазматическая мембрана образует впячивание в виде тонкого канальца, в который и попадает жидкость с растворенными в ней веществами. От канальца затем отпочковываются пузырьки.

Слайд 5

Этот способ называют пиноцитозом (от греч. «пино» - пью и «цитос» - клетка), он наиболее универсальный, поскольку присущ клеткам растений, животных и грибов.

Слайд 7

Плазматическая мембрана обладает поразительной способностью захватывать различный материал, находящийся вне клетки; она образует небольшие выпячивания, которые окружают капельку наружной среды и в конце концов смыкаются, так что эта капелька оказывается в клетке. Образовавшиеся таким образом вакуоли погружаются в более глубокие слои цитоплазмы, где происходит надлежащая обработка их содержимого. При таком переносе материала из окружающей среды в клетку целостность плазматической мембраны совершенно не нарушается. Этот процесс называют фагоцитозом, если образуются крупные вакуоли, содержащие оформленные частицы, или пиноцитозом, если вакуоли очень малы и содержат только растворенные вещества. Оба эти явления наблюдаются у клеток многих типов, но особенно интенсивно изучались на амебах и лейкоцитах. Обратный процесс, при котором выстланные мембраной пузырьки сливаются с клеточной мембраной и выпускают свое содержимое наружу, особенно характерен для секреторных клеток и получил название эмейоцитоза.

Слайд 8

Пиноцитоз может вызвать присутствие в окружающей среде специфических растворенных веществ — белков, кислых или основных аминокислот и т. п. У амебы при этом образуются короткие псевдоподии и в каждой из них возникает каналец с волнообразно колеблющимися стенками, идущий от верхушки псевдоподии к ее основанию; у внутреннего конца этого канальца образуются вакуоли, которые затем отделяются от него и уходят в глубь цитоплазмы.

Слайд 10

У клеток высших животных при пиноцитозе также иногда наблюдаются волнообразные (ундулирующие) движения плазматической мембраны, но не видно никаких канальцев. Пиноцитоз — активный процесс, требующий затраты энергии, и около активных, ундулирующих поверхностей обычно располагаются митохондрии. Процесс пиноцитоза можно подавить при помощи надлежащих ингибиторов обмена; на него оказывают также влияние температура, и питание клетки. За один цикл пиноцитоза амеба поглощает объем жидкости, равный 1—10% всего объема клетки. Для этого клетке приходится строить новый участок мембраны, составляющий до 6% первоначальной поверхности клетки амебы.

Слайд 12

У амеб, а возможно и у других клеток, мембрана формирующейся вакуоли специфически связывает молекулы белка, которые концентрируются на ней, после чего мембрана впячивается в клетку и образует отдельный пузырек. Количество поглощенного при пиноцитозе белка гораздо больше того, которое могло бы быть поглощено, если бы белковые молекулы просто захватывались вместе с наружным раствором как одна из его составных частей. Например, амеба может за 5 мин поглотить в 50 раз больше белка, чем его содержится в объеме внешней среды, равном объему самой амебы.

Слайд 14

Таким образом, пиноцитоз — это одна из форм активности клеточной мембраны, связанная с избирательным поглощением из растворов определенных веществ; этот механизм позволяет объяснить быстрый перенос через плазматическую мембрану крупных водорастворимых молекул, например молекул белков или нуклеиновых кислот. Показано, что клетки человека в культуре ткани поглощают из питательной среды белки, причем этот процесс ускоряется в присутствии полиаминов, например полиорнитина. Пиноцитоз требует затраты энергии и служит механизмом избирательного переноса веществ через плазматическую мембрану; возможно, что в некоторых случаях так называемый «активный перенос» осуществляется путем пиноцитоза.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генетика. Законы Г. Менделя Почему мы похожи на своих родителей?

Слайд 2

Как называется наука, изучающая наследственность и изменчивость? Генетика - относительно молодая наука. Официальной датой ее рождения считается 1900г., когда Г. де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга "переоткрыли" законы наследования признаков, установленные Г. Менделем еще в 1865 году.

Слайд 3

Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской империи. В 1843 году Мендель поступил послушником в Августинский монастырь в Брюнне (ныне Брно) . В 1851 году настоятель отправил его изучать естественные науки в Венский университет. 6 января 1884 года отца Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне. Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти.

Слайд 5

Опыты Менделя Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков. Моногибридным называют скрещивание, при котором анализируется наследование одной пары альтернативных признаков. Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с желтыми и зелеными семенами. При скрещивании растения с желтыми и зелеными семенами, все потомки имели желтые семена .

Слайд 6

Мендель провел скрещивание: Сорт гороха с желтыми семенами Сорт гороха с зелеными семенами P: F 1 : В первом поколении были только растения с желтыми семенами!

Слайд 7

Правило единообразия «В моногибридном скрещивании первое поколение потомков является единообразным» Какая окраска семян является доминантной желтая или зеленая? В потомстве произошло расщепление: 3\4 желтые семена 1\4 зеленые семена

Слайд 8

При скрещивании гибридов первого поколения друг с другом, Мендель обнаружил, что в потомстве появляется расщепление : F 1 : F 2 : 3 / 4 1 / 4 Три четверти семян имели доминантное проявление признака, а четверть семян – рецессивное. 6022 2001

Слайд 9

Мендель предложил следующую гипотезу для объяснения этих результатов: Он предположил, что каждое проявление признака определяется наследственными факторами . Половые клетки содержат только один наследственный фактор, то есть они "чисты" (не содержат второго наследственного фактора). Гипотеза «чистоты гамет»: Наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде.

Слайд 10

Второй закон Менделя ( закон расщепления ) Признаки данного организма детерминируются парами внутренних наследственных факторов. В одной гамете может быть представлен лишь один из каждой пары таких факторов.

Слайд 11

Объяснение: Генотип : набор наследственных факторов данного организма Фенотип : набор проявлений различных признаков организма Аллели : варианты проявления признака (бывают доминантные и рецессивные) Гомозигота : организм с одинаковыми аллелями по данному признаку Гетерозигота : организм с разными аллелями по данному признаку. В гетерозиготе фенотипически проявляется доминантный аллель

Слайд 12

Объяснение: Генотип : набор наследственных факторов данного организма Фенотип : набор проявлений различных признаков организма Аллели : варианты проявления признака (бывают доминантные и рецессивные) Гомозигота : организм с одинаковыми аллелями по данному признаку Гетерозигота : организм с разными аллелями по данному признаку. В гетерозиготе фенотипически проявляется доминантный аллель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии "экскурсии по биологии 6 класс"

Экскурсия № 1Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животныхЭкскурсия №2Зимние явления в жизни растенийЭкскурсия № 3Мир растений малой РодиныЭкскурсия № 4Природное сообществ...

Презентация по биологии на тему "Кожа человека" (биология 8 класс)

Тема "Значение кожи и ее строение" занимает в программе всего 1 урок. Чтобы материал был интересен и легче запоминаем я и подготовила данную презентацию. В ней доступно и наглядно представлены основны...

Презентация по биологии на тему "Мочевыделительная система человека" (биология 8 класс)

Презентация для учащихся 8 класса по биологии к теме "Мочевыделительная система человека" призвана помочь учащимся увидеть наглядно строение мочевыделительной системы, ее макро и микростроение, а такж...

Презентация по биологии на тему «Жить здорово. Молоко». (8 класс, биология)

Это презентация к уроку обобщения , систематизации и практического применения знаний  с экспериментальным определением краткого химического анализа  качества молока ,  в  теме &laq...

Презентация по биологии на тему «Кровь - носительница жизни». (8 класс, биология)

Урок проводится в 8 классе в ходе изучения главы - III «Кровь.  Кровообращение » и рассчитан на 45 минут. На уроке реализуются различные формы, методы и приёмы обучения: самостоятельн...

Презентация по биологии "Методы биологии"

Презентация направлена на знакомство детей с методами биологии....