Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Соловьева Анна Юрьевна

Рабочая программа по биологии 5 класс, 1 час в неделю . Учебник ВВ Пасечник 5-6 класс " Линия жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 ГОРОДА ХИМКИ

РАССМОТРЕНО

Руководитель кафедры

__________________

Протокол №_____от    

                                                                          «____»__________20____г.                                                                

                      СОГЛАСОВАНО                                                                

                 Зам. директора по   УВР

                 ___________Гаврилова А.Н.

                 «___» ____________ 20___  г.

УТВЕРЖДАЮ:

                       Директор МБОУ СОШ №31 г.Химки

                       _________________ Марасанова О.А.

           «___» ___________ 20___  г.

                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2019-2020 учебный год

по    БИОЛОГИИ

Уровень обучения (класс): основное общее образование, 5 «A,Б,В,Г» класс     

Учитель: Соловьева Анна Юрьевна

Программа разработана на основе:  авторской программы  по биологии  для учащихся 5  класса под редакцией профессора В.В. Пасечника и линии учебно-методического комплекта «Линия жизни» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений (из-во» Просвещение») и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №31 г. Химки.

г. Химки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: БИОЛОГИЯ

КЛАСС (Ы): 5«А,Б,В,Г»                                                      

УМК:   «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» под редакцией В.В. Пасечника                                                     

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:    1 час в неделю  

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:     34 часов в год          

УЧЕБНИК: Биология 5-6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений                                                

АВТОР УЧЕБНИКА:    В.В. Пасечник М. «Просвещение», 2017 .– 160 с.                               

n\n

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

ПРЕДМЕТНЫЕ

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

2.

Содержание учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение.  Биология -как наука (6 часов)

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6часов)

Многообразие организмов (22часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.  Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.  Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.    

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.  Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.  Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Лабораторная работа: «Внешнее строение цветкового растения».

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие.  Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Особенности строения   мукора и дрожжей.

Внешнее строение цветкового растения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс «А, Б, В, Г» 34 часов (1 ч в неделю)

№  п/п

СОДЕРЖАНИЕ

(РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ)

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

Введение. Биология как наука

6 часов

1

Биология –как наука о живой природе

1

5.09

2

Методы изучения биологии

1

12.09

3

Как работают в лаборатории

1

19.09

4

Разнообразие живой природы

1

26.09

5

Среды обитания организмов

1

3.10

6

Обобщение по главе: «Биология как наука». Контрольная работа.

1

17.10

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

 6 часов

7

Увеличительные приборы Лабораторные работы №1 «Устройство светового микроскопа и приёмы ,работы с ним» и №2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы».

1

24.10

8

Химический состав клетки.

1

31.10

9

Строение клетки.

1

7.11

10

Лабораторная работа : «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1

14.11

11

Жизнедеятельность клетки

1

28.11

12

Обобщение по главе: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Контрольная работа

1

5.12

Глава 2. Многообразие организмов.

22 часа

13

Классификация организмов.

1

12.12

14

Строение и многообразие бактерий.

1

19.12

15

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

26.12

16

Строение и многообразие грибов .

1

9.01

17

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа: «Особенности строения мукора и дрожжей».

1

16.01

18

Характеристика царства Растения.

1

23.01

19

Лабораторная работа :«Опыт по выращиванию фасоли».

1

30.01

20

Водоросли .

1

      6.02

21

Лишайники.

1

13.02

22

Мхи, папоротники, хвощи , плауны .

1

27.02

23

Голосеменные растения.

1

5.03

24

Покрытосеменные растения.

1

12.03

25

Лабораторная работа: «Внешнее строение цветкового растения».

1

19.03

26

Обобщение темы: Низшие и высшие растения. Контрольная работа .

1

26.03

27

Царство Животные.

1

2.04

28

Подцарство Одноклеточные.

1

16.04

29

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные .

1

23.04

30

Позвоночные животные (холоднокровные).

1

30.04

31

Позвоночные животные (теплокровные)

1

7.05

32

Многообразие живой природы.  Охрана природы.

1

14.05

33

Обобщающий урок. Контрольная работа.

1

21.05

34

Резервное время.

1

28.05

Проектные работы.

 Проектная работа на тему: «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»

Вид проекта: групповой

Продолжительность: 1-3 недели, октябрь 2019 г.

Цель: сравнить строение растительной и животной клетки

Задачи:

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Материалы и оборудование: параграфы учебника, необходимые для реализации проекта, план проектного цикла, рабочий лист, презентация по теме

Проектный цикл

  1. Ценностно-ориентационный этап

Вопрос: Для чего необходимо знать строение растительной и животной?

Деятельность обучающихся:

  • Составить план работы
  • Сформулировать цель и задачи
  • Определить источники информации
  1. Конструктивный этап
  • Изучение источников информации, отбор материала,
  • Подготовка выводов, оформление маршрутного листа.

Задание и опорные вопросы:

1. Назовите что такое клетка.

2. Какие функции выполняют хлоропласты?

3. С чем связано наличие крупной вакуоли?

4. У каких клеток есть клеточная стенка?

5. Какие функции выполняет клеточный центр?

6. Какие органоиды характерны только растительной клетки?

7. Какие органоиды характерны только животной клетки?

Сделать вывод о сходствах и различиях в строение растительной и животной клетки

  1. Оценочно-рефлексивный этап(заключительный).

Оформление проекта в виде устного ответа, кроссворда, рисунка или поделки.

I. Презентация продукта проекта в виде оформленного рабочего листа

II. Презентация продукта проекта в форме устного ответа с подготовленной презентацией (Переносится на следующий урок)

Проектная работа на тему: «По страницам Красной книги».

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный, ноябрь 2019г. – май 2020 г.

Цель проекта: Формировать у детей активную жизненную позицию

«Человек - часть природы и он должен беречь, охранять, и защищать ее». Познакомить детей с Красной книгой России и заповедниками

Задачи:  

  • Сформировать представление о редких животных нашего края, занесенных в Красную книгу;  
  • Воспитывать гуманное отношение к животным, желание сберечь и сохранить их;  
  • Развивать эффективное творческое и познавательное мышление.  

Актуальность: Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. К большому сожалению, зачастую люди сами оказывают отрицательное воздействие на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер. Много диких животных погибает на загородных дорогах!  

Дети имеют недостаточные представления о диких животных, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках.

 Прежде всего, мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закрепленные основными Законами России.

Проектный цикл

1 этап - Подготовительный

Приобрести «Красную книгу».

  1. Подготовить иллюстрации и краткое описание животных, занесенных в «Красную книгу».
  2. Подготовить материал о заказниках, заповедниках.
  3. Подготовить материал по художественному творчеству (Пластилин, картон, стеки, цветную бумагу, ножницы, клей.)
  4. Подобрать художественную литературу для чтения.
  5. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению материала «Наша Красная книга».
  6. «Принести книгу о животном и расскажи о нем всем ученикам»

2 этап -  Реализация проекта.

 Познание:

Рассказы на тему: «Что такое Красная книга», «Природе нужна твоя помощь», «Природа в опасности», «О животных, которые живут в лесах, степях, водоемах». Знакомство с пословицами и поговорками о животных, загадывание загадок.

Коммуникация:

-рассматривание картин, иллюстраций

-составление описательных рассказов по картинам.  -беседы «Путешествие в мир живой природы, «Как вести себя в природе», «Будь природе другом».

Чтение художественной литературы:

-Выдержки из энциклопедии, М. Пришвин «Еж», И. Соколов-Микитов «Белки», «На лесной дороге», «В берлоге», В. Бианки «Купание медвежат» Г. Снегирев «След оленя», Русские народные сказки: «Хвосты», «У страха глаза велики», А.А. Плешаков «Сборник сказок о животных».

 Художественное развитие:

Рисование: «Дикие животные лесов России», «Мое любимое дикое животное». «Животные, которые живут в зоопарке». Лепка: «Каких животных я видел в зоопарке», лепка по произведениям «Хвосты», «Купание медвежат»

3. Этап   -  Заключительный

  1. Презентация проекта: «Красная книга».
  2. Выставка поделок из пластилина: «Своими руками».
  3. Итоговая выставка «Наша Красная книга»: иллюстрации, рисунки и поделки учеников.
  4. Обобщение опыта работы по данному проекту и по экологическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...