Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Соловьева Анна Юрьевна

Рабочая программа по биологии 7 класс , 2 часа в неделю. Учебник ВВ Пасечник серия " Линия жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass_bio.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 ГОРОДА ХИМКИ

РАССМОТРЕНО

Руководитель кафедры

__________________

Протокол №_____от    

                                                                          «____»__________20____г.                                                                

                      СОГЛАСОВАНО                                                                

                 Зам. директора по   УВР

                 ___________Гаврилова А.Н.

                 «___» ____________ 20___  г.

УТВЕРЖДАЮ:

                       Директор МБОУ СОШ №31 г.Химки

                       _________________ Марасанова О.А.

           «___» ___________ 20___  г.

                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2017-2018 учебный год

по    БИОЛОГИИ

Уровень обучения (класс): основное общее образование, 7 «А» класс     

Учитель: Соловьева Анна Юрьевна

Квалификационная категория:

Программа разработана на основе:  авторской программы  по биологии  для учащихся 7  класса под редакцией профессора В.В. Пасечника и линии учебно-методического комплекта «Линия жизни» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений (из-во» Просвещение») и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №31 г. Химки.

г. Химки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: БИОЛОГИЯ

КЛАСС (Ы): 7 «А»                                                      

УМК:   «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» под редакцией В.В. Пасечника                                                     

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:    2 часа в неделю  

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:     68 часов в год          

УЧЕБНИК: Биология 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений                                                 

АВТОР УЧЕБНИКА:    В.В. Пасечник М. «Просвещение», 2014 .– 160 с.                               

n\n

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Умение выделять нравственный аспект поведения.
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Самоопределение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
  • приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
  • различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  • определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  • объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
  • различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Коммуникативные.

 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Умение слушать и вступать в диалог.

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных   коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

2.

Введение. Многообразие организмов, их классификация. (1 час)

Тема 1. Бактерии, грибы, лишайники. (4 часа)

Тема 2. Многообразие растительного мира.

(28 часов)

Тема 3. Многообразие животного мира. (27 часов)

Тема 4. Эволюция растений и животных, их охрана.  (2 часа)

Тема 5.Экосистемы.

(6 часов)

Многообразие организмов. Классификация организмов. Основные положения систематики как науки. Систематические категории. Вклад

К. Линнея. Вид – основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. Редкие виды растений и животных.

Бактерии – доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы – царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание и размножение грибов. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы. Правила сбора грибов.

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами-паразитами.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека. Охрана лишайников.

Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Многообразие одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей.

Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений.

Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печеночных и листостебельных мхов. Размножение мхов.

Лабораторная работа №1 «Строение мха».

Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротник

Лабораторная работа №2 «Строение папоротника».

Плауновидные. Хвощевидные. Их общая характеристика, Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека.

Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека.

Разнообразие хвойных растений и их характеристика. Строение хвои и шишек.

Покрытосеменные, как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных, значение в природе и жизни человека.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семян однодольных и двудольных.

Лабораторная работа №3 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня.

Видоизменения корней. Влияние условий среды на корневую систему растения.

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек.

Лабораторная работа №4 «Строение почек. Расположение почек на побеге».

Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стеблей. Значение стебля.

Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.

Лабораторная работа №5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц.

Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица.

Лабораторная работа №6 «Строение клубня и луковицы».

Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Двудомные и однодомные растения.

Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий.

Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Функции плодов.

Лабораторная работа №7 «Классификация плодов»

Размножение покрытосеменных растений. Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворения.

Классификация покрытосеменных растений. Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений. Семейство Крестоцветные.

Семейство Розоцветные. Семейство Пасленовые.

Лабораторная работа №8 «Характерные признаки растений семейства Пасленовые»

Семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые.

Класс Однодольные. Семейство Злаковые. Дикорастущие и культурные виды, их многообразие. Охрана редких и исчезающих видов.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Лабораторная работа №9 «Характерные признаки растений семейства Лилейные».

Многообразие животных. Царство Животные. Сходство и различия животных и других организмов. Классификация животных. Вид. Охрана животного мира.

Общая характеристика подцарства Одноклеточные. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Инфузории. Корненожки. Радиолярии. Фораминиферы. Жгутиконосцы.  Амебиаз. Сонная болезнь. Кокцидиоз. Малярия. Меры борьбы и профилактики заражения простейшими – паразитами. Значение простейших в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Типы тканей многоклеточных животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная. Органы. Системы органов.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс. Размножение бесполое и половое.

Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Чередование поколений. Практическое значение кораллов.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Кожно-мускульный мешок. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Профилактика заражения паразитическими червями.

Тип Круглые черви, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики заражения круглыми паразитическими червями.

Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Целом. Замкнутая кровеносная система. Значение кольчатых червей.

Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков.

Класс Головоногие моллюски, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков.

Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных.

Класс Паукообразные, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность. Многообразие и значение паукообразных.

Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых с неполным и полным превращением.

Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения насекомого».

Многообразие насекомых. Отряды: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство. Охрана насекомых.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные. Хорда.

Классы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб.

Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения рыбы»

Особенности формы тела и окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания. Значение рыб в природе. Практическое значение рыб. Промысел рыбы. Рыбоводство.

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с приспособленностью к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания. Отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Лабораторная работа №13 «Изучение внешнего строения птицы».

Многообразие птиц. Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц для человека. Птицеводство. Порода. Охрана птиц.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих в связи со средой обитания. Размножение и развитие млекопитающих.

Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие.

Домашние млекопитающие. Животноводство. Разведение крупного рогатого скота. Коневодство. Свиноводство. Разведение овец и коз. Звероводство.

Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Эволюция хордовых. Освоение суши растениями и животными.

Охрана растительного и животного мира.

Экосистема. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ.

Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам.

Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов.

Искусственные экосистемы, их особенности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс «В» 68 часов (2 ч в неделю)

№  п/п

СОДЕРЖАНИЕ

(РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ)

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

Введение. Многообразие организмов, их классификация.

1 час

1

Введение. Многообразие организмов, их классификация. Вид-основная единица систематики

1

4.09

Тема 1. Бактерии, грибы, лишайники.

4 часа

2

Бактерии-доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

6

3

Грибы-царство живой природы. Многообразие грибов.

1

11

4

Роль грибов в жизни человека. Грибы-паразиты растений, животных, человека

1

13

5

Лишайники-комплексные симбиотические организмы.

1

18

Тема 2. Многообразие растительного мира.

28 часов

6

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

1

20

7

Многообразие водорослей

1

25

8

Высшие споровые растения

1

27

9

Моховидные. Лабораторная работа №1 «Строение мха».

1

2.10

10

Папоротниковидные.  Лабораторная работа №2 «Строение папоротника».

1

4.10

11

Плауновидные. Хвощевидные.

1

16

12

Голосеменные. Отдел Семенные растения.

1

18

13

Разнообразие хвойных растений.

1

23

14

Покрытосеменные или Цветковые.

1

25

15

Обобщающий урок по теме: «Отделы растений»

1

30

16

Строение семян.  Лабораторная работа №3 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

1

1.11

17

Виды корней и типы корневых систем.

1

6

18

Видоизменения корней.

1

8

19

Побег и почки. Лабораторная работа №4 «Строение почек. Расположение почек на побеге».

1

13

20

Строение стебля.

1

15

21

Внешнее строение листа. Лабораторная работа №5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

1

27

22

Клеточное строение листа.

1

29

23

Видоизменения побегов. Лабораторная работа №6 «Строение клубня и луковицы».

1

4.12

24

Строение и разнообразие цветков.

1

6

25

Соцветия.

1

11

26

Плоды. Лабораторная работа №7 «Классификация плодов»

1

13

27

Размножение покрытосеменных растений.

1

18

28

Классификация покрытосеменных. Семейство Крестоцветные.

1

20

29

Семейство Розоцветные. Семейство Пасленовые. Лабораторная работа №8 «Характерные признаки растений семейства Пасленовые»

1

25

30

Семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые.

1

27

31

Класс Однодольные. Семейство Злаков.

1

10.01

32

Семейство Лилейные. Лабораторная работа №9 «Характерные признаки растений семейства Лилейные».

1

15

33

Обобщающий урок по теме: «Покрытосеменные или Цветковые».

1

17

Тема 3. Многообразие животного мира.

27 часов

34

Общие сведения о животном мире.

1

22

35

Одноклеточные животные, или простейшие. Корненожки. Жгутиконосцы.

1

24

36

Инфузории. Паразитические простейшие. Значение простейших.

1

29

37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.

1

31

38

Тип Кишечнополостные.

1

12.02

39

Многообразие Кишечнополостных.

1

14

40

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

1

19

41

Тип Круглые черви.

1

21

42

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

1

26

43

Класс Брюхоногие и Класс Двустворчатые моллюски.

1

28

44

Класс Головоногие моллюски.

1

12.03

45

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

14

46

Класс Паукообразные.

1

26

47

Класс Насекомые.  Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения насекомого»

1

28

48

Многообразие Насекомых.

1

2.04

49

Обобщающий урок по теме: «Типы Беспозвоночных животных».

1

4

50

Тип Хордовые.

1

9

51

Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения рыбы»

1

11

52

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

4 часа

53

Класс Земноводные.

1

16

54

Класс Пресмыкающиеся.

1

18

55

Класс Птицы. Лабораторная работа №13 «Изучение внешнего строения птицы».

1

23

56

Многообразие Птиц и их значение. Птицеводство.

1

25

57

Класс Млекопитающие, или Звери.

3 часа

58

Многообразие Зверей.

1

7.05

59

Домашние Млекопитающие.

1

9

60

Обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».

1

14

Тема 4. Эволюция растений и животных, их охрана.

2 часа

61

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными.

1

16

62

Охрана растительного и животного мира.

1

21

Тема 5. Экосистемы.

6 часов

63

Экосистема.

1

23

64

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

28

65

Экскурсия «Искусственные экосистемы».

1

30

66

Экскурсия «Искусственные экосистемы».

1

67

Повторение тем №4 и №5

1

68

Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...