рабочая программа по биологии для 8 кл по Пасечнику
рабочая программа по биологии (8 класс)

Шакирова Альфира Рашидовна
8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8.docx62.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ДЕРЕВНИ КУРГАШЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КИГИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено

на заседании   ШМО

Протокол № ______

от «___» _______ 20___ г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

______/Г.Я. Ахмедьянова/

от «___» _______ 20___ г.

Утверждаю

Директор МОБУ ООШ д.Кургашево

________  /М.И.Мустафин/

Приказ № ___________

от «___» _______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(базовый уровень)

8 класс

Биология

на 2017-2018 учебный год

Ф.И.О. педагога, разработавшего программу: Шакирова Альфира Рашидовна

Педагогический стаж: 3 года

Квалификация: учитель  биологии

Год составления программы: 2017 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения  учениками 8-го класса основной школы программы по биологии являются:

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)

Введение (4часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Глава 1. Общий обзор организма человека (4 часа)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работа. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2. Опора и  движение (6часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы.

Микроскопическое строение кости.

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Изучение влияния статической и динамической работы на утомление.

Практические работы:

 Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Глава3. Внутренняя среда организма (4 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Демонстрация: таблицы «Состав Крови», «Группы крови».

Глава4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

Органы кровеносной и лимфатической систем,ихроль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Измерение кровяного давления.

Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения

Глава 5. Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Определение частоты дыхания.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

Глава 6Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека. Таблица «пищеварительная система».

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Глава 7. Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатратa человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Демонстрация: таблицы «Витамины», «Нормы питания»

Глава 8. Выделительная система (3 часа)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение

Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Практическая работа: распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Глава 9. Покровытела человека (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности(8часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.Их взаимодействие.

Демонстрациямодели головного мозга человека, таблицы «Строение спинного мозга», «строение головного мозга».

Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы(5часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Изучение строения слухового и зрительного анализаторов

Изучение изменения размеров зрачка.

Глава12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. (6 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации: безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Глава13. Размножение и развитие человека (3 часа)

Размножение человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции передающиеся половым путем, и их профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие человека после рождения.

Демонстрации: таблицы «строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Лабораторная работа: измерение массы и роста своего организма.

Глава 14. Человек и окружающая среда (2часа)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».

Практическая работа: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС

Тема

кол-во часов

Дата

Приме

По плану

Фактичес

Чание

Введение. Человек как биологический вид (4 часа)

1

Науки о человеке и их методы

1

02.09

2

Биологическая природа человека. Расы человека

1

06.09

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

09.09

4

Обобщение по главе «человек как биологический вид»

1

13.09

Глава 1. Общий обзор организма человека(4 часа)

5

 Строение организма человека.

1

16.09

6

Лабораторная работа№ 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

1

20.09

7

Клеточное строение организма человека

1

23.09

8

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

27.09

Глава 2. Опора и движение (6 часов)

 9

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека»

1

30.09

10

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

04.09

11

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Практическая работа№1 «Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы»

1

07.10

12

Строение и функции скелетных мышц. Контрольная работа №1

1

14.10

13

Работа мышц и ее регуляция. Лабораторная работа №3 «Изучение  влияния статической и динамической работы на утомление мыщц»

1

18.10

14

Нарушение опорно-двигательной системы. Травматизм. Практическая работа №2 «Выявление плоскостопия»

1

21.10

Глава 3. Внутренняя среда организма (4 часа)

15

Состав внутренней среды организма и ее функции

1

25.10

16

Состав крови. Постоянство внутренней среды

1

28.10

17

 Свертывание крови Переливание крови. Группы крови Лабораторная работа№4 «Изучение микроскопического строения крови»

1

08.11

18

Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация.

1

11.11

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

19

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

1

15.11

20

Сосудистая система. ЛимфообращениеЛабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»

1

18.11

21

Сердечно- сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Лабораторная работа №6«Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

1

22.11

22

Обобщение по главе «Кровообращение и лимфообращение»

1

25.11

Глава 5. Дыхание (5 часов)

23

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

29.11

24

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Лабораторная работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

1

02.12

25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа №8 «Определение частоты дыхания».

1

06.12

26

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация.

1

09.12

27

Обобщение по главе «Дыхание»

1

13.12

Глава 6. Питание (6 часов)

28

Питание иего значение. Органы пищеварения и их функции

1

16.12

29

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Лабораторная работа №9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»

1

20.12

30

Пищеварение в желудке и кишечнике. Контрольная работа №2.

1

23.12

31

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

27.12

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

30.12

33

Обобщение по главе « Питание

1

17.01

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

34

Пластический и энергетический обмен

1

20.01

35

Ферменты и их роль в организме человека

1

24.01

36

Витамины и их роль в организме человека

1

27.01

37

Нормы ирежим питания.Нарушение обмена веществ. Практическая работа №3 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

1

31.01

Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 часа)

38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

1

03.02

39

Заболевания органов мочевыделения

1

07.02

40

Практическая работа №4 «Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы».

1

10.02

Глава 9. Покровы тела человека(4 часа)

41

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки

1

14.02

42

Болезни и травмы кожи.

1

17.02

43

Гигиена кожных покровов

1

21.02

44

Обобщение по главе 9 «Покровы тела человека»

1

28.02

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

(8 часов)

45

Железы внутренней секреции и их функции

1

03.03

46

Работа эндокринной системы и ее нарушения

1

07.03

47

Строение нервной системы и ее значение

1

10.03

48

Спинной мозг

1

14.03

49

Головной мозг

1

17.03

50

Вегетативная нервная система

1

21.03

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения

1

24.03

52

Обобщение по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».Контрольная работа№3.

1

04.03

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

53

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

1

07.04

54

Слуховой анализатор. Лабораторная работа №10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов»

1

11.04

55

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

14.04

56

Вкусовой и обонятельные анализаторы.  Боль.

1

18.04

57

Обобщение по главе «Органы чувств. Анализаторы»

1

21.04

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

(6 часов)

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1

25.04

59

Память и обучение

1

28.04

60

Врожденное и приобретенное поведение

1

02.05

61

Сон и бодрствование

1

05.05

62

Особенности высшей нервной деятельности

1

09.05

63

Обобщение по главе «. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность»

1

12.05

Глава 13. Размножение и развитие человека (3 часа)

64

Особенности размножения человека

1

16.05

65

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды.

1

19.05

66

Рост и развитие ребенка после рождения

1

23.05

Глава 14. Человек и окружающая среда (2 часа)

67

Социальная и природная среда человека

1

26.05

68

Окружающая среда и здоровье человека

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс  составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...

рабочая программа по биологии 9 класс линия Пасечник

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

рабочая программа по биологии 9 класс по Пасечнику

Рабочая программа разработана на основе государственного стандарта. Содержит в приложении контрольные работы....

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии (6-9 классы), Пасечник В.В.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:·         Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...