Воздух. Свойства воздуха.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

нина федоровна малюгина

Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас. Обнаружение воздуха вокруг нас с помощью практической деятельности . Исследование значения свойств воздуха для жизни человека в окружающем нас мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Воздух.Его свойства"27.62 КБ
Файл urok_5g_kl_vozduh_n.f.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по  природоведению в 5 классе

                       учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны

Дата урока: 23.09.2019 года

Тема: Воздух

Цель: «Воздух. Свойства воздуха».

Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас.

Задачи:

-образовательные:

- формирование понятия "воздух";

- знакомство со свойствами воздуха и значением воздуха для жизни;

- формирование элементарных навыков проведения несложных опытов  в соответствии с устной инструкцией .

-коррекционные:  

- коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;

- развитие мелкой моторики в ходе выполнения практической работы;

пополнение активного словаря.

-воспитательные: воспитание интереса к окружающей миру, любознательности.

Оборудование: трубочки, стаканы, вееры, резиновая груша, полиэтиленовые пакеты (апельсиновые корочки, корочка хлеба,), листы бумаги, салфетки, воздушные шарики (один - надут), кусочки сахара.

Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность,  репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  коллективная работа.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра.

Средства наглядности:

- зрительная наглядность

Оборудование:

Технологии обучения:

- игровые;

- здоровьесберегающие,

- разноуровневого и дифференцированного подхода

- вопросы репродуктивного характера;

Межпредметные связи: литература,  природоведение

Ход урока.

 1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

настрой учащихся на работу, организация внимания:

проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

Загадка поможет дать ответ: 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Что это?   За «Невидимка»  

Это- Воздух

Учитель:    Если в ясную погоду посмотрим  вверх, то увидим голубое  небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха.

Как называется толстый слой воздуха?

 Стр.23 учебник  ( АТМОСФЕРА)

Учитель: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло

 Воздух вокруг нас. Он прозрачный,  поэтому, кажется, что нас окружает пустота, мы его просто не видим .

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы попробуем обнаружить невидимку »Воздух», определить его свойства.

Воздух. Свойства воздуха". (Воздух вокруг нас)

Учитель:  Практическая часть.

А сейчас, ребята, мы попробуем провести опыты по обнаружению воздуха и определению его свойств.

           Для обнаружения воздуха мы проведем несколько опытов.

 Отправляемся в нашу научную лабораторию.

Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

1. Не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

 2. Приступать к выполнению опыта только после показа.

Опыт 1- движение воздуха.

Помахивание веером или листом бумаги (или смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь).

Опыт 2 - шум выходящего воздуха.

Сжимание резиновой груши (или дуновение на край листа тонкой бумаги, в горлышко пустой бутылочки).

Опыт 3 - наличие воздуха в пустом стакане.

Погружение пустого стакана в тазик с водой - сначала вертикально, затем с наклоном.

Опыт 4 - наличие воздуха в окружающих предметах.

Погружение в воду кусочка сахара или поролоновой губки.

Опыт 5 - продувание воздуха через трубочку.

Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

        - Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

Опыт 6 - наполнение воздухом полиэтиленового пакета.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о наличии воздуха вокруг нас.

Физкультминутка:  

Носиком дышу -  дышу свободно

                              Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание:  задержу дыхание (сделать вдох)

                                    Раз, два, три, четыре.

                                   Снова  дышим- глубже, шире.

Учитель: А теперь, проведем опыты для определения свойств воздуха.

Опыт 1- воздух прозрачный.

Мы только что провели опыты, которые доказали,  что воздух везде, он окружает нас. Но несмотря на это, мы четко видим все предметы. Это означает, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Опыт 2 - воздух не имеет вкуса.

Вдыхание воздуха ртом.

Опыт 3 - воздух не имеет запаха.

Вдыхание воздуха носом. Затем для сравнения вдыхание воздуха, в котором разбрызганы духи (запахи апельсина, чеснока и т.д.).

 Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но воздух запахи переносит.

Опыт 4 - воздух упругий.

Сравнение двух воздушных шариков - не надутого и надутого; удары об пол резинового мячика.

Опыт 5 - теплый воздух легче холодного.

Сравнение показаний температуры двух термометров, расположенных на полу и высоко на стене.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о свойствах воздуха.

Опыт для определения значения воздуха для дыхания человека - зажимание носа и рта ладошкой.

Вывод: без воздуха можно прожить только несколько минут.

Учитель: А как человек использует эти свойства воздуха?

Стр 27 учебник.

4. Закрепление.

Учитель:   Откуда берется чистый воздух?

    (Чистый воздух нам дают растения.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

5.  Итог урока. Выставление отметок

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много сделали друзья,

Без этого никак нельзя.

- Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно.

6. Рефлексия

– Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свое настроение.

 Какие выводы вы можете сделать в конце урока?

 Что вы узнали?

Чему научились?

В чём испытывали затруднения?

Что сегодня мы еще  узнали о воздухе?:

Домашнее задание:  учебник  стр25-27, ответить на вопросы.

                                   Спасибо за внимание. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по  природоведению в 5 классе

                       учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны

Дата урока: 23.09.2019 года

Тема: Воздух

Цель: «Воздух. Свойства воздуха».

Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас.

Задачи:

-образовательные:

- формирование понятия "воздух";

- знакомство со свойствами воздуха и значением воздуха для жизни;

- формирование элементарных навыков проведения несложных опытов  в соответствии с устной инструкцией .

-коррекционные:  

- коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;

- развитие мелкой моторики в ходе выполнения практической работы;

пополнение активного словаря.

-воспитательные: воспитание интереса к окружающей миру, любознательности.

Оборудование: трубочки, стаканы, вееры, резиновая груша, полиэтиленовые пакеты (апельсиновые корочки, корочка хлеба,), листы бумаги, салфетки, воздушные шарики (один - надут), кусочки сахара.

Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность,  репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  коллективная работа.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра.

Средства наглядности:

- зрительная наглядность

Оборудование:

Технологии обучения:

- игровые;

- здоровьесберегающие,

- разноуровневого и дифференцированного подхода

- вопросы репродуктивного характера;

Межпредметные связи: литература,  природоведение

Ход урока.

 1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

настрой учащихся на работу, организация внимания:

проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

Загадка поможет дать ответ: 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Что это?   За «Невидимка»  

Это- Воздух

Учитель:    Если в ясную погоду посмотрим  вверх, то увидим голубое  небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха.

Как называется толстый слой воздуха?

 Стр.23 учебник  ( АТМОСФЕРА)

Учитель: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло

 Воздух вокруг нас. Он прозрачный,  поэтому, кажется, что нас окружает пустота, мы его просто не видим .

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы попробуем обнаружить невидимку »Воздух», определить его свойства.

Воздух. Свойства воздуха". (Воздух вокруг нас)

Учитель:  Практическая часть.

А сейчас, ребята, мы попробуем провести опыты по обнаружению воздуха и определению его свойств.

           Для обнаружения воздуха мы проведем несколько опытов.

 Отправляемся в нашу научную лабораторию.

Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

1. Не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

 2. Приступать к выполнению опыта только после показа.

Опыт 1- движение воздуха.

Помахивание веером или листом бумаги (или смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь).

Опыт 2 - шум выходящего воздуха.

Сжимание резиновой груши (или дуновение на край листа тонкой бумаги, в горлышко пустой бутылочки).

Опыт 3 - наличие воздуха в пустом стакане.

Погружение пустого стакана в тазик с водой - сначала вертикально, затем с наклоном.

Опыт 4 - наличие воздуха в окружающих предметах.

Погружение в воду кусочка сахара или поролоновой губки.

Опыт 5 - продувание воздуха через трубочку.

Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

        - Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

Опыт 6 - наполнение воздухом полиэтиленового пакета.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о наличии воздуха вокруг нас.

Физкультминутка:  

Носиком дышу -  дышу свободно

                              Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание:  задержу дыхание (сделать вдох)

                                    Раз, два, три, четыре.

                                   Снова  дышим- глубже, шире.

Учитель: А теперь, проведем опыты для определения свойств воздуха.

Опыт 1- воздух прозрачный.

Мы только что провели опыты, которые доказали,  что воздух везде, он окружает нас. Но несмотря на это, мы четко видим все предметы. Это означает, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Опыт 2 - воздух не имеет вкуса.

Вдыхание воздуха ртом.

Опыт 3 - воздух не имеет запаха.

Вдыхание воздуха носом. Затем для сравнения вдыхание воздуха, в котором разбрызганы духи (запахи апельсина, чеснока и т.д.).

 Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но воздух запахи переносит.

Опыт 4 - воздух упругий.

Сравнение двух воздушных шариков - не надутого и надутого; удары об пол резинового мячика.

Опыт 5 - теплый воздух легче холодного.

Сравнение показаний температуры двух термометров, расположенных на полу и высоко на стене.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о свойствах воздуха.

Опыт для определения значения воздуха для дыхания человека - зажимание носа и рта ладошкой.

Вывод: без воздуха можно прожить только несколько минут.

Учитель: А как человек использует эти свойства воздуха?

Стр 27 учебник.

4. Закрепление.

Учитель:   Откуда берется чистый воздух?

    (Чистый воздух нам дают растения.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

5.  Итог урока. Выставление отметок

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много сделали друзья,

Без этого никак нельзя.

- Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно.

6. Рефлексия

– Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свое настроение.

 Какие выводы вы можете сделать в конце урока?

 Что вы узнали?

Чему научились?

В чём испытывали затруднения?

Что сегодня мы еще  узнали о воздухе?:

Домашнее задание:  учебник  стр25-27, ответить на вопросы.

                                   Спасибо за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 5-м классе «Свойства воздуха»

Данный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний о воздухе....

Интерактивный тест "Свойства воздуха"

Интерактивный тест, для проверке знаний учеников 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида, по теме "Свойства воздуха".Тест необходимо открывать в программе Power Point, включив  макросы....

Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...

Разработка урока по биологии за курс 5 класса на тему: Свойства воздуха

Данный урок можно использовать при изучении нового материала по теме: Свойства воздуха. В уроке представлены 4 опыта по изучению свойств воздуха....

Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".

Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...