Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_svoysva_vozdukha.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Кантемировская СОШ №2
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе
«Свойства воздуха»
Выполнила:
Учитель биологии
Бутурлакина Н. Н.
Тема урока: Свойства воздуха
Цель:- сформировать знания о свойствах воздуха как природного тела
Задачи :- познакомить со свойствами воздуха и использованием их человеком
- формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты
и делать выводы
- воспитывать убеждения в необходимости изучения свойств природных тел
Тип урока:- комбинированный
Вид:- урок-исследование
Оборудование : интерактивная доска, колба, резиновый мяч, 2 шарика, чашка с водой, теннисный мячик, игровое поле «Крестики-нолики»
Ход урока
1. Орг. момент Проверка готовности класса к уроку
Отгадав загадку, вы вспомните название главы, которую мы изучаем:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Вы составляли на прошлом уроке вопросы по данной теме и бросали их в волшебный ящик. Сейчас по очереди вытаскиваем и отвечаем на вопросы
Вопросы из волшебного ящика. Фронтальный опрос
Как вы каждый можете выполнить ст. Конституции РФ об охране окружающей среды?
В частности охрана воздуха
- меньше расходовать кислород ( не сжигать без необходимости) и больше сажать и охранять растения как источники кислорода и потребители углекислого газа)
Молодцы
3. Сообщение т/у, постановка цели и задач
Мы вспомнили строение воздуха как природного тела.
А какими свойствами обладает это тело?
Тема: Свойства воздуха (запись в тетрадь) слайд 1
Попробуйте каждый из вас сформулировать для себя цель урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами воздуха и использованием их человеком
4.Актуализация знаний Прежде чем приступить к изучению темы урока, вспомните что такое «упругость»? Приведите примеры упругих тел.
(Упругость –это свойство тел изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия)
5.Введение новых знаний
- Фронтальная беседа
Познакомимся с незнакомцем- воздухом. Удивились?
Хотите я докажу, что он действительно для вас незнаком?
Попробуйте рассказать – какой он? ( колба с воздухом)
Не получается? Вот так о знакомом с детства телом мы без знаний не можем ничего сказать.
Начинаем приобретать знания
Демонстрация опытов
Опыт 1.Через колбу с воздухом смотрим на меня .Вы меня видите ?..и я вас. А почему?
Вывод: воздух прозрачен( запись в тетрадь) слайд 2
Имеет ли это свойство значение для живых организмов?
-проходит солнечный свет для фотосинтеза,
-животные могут на расстоянии видеть и врагов, и пищу
Опыт 2. Через колбу с воздухом смотрим на меня. Изменился ли цвет моей одежды? Волос?Почему?
Почему небо ( атмосферу ) рисуют голубым?
Вывод: воздух безцветен ( запись в тетрадь) слайд 2
Имеет ли это свойство значение для живых организмов
- большой слой воздуха
( толщина атмосферы- 1000км) дает голубой оттенок
-большинство животных видят только черно- белое изображение
Опыт 3. Давайте все дружно понюхаем воздух
Вывод: воздух не имеет запаха( запись в тетрадь) слайд 3
Имеет ли это свойство значение для живых организмов
- животные могут по запаху определять своих врагов, находить пищу- воздух не имеет запаха и им не мешает.
А дальше мы будем работать в группах. Каждый из вас выступит в роли ученного, выясняющего свойства воздуха. Каждая группа получит карточку и постарается выяснить какое-то одно свойство воздуха.
Групповая работа
Задания группам
Группа 1
Поиграем в резиновый мяч. Почему мячик отскакивает от пола?
Какое это свойство?
Вывод: воздух сжимаем и упруг( запись в тетрадь)
Посмотрите на два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Что для этого нужно сделать (добавить воздуха)
Что происходит с шариком когда мы добавляем воздух?
- Как человек использует это свойство
- У кого из вас есть велосипед?- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?
Работа с учебником - тормоза автомашин, духовое ружье, спортивные мяч
Задание второй группе
Опыт. Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?
Запись 2: воздух легче воды.
- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?
- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?
Задание группе 3
Опыт Погрузите перевернутый стакан в воду и наблюдайте за уровнем воды в нем.
(см. рис. 39 стр. 69_
Вывод: воздух занимает пространство ( запись в тетрадь)
Как человек использует это свойство?
- водолазный колокол, кессоны
У какого животного человек « подсмотрел» такое приспособление? (паук серебрянка)
Сообщение учащегося (домашнее опережающее задание)
Задание группе 4
Опыт Посмотрим …на оконные рамы. Это великое, поверьте мне, изобретение Они пропускают свет в помещение, но не пропускают тепло и холод. Почему?
- Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
- Воздух - плохой проводник тепла
- между рамами – воздух
Вывод: воздух имеет слабую теплопроводность ( запись в тетрадь) слайд 2
- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?
- На самом деле, что же греет землю, снег ли?
- Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.
- Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?
- А что происходит с мехом животных к зиме?
- Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.
- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).
И еще одно свойство воздуха
Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?
Запись 4: горячий воздух поднимается вверх.
- Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?
-- Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается). - Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).
Вывод: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.( запись в тетрадь) слайд 2
- форточки наверху, а трубы отопления внизу и т. д.
Итак, воздух обладает следующими свойствами
- Воздух прозрачен
- Воздух бесцветен
- Воздух не имеет запаха
- Воздух сжимаем и упруг
- Воздух занимает пространство
- Воздух имеет слабую теплопроводность
- Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз
- Воздух легче воды
Закрепление
Игра «крестики-нолики»
Класс разбивается на 2 команды. Каждая команда выбирает № вопроса из игрового поля.
Я называю предмет, который использует человек, а вы отгадайте какое свойство, используется в устройстве этих предметов.
1. Двойные оконные рамы (слабая теплопроводность)
2. Спасательный жилет (воздух легче воды)
3. Воздушные тормоза (сжимаем и упруг)
4. Водолазный колокол (воздух занимает пространство)
5. Шины велосипедные (сжимаем и упруг)
6. Форточки наверху, а батареи отопления внизу (теплый воздух поднимается вверх)
7. Шуба (слабая теплопроводность)
8. Резиновая лодка ( воздух легче воды)
9. Духовое ружье ( сжимаем и упруг)
Что же вы узнали о знакомом незнакомце- воздухе? Достигли своих целей?
Домашнее задание
П 17 работа в тетради на печатной основе № 60-61.Составить кроссворд Воздух .
Обсудить результаты работы и объявить отметки
1) Почему зимующие растения и животные не замерзают под снегом?
2) Какое свойство использует человек при накачивании шин велосипеда?
3) Почему в ружьях для подводной охоты используется именно сжатый воздух, а не порох?
4) Что происходит с нагревшимся воздухом?
5) Какое свойство использует человек в водолазном колоколе?
6) Как называется воздушная оболочка Земли?
7) Какое свойство использует человек в спасательном жилете?
8) Ученый, открывший кислород
Вопросы из волшебного ящика.
- Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)
- Какие газы входят в состав воздуха (кислород, азот углекислый газ)
- Кто первый открыл кислород (Джозеф Пристли)
- Докажите, что в воздухе есть кислород (зажечь лучину)
- Что такое смог (смесь дыма, тумана и пыли) В чем его вред.
- Почему кислород не убывает из атмосферы, несмотря на огромное его потребление
- Какое вещество воздух простое или сложное
- Какого газа больше всего в атмосфере
- Значение кислорода
- Значение азота
- Значение углекислого газа (задерживает Теплове излучение , согревает Землю НО от избытка может повысится температура)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена задача создания условий, наряду с обучением, для разностор...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
Методическая разработка урока по физике "Свойства ионизирующих излучений"
Урок в котором в качестве учебного элемента рассмотрен вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи....