Главные вкладки

    Методическая разработка урока по физике "Свойства ионизирующих излучений"
    методическая разработка по физике по теме

    Блохина Наталья Владимировна

    Урок в котором в качестве учебного элемента  рассмотрен вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_svoystva_izlucheniy.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГОАУ НПО «Профессиональный лицей № 45»

    «Свойства ионизирующих  излучений»

    (методическая разработка урока)

    Блохина Н. В.-

    преподаватель физики

                                                                                             

                                                                                       

    Уссурийск

    2011

    Тема урока: Свойства излучений.

    Цель:

    1.   Образовательная - Обобщить знания учащихся о видах излучений, их источниках    и    методах    наблюдения    и    регистрации.    Объяснить особенности свойств излучений.

    2.  Развивающая    -    развивать    логическое    мышление,     внимание, наблюдательность,  память,  культуру речи,  навыки  самостоятельной работы со структурно- логическими схемами.

    3.   Воспитательная - воспитывать чувство коллективизма,    интерес к профессии,   самостоятельность,   аккуратность,   чувство   патриотизма, гуманность.

    4.   Методическая - показать самостоятельную работу учащихся на основе использования   структурно   -   логической   схемы   при   повторении изученной темы и изучении нового материала.

    Тип урока: Комбинированный.

    Методы: Беседа с элементами самостоятельной работы, видео метод и лекция.

    Комплексное методическое обеспечение урока: Индивидуальный раздаточный материал (карточки – структурно-логические схемы «радиоактивные излучения»); стенд с основными терминами; видеомагнитофон; телевизор; в/кассета с записью учебного фильма «Методы регистрации ионизирующих излучений»; индивидуальные карточки - информаторы «свойства излучений».

    план урока:

    I.        Оргмомент.   Проверка   всеобуча,   постановка   цели   урока   перед учащимися, запись плана урока.

    II.       Актуализация имеющихся (опорных) знаний учащихся. Заполнение части структурно-логической схемы по имеющимся знаниям учащихся в ходе опроса.

    III.      Формирование новых понятий, заполнение остальной части структурно-логической схемы в ходе объяснения материала.

    IV.      Закрепление.

    V.       Итог урока.

    VI.      Домашнее задание.

    Ход урока:

    I. Постановка цели урока.

    На сегодняшнем уроке мы должны проверить ваши знания о видах

    радиоактивных излучений, их источниках и методах регистрации. А

    затем изучим свойства излучений.

    Перед вами находятся листы со структурно- логической схемой «Радиоактивные излучения», по мере повторения предыдущего материала и изучения нового,   вы    должны    будете    эту    схему    заполнить    (в пустые прямоугольники вставляем нужные слова). Листы со схемами подписать и в конце урока сдать на проверку.

    II. Открываем тетради и записываем тему и план урока.

    План:

    1 .Проникающая способность.

    2.Химическое действие.

    З.Биологическое действие.

    4.Доза излучения.

    5.Радиоактивные катастрофы   XX века.

    6. Радиационно-опасные объекты на территории Приморского края.

    7.Питание людей, подвергшихся облучению.

    III.     Прежде чем  приступить к изучению нового материала, повторим изученные вопросы и в ходе опроса вы заполните 1 часть схемы (верхнюю).

    IV.     Вопросы устного опроса:

    1. Рассказать об истории открытия радиоактивности (сообщение уч-ся

    «История открытия радиоактивности»)

    2. Какие радиоактивные  превращения  происходят  в  нестабильных

    ядрах?

    З. На какие виды делится радиоактивные излучения? (заполнение схемы).

    4.Какова природа α -лучей? (заполнение схемы)

    5.Какова природа  β  -лучей? (заполнение схемы)

    6. Что представляют из себя   γ -лучи? (заполнение схемы)

    7. С  какими  методами  наблюдения   и  регистрации  излучений  вы

    знакомы? (заполнение схемы)

    V.       Вы заметили, что в схеме в блоке «Методы регистрации....» Осталась    пустая    клетка.    Существует   еще    один    вид приборов,  с  помощью  которых  можно зарегестрировать радиоактивные    излучения,    эти    приборы    называются «дозиметры».    О    них    вам    предлагается    просмотреть фрагмент из фильма.

    VI.     Просмотр    фрагмента    фильма    «Методы  регистрации ионизирующих излучений».

    VII.    Источники радиоактивных излучений: 

    1. Из многих источников радиации, встречающихся в окружающей нас среде, наиболее опасен радон - невидимый, не имеющей ни вкуса, ни запаха тяжелый газ. Наибольшее количество радона содержится в воде, природном газе, дереве, кирпиче, бетоне. Надо помнить, что в сырой воде радона содержится наибольшее количество, но при кипячении он уничтожается. Некоторое его количество попадает в легкие с парами воды, при приеме горячего душа.

    3. Люди, потребляющие много рыбы, питающиеся мясом - говядиной, дичью, получают относительно высокие дозы облучения, т.к. в этих продуктах содержатся значительные количества радиоактивных веществ.

    4. 3авод «Звезда» (г. Большой камень, Приморский край). (см. приложение)

    5. Корабли ВМФ, имеющие на борту ракеты с ядерными боеголовками, атомные субмарины (см. приложение).

    6. Естественный радиационный фон.

    VIII. Знакомство со свойствами излучений:

    1.Первое свойство излучения - проникающая способность.   Перед   вами   находятся   карточки-   информаторы   с   таблицей «Свойства   излучений».    Найдем    в    этой   таблице    сведения    о проникающей     способности.     Читаем     эту     часть.     Какой     же проникающей способностью обладают

    α - лучи? Каковы пробеги  α- частиц в разных средах? (заполняем схему).

    В ходе дальнейшего излучения таблицы заполняем клетки схемы о путях попадания излучений в организм человека. 2. Следующие свойство излучений - их биологическое действие. Проникая    в    организм,    ионизирующие    излучения    оказывают биологическое действие:  излучения возбуждают,  ионизируют его атомы, поэтому в клетках организма появляются  новые химические соединения, чуждые живому организму. В результате в организме возникают раковые опухоли, лейкемия, выпадения волос, раннее строение и т. д.

    IX. Воздействие излучений на живые организмы  характеризуются дозой излучения.   

    В практике дозу излучений измеряют в рентгенах.

    Многолетняя практика работы с источниками излучений в исследовательских лабораториях, использование рентгеновских лучей в медицине показали, что предельно допустимая доза общего облучения человеческого организма, не причиняющего ему вреда составляет 5 рентген в год. Доза в 200 рентген приводит к лучевой болезни: повреждается костный мозг, селезенка, кишечник, подовые органы. Доза 700-800 рентген -смертельная.

    Приводятся данные по дозе облучения, которые дают некоторые приборы:

    Просмотр  одного  фильма  по  цветному  телевизору   небезвреден, особенно, если сидеть близко к телевизору. Любители телепередач, которые смотрели их ежедневно по 3 часа, получали 0,0005 рентгена в день, что составляет 0,18 рентгена в год. Все знают рентгеновский аппарат. При рентгенографии зубов доза составляет 0,3 рентгена, при флюрографии-0,4 рентгена. Естественный радиационный фон на территории Приморского края составляет 13 мкр. в час. Таким образом жители нашего края ежегодно получают дозу облучения в среднем 0,2-0,З рентгена.

    X.     Профилактическое   и   лечебное   питание    при   лучевых поражениях.

    Установлено что ряд составных веществ пищевых продуктов оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при лучевых поражениях. К таким веществам относятся некоторые аминокислоты- серосодержащие цистин и метионин; водорастворимые витамины - А, С, Е, К, витамины группы В, каротины; жирные полиненасыщенные кислоты- линоленовая, арахидоновая; некоторые минеральные вещества - железо, цинк, марганец, йод, селен и другие; неусвояемые и не перевариваемые компоненты пищи - пектины, клетчатка, другие пищевые волокна, способствующие выведению из организма токсичных веществ, в том числе радионуклидов.

    Питание лиц, подвергшихся радиационному воздействию, должно удовлетворять ряду принципов:

    1. Уменьшение поступления радионуклидов. Это обеспечивается:

    A) тщательным мытьем продуктов.

    Б) очисткой корнеплодов о кожуры (0,5см), трех листов капусты.

    B) предварительным вымачиванием мяса и корнеплодов в течение 1-2 часов перед приготовлением пищи.

    Г) удаление внутренностей, сухожилий, костей, головы.

    Д) исключением      из      рациона      мясокостных      бульонов.

    2. Ускорение      выделения      радиоактивных веществ. Это обеспечивается:

    A) введением в организм дополнительной жидкости до 500 мл в день (чай, соки, компоты и т.д.)

    Б) прием травяных настоев, обладающих слабым мочегонном и желчегонным действием (ромашка, зверобой, бессмертник песчаный, тысячелистник, мята, шиповник, укроп, тмин, зеленый чай).

    B) регулярным   опорожнением   кишечника,   что   обеспечивается использованием продуктов с высоким содержанием клетчатки (хлеб грубого  помола,   хлеб  с  отрубями,   пшено,   гречневая,   перловая, овсяная   крупы,   капуста,   свекла,   морковь,   чернослив),   а   также употреблением отваров льна, крапивы, ревеня, чернослива.

    Г) введением   в   меню  продуктов,  богатых   пектинами   —   для

    связывания (соки с мякотью, яблоки, персики, крыжовник, клюква,

    абрикосы,   слива,   черная  смородина,   клубника,   вишня,   черешня,

    дыня, цитрусовые, зефир, джемы,  мармелад и особенно зеленый

    горошек - рекордсмен по содержанию пектинов)

    З.Использование     радио-протекторных     свойств     пиши.     Это

    достигается:

    A)  введением белков, которые снижают всасывание радиоактивных веществ,      повышают общую резистентность организма и устойчивость к хроническому внутреннему облучению. Количество белка   должно   быть   на   10-12%   выше   суточной   потребности. Продукты,     содержащие     белки:     мясо,     молочные     продукты, морепродукты, яйца, бобовые.

    Б) использование продуктов с высоким содержанием жирных полиненасыщенных кислот. Это растительные масла, орехи, рыба, семена тыквы, подсолнуха.

    B) потреблением витаминов: А - шиповник, морковь,  петрушка, сельдерей,   болгарский   перец,   чеснок,   салат,   облепиха,   печень говяжья,   свиная,   сливочное   масло.   С- шиповник,   облепиха, черноплодная   рябина,   черная      смородина,   цитрусовые,   зелень петрушки, болгарский перец, укроп.   В - мясо, печень говяжья, молочные продукты, хлеб, гречка, овес, овощи, фрукты, бобовые, хлебный квас.  Е - растительные масла, облепиха, бобовые, кукуруза, яйца, печень, рыба, грецкие орехи.

    4.Обогащение рациона минеральными солями для замещения радионуклеидов и восполнение дефицита микро и макроэлементов: йод - морепродукты, яйца, овес, гречневая крупа, бобовые, редис, морковь, йодированная соль, чеснок; кобальт-щавель, укроп, зеленый лук, рыба, свекла, клюква, рябина, бобовые; калий-изюм, курага, чернослив, абрикосы, гранаты, яблоки, картофель; кальций- творог, сыр, яйца, бобовые, репа, хрен; железо- мясо, рыба, яблоки, салат, изюм, рябина черноплодная.

    5.Введение в рацион питания фармпрепаратов: таблеток активированного угля (перед едой), поливитаминов, аскорбиновой кислоты с глюкозой (3 раза в день), витамина А (прием не более 2 недель), витамина А, таблеток, содержащих кальций. Прием по 6-10 чайных ложек в день цветочной пыльцы с медом (запивать теплым молоком), что восстанавливает нарушенное излучением магнитное поле и частотные характеристики клеток. Полезны также салаты, соки, настои, чаи из лекарственных растений, любых весенних цветов, на которые садится пчела, пшеничные отруби (запаренные), мед, сок красной свеклы, крапива (перед приготовлением салата крапиву вымачивают в течение часа в соленой воде), отвар сосновой хвои, сок моркови.

    6. Использование натуральных молочных продуктов, в частности, творога, сливок, сметаны, масла, но не сыворотки, в которой концентрируются радиоактивные элементы. Не рекомендуется есть вареные яйца, ввиду того, что в скорлупе может содержаться стронций, который при варке переходит в ткань яичного белка. В связи с этим в зараженной местности лучше употреблять яйца в виде яичницы и омлетов.

    XI. Итог урока: Показать учащимся насколько актуальна в наши дни

    изученная тема. Выставление оценок за урок.

    XII. Домашнее задание: параграфы № 76-78 выучить билет № 26

    1 вопрос.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока 11 класса "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"

    Я создала урок, используя наработки и идеи коллег, учителей физики. На изучение темы по программе отводится один урок, а в него надо вместить очень важный и объемный материал, поэтому я использую през...

    Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Биологическое действие радиоактивных излучений"

    Урок связан с предыдущими занятиями. Учащиеся должны применить знания в новой ситуации (понятие радиоактивности, ее виды, радиоактивные распады).Основные требования программы:·...

    Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

    Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

    Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

    Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...