Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностороннего развития учащихся, поэтому выбрана форма проведения урока  -   индивидуальная самостоятельная работа учащихся (возможна также работа в парах постоянного состава) с методическим пособием, учебником и выполнение лабораторных опытов.

Разработка может быть использована при прохождении программного материала с отстающими учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс)

Заичко Г.Н.  учитель химии

Цели урока  

Развивающие

  Создать условия для:

  1. развития  логического мышления, умения сравнивать, обобщать, навыков самостоятельной познавательной деятельности через работу с учебником и дополнительной литературой,  через установление взаимосвязи состав – строение – свойства вещества;
  2. расширения кругозора, интереса к предмету;
  3. умения составлять уравнения реакций, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие 

Способствовать:

  1. воспитанию наблюдательности, внимания,  настойчивости в овладении знаниями, самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности;
  2. экологическому воспитанию, аккуратности;
  3. формированию коммуникативных качеств и чувства ответственности.

Образовательные  

Создать условия для:

  1. расширения знаний учащихся о свойствах кислот и оснований;
  2. формирования представления  о сути   реакции нейтрализации, как о  процессе взаимного уничтожения кислоты и основания, о противоположности кислотной и щелочной сред.

 

Тип урока:             комбинированный урок с лабораторной работой.

Формы работы:    индивидуальная самостоятельная и в парах постоянного состава, фронтальная.

Оборудование.

  1. На столе учащихся: растворы: CuSO4, NaOH, HCl, фенолфталеина, лакмуса, пронумерованные флаконы с растворами для распознавания, пробирки, планшет  для капельных реакций,  методичка (Приложение 1. Заполняется на уроке и остается в рабочей тетради учащихся), учебники Ф.Г. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Химия-8. М.: «Просвещение».
  2. На столе учителя растворы: HCl,  NaOH, фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого, пробирки.

Приложение 1

Тема урока:                    Свойства оснований: реакция нейтрализации

(Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-8. М.: «Просвещение», §§ 31и 32)

Даны:           NaOH,   HCl,   CaO,   Ca(OH)2,   Ca(NO3)2,   HNO3,   KOH,   BaO,   Ba(OH)2,  

                    H2SO4,   FeSO4,    Fe(OH)2,     CuO,     Cu(OH)2,     CuSO4,     H3PO4

Задание 1. Закончите определение оснований.

Основания – сложные вещества, в состав которых входят ________________________________                                                  

( с валентностью        и          ), соединенные с одной или несколькими _____________________

                                 

Задание 2. Выберите формулы оснований и запишите их в таблицу

Формулы оснований

Классификация

По растворимости

По числу гидроксогрупп

Щелочи

Нерастворимые

Однокислотные

Двухкислотные

Охарактеризуйте в соответствии с таблицей основания:

NaOH –  _______________________________________________

Cu(OH)2 –  _____________________________________________

Задание 3. Закончите определение кислот.

Кислоты – сложные вещества, состоящие из ___________________________  и      _____________________ , (который   может замещаться на атомы  ____________________)

Задание 4. Выберите формулы кислот и запишите их в таблицу

Формулы кислот

Классификация

По числу атомов водорода

По составу кислотного остатка

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

Бескисло-родные

Кислород-содержащие

Охарактеризуйте в соответствие с таблицей кислоту

Н3РО4 –      ______________________________________________

Задание 5. Распознавание кислоты и щелочи в растворе с помощью индикатора.

Внимательно изучите таблицу 10, стр. 96 учебника.   Посмотрите демонстрационные опыты и заполните таблицу (обратите внимание на условное название каждого цвета).

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

Вывод:

Для определения щелочей лучше использовать   ____________________________________

Для определения кислот -  _______________________________________________________

Задание 6. Задача на распознавание.

Во флаконах  под номерами 1, 2, 3 находятся  растворы  HCl,  NaOH  и  H2O.  Используя индикаторы, узнайте в каком флаконе  раствор какого вещества находится. Для этого в три ячейки планшета  поместите по 2 капли растворов 1, 2 и 3 и добавьте по капле фенолфталеина. Запишите наблюдения в таблицу. Повторите  опыт с растворами 1,2 и 3, заменив  фенолфталеин на лакмус. Запишите наблюдения и  ответ.

Вариант № …………………  

Индикатор

Цвет индикатора в растворе образца

№ 1

№ 2

№ 3

Фенолфталеин

Лакмус

Вывод (формула вещества)

Сравните результат с ответами на доске.

Задание 7.

А) Добавьте в ячейку с  НСl (добавлен лакмус, раствор  красный) три капли NaOH.

Б) Добавьте в ячейку с NaOH (добавлен фенолфталеин, раствор  малиновый) три капли НСl.

Реакция   _______________________ (протекает или нет), так как цвет индикатора _______________________________ (меняется или нет).

Задание 8.

 Схема реакции нейтрализации:

Кислота + Основание = Соль + Н2О

Вспомните: Соль – сложное вещество, образованное атомами металлов и кислотными остатками. (При составлении формул солей пользуйтесь таблицей растворимости).

Пример:

                     3NaOH     +       H3PO4             =             Na3PO4      +        3H2O                   

                 гидроксид         фосфорная                     фосфат натрия

                    натрия              кислота    

                         

Задание 9.  

Осуществите реакции.

А)   Взаимодействие гидроксида натрия (щелочи) с серной кислотой (опыт проводится в пробирке).

К 1 мл раствора NaOH добавьте каплю фенолфталеина и затем несколько капель серной кислоты. Запишите уравнение реакции.

Подумайте, зачем вы добавили фенолфталеин.

Б)  Взаимодействие гидроксида меди(II) (нерастворимое основание) с соляной кислотой.

       Б.1) Получите нерастворимое основание  (опыт проводится в пробирке).

 Для этого к 1 мл NaOH добавьте 3 капли раствора CuSO4. Запишите уравнение реакции.

      Б.2) Добавьте к полученному  гидроксиду меди (II) три капли соляной кислоты. Запишите уравнение.

Задание 10.

Закончите уравнения, подпишите названия  веществ:    

                                                        Fe(OH)2   +  HNO3   =                      

                                                        Сa(OH)2  +   HCl  =