Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
Учителем поставлена задача создания условий, наряду с обучением, для разностороннего развития учащихся, поэтому выбрана форма проведения урока - индивидуальная самостоятельная работа учащихся (возможна также работа в парах постоянного состава) с методическим пособием, учебником и выполнение лабораторных опытов.
Разработка может быть использована при прохождении программного материала с отстающими учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_svoystva_osnovaniy._reakciya_neytraliz_8_kl.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс)
Заичко Г.Н. учитель химии
Цели урока
Развивающие
Создать условия для:
- развития логического мышления, умения сравнивать, обобщать, навыков самостоятельной познавательной деятельности через работу с учебником и дополнительной литературой, через установление взаимосвязи состав – строение – свойства вещества;
- расширения кругозора, интереса к предмету;
- умения составлять уравнения реакций, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие
Способствовать:
- воспитанию наблюдательности, внимания, настойчивости в овладении знаниями, самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности;
- экологическому воспитанию, аккуратности;
- формированию коммуникативных качеств и чувства ответственности.
Образовательные
Создать условия для:
- расширения знаний учащихся о свойствах кислот и оснований;
- формирования представления о сути реакции нейтрализации, как о процессе взаимного уничтожения кислоты и основания, о противоположности кислотной и щелочной сред.
Тип урока: комбинированный урок с лабораторной работой.
Формы работы: индивидуальная самостоятельная и в парах постоянного состава, фронтальная.
Оборудование.
- На столе учащихся: растворы: CuSO4, NaOH, HCl, фенолфталеина, лакмуса, пронумерованные флаконы с растворами для распознавания, пробирки, планшет для капельных реакций, методичка (Приложение 1. Заполняется на уроке и остается в рабочей тетради учащихся), учебники Ф.Г. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Химия-8. М.: «Просвещение».
- На столе учителя растворы: HCl, NaOH, фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого, пробирки.
Приложение 1
Тема урока: Свойства оснований: реакция нейтрализации
(Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-8. М.: «Просвещение», §§ 31и 32)
Даны: NaOH, HCl, CaO, Ca(OH)2, Ca(NO3)2, HNO3, KOH, BaO, Ba(OH)2,
H2SO4, FeSO4, Fe(OH)2, CuO, Cu(OH)2, CuSO4, H3PO4
Задание 1. Закончите определение оснований.
Основания – сложные вещества, в состав которых входят ________________________________
( с валентностью и ), соединенные с одной или несколькими _____________________
Задание 2. Выберите формулы оснований и запишите их в таблицу
Формулы оснований | Классификация | |||
По растворимости | По числу гидроксогрупп | |||
Щелочи | Нерастворимые | Однокислотные | Двухкислотные | |
Охарактеризуйте в соответствии с таблицей основания:
NaOH – _______________________________________________
Cu(OH)2 – _____________________________________________
Задание 3. Закончите определение кислот.
Кислоты – сложные вещества, состоящие из ___________________________ и _____________________ , (который может замещаться на атомы ____________________)
Задание 4. Выберите формулы кислот и запишите их в таблицу
Формулы кислот | Классификация | ||||
По числу атомов водорода | По составу кислотного остатка | ||||
Одноосновные | Двухосновные | Трехосновные | Бескисло-родные | Кислород-содержащие | |
Охарактеризуйте в соответствие с таблицей кислоту
Н3РО4 – ______________________________________________
Задание 5. Распознавание кислоты и щелочи в растворе с помощью индикатора.
Внимательно изучите таблицу 10, стр. 96 учебника. Посмотрите демонстрационные опыты и заполните таблицу (обратите внимание на условное название каждого цвета).
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
кислой | щелочной | нейтральной | |
Лакмус | |||
Фенолфталеин | |||
Метиловый оранжевый |
Вывод:
Для определения щелочей лучше использовать ____________________________________
Для определения кислот - _______________________________________________________
Задание 6. Задача на распознавание.
Во флаконах под номерами 1, 2, 3 находятся растворы HCl, NaOH и H2O. Используя индикаторы, узнайте в каком флаконе раствор какого вещества находится. Для этого в три ячейки планшета поместите по 2 капли растворов 1, 2 и 3 и добавьте по капле фенолфталеина. Запишите наблюдения в таблицу. Повторите опыт с растворами 1,2 и 3, заменив фенолфталеин на лакмус. Запишите наблюдения и ответ.
Вариант № …………………
Индикатор | Цвет индикатора в растворе образца | ||
№ 1 | № 2 | № 3 | |
Фенолфталеин | |||
Лакмус | |||
Вывод (формула вещества) |
Сравните результат с ответами на доске.
Задание 7.
А) Добавьте в ячейку с НСl (добавлен лакмус, раствор красный) три капли NaOH.
Б) Добавьте в ячейку с NaOH (добавлен фенолфталеин, раствор малиновый) три капли НСl.
Реакция _______________________ (протекает или нет), так как цвет индикатора _______________________________ (меняется или нет).
Задание 8.
Схема реакции нейтрализации:
Кислота + Основание = Соль + Н2О
Вспомните: Соль – сложное вещество, образованное атомами металлов и кислотными остатками. (При составлении формул солей пользуйтесь таблицей растворимости).
Пример:
3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O
гидроксид фосфорная фосфат натрия
натрия кислота
Задание 9.
Осуществите реакции.
А) Взаимодействие гидроксида натрия (щелочи) с серной кислотой (опыт проводится в пробирке).
К 1 мл раствора NaOH добавьте каплю фенолфталеина и затем несколько капель серной кислоты. Запишите уравнение реакции.
Подумайте, зачем вы добавили фенолфталеин.
Б) Взаимодействие гидроксида меди(II) (нерастворимое основание) с соляной кислотой.
Б.1) Получите нерастворимое основание (опыт проводится в пробирке).
Для этого к 1 мл NaOH добавьте 3 капли раствора CuSO4. Запишите уравнение реакции.
Б.2) Добавьте к полученному гидроксиду меди (II) три капли соляной кислоты. Запишите уравнение.
Задание 10.
Закончите уравнения, подпишите названия веществ:
Fe(OH)2 + HNO3 =
Сa(OH)2 + HCl =