Рабочая программа по биологии 9 класс. Сухорукова Л.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Захарина Антонина Александровна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass_suhorukova.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим объединением

«Интеграл»

Протокол от 31.05.19 г.№7

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/Ларина Е.В./

 ________________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка

______/Перевалов В.И./

Приказ от 03.06.19г. №166-ОД

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

___________Биология___________

(наименование учебного предмета, курса)

основное общее образование, 9 класс_

(уровень общего образования, класс)

_____________________2019-2020__________________

(учебный год)

Составил: Федулова Антонина Александровна

                       (Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

Учащиеся должны уметь:

-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-овладеть  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Основные личностные результаты обучения биологии:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

Содержание учебного предмета.

Введение (2 ч)

Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и

экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы. Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и

теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.

Организм. (18 ч)

Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей — основа поведения организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание. Внутриутробный и внеутробный периоды. Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов.

Наследование признаков, сцепленное с полом.

Популяция. Эволюция видов. (23 ч)

Вид, критерии вида. Человек разумный — биосоциальный вид. Популяция — структурная единица вида, надорганизменная живая система.

Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчив. существования. Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность

и плотность популяции. Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание

состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций. Предпосылки возникнов. Учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину.

Биоценоз. Экосистема. (10 ч)

Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и

пространственная структуры биоценоза. Биоценоз — устойчивая живая система. Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник–жертва, паразит–хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида.

Биосфера. (15 ч)

Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века. Деятельность живых организмов – главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность. Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по биологии  в 9 классе

(2 ч.  в неделю, всего 68 ч.).

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата/факт

Введение. Особенности биологического познания. (2 ч)

1

Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.

1

2.09-6.09

2

Методы биологического познания.

1

2.09-6.09

Организм. (18 ч)

3

Организм — целостная саморегулирующаяся система.

1

9.09-13.09

4

Размножение и развитие организмов.

1

9.09-13.09

5

Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека.

1

16.09-20.09

6

Возрастные периоды онтогенеза человека.

1

16.09-20.09

7

Наследственность и изменчивость — свойства организма.

1

23.09-27.09

8

Основные законы наследования признаков.

1

23.09-27.09

9

Основные законы наследования признаков.

1

30.09-4.10

10

Решение генетических задач.

1

30.09-4.10

11

Контрольная работа. Решение генетических задач.

1

7.10-11.10

12

Работа над ошибками. Закономерности наследственной изменчивости.

1

7.10-11.10

13

Экологические факторы и их действие на организм.

1

14.10-18.10

14

Адаптация организмов к условиям среды.

1

14.10-18.10

15

Влияние природных факторов на организм человека.

1

21.10-25.10

16

Ритмичная деятельность организма.

1

21.10-25.10

17

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.

1

5.11-8.11

18

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.

1

5.11-8.11

19

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.

1

11.11-15.11

20

Контрольная работа. Влияние вредных веществ на организм человека.

1

11.11-15.11

Популяция. Эволюция видов. ( 23 ч)

21

Работа над ошибками. Вид и его критерии.

1

18.11-22.11

22

Популяционная структура вида.

1

18.11-22.11

23

Динамика численности  популяций.

1

25.11-29.11

24

Саморегуляция численности популяций.

1

25.11-29.11

25

Структура популяций.

1

2.12-6.12

26

Учение Дарвина об эволюции видов.

1

2.12-6.12

27

Современная эволюционная теория.

1

9.12-13.12

28

Современная эволюционная теория.

1

9.12-13.12

29

Формирование приспособлений — результат эволюции.

1

16.12-20.12

30

Видообразование — результат действия факторов эволюции

1

16.12-20.12

31

Контрольная работа. Вид. Популяция.

1

23.12-27.12

32

Работа над ошибками. Селекция — эволюция, направляемая человеком.

1

23.12-27.12

33

Систематика и эволюция.

1

13.01-17.01

34

Доказательства и основные этапы антропогенеза.

1

13.01-17.01

35

Доказательства и основные этапы антропогенеза.

1

20.01-24.01

36

Биологические и социальные факторы эволюции человека.

1

20.01-24.01

37

Высшая нервная деятельность.

1

27.01-31.01

38

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

27.01-31.01

39

Мышление и воображение.

1

3.02-7.02

40

Речь.

1

3.02-7.02

41

Память.

1

10.02-14.02

42

Эмоции.

1

10.02-14.02

43

Типы высшей нервной деятельности.

1

17.02-21.02

Биоценоз. Экосистема. (10 ч)

44

Биоценоз. Видовая и пространственная структура.

1

17.02-21.02

45

Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза.

1

24.02-28.02

46

Неконкурентные взаимоотношения между видами.

1

24.02-28.02

47

Организация и разнообразие экосистем

1

2.03-6.03

48

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

2.03-6.03

49

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.

1

10.03-13.03

50

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.

1

10.03-13.03

51

Агроценоз. Агроэкосистема.

1

16.03-20.03

52

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

1

16.03-20.03

53

Контрольная работа. Биоценоз. Экосистема.

1

1.04-3.04

Биосфера. (15 ч)

54

Структура биосферы.

1

1.04-3.04

55

Живое вещество биосферы и его функции.

1

6.04-10.04

56

Средообразующая деятельность живого вещества.

1

6.04-10.04

57

Круговорот веществ — основа целостности биосферы.

1

13.04-17.04

58

Абиотические факторы среды.

1

13.04-17.04

59

Биотические факторы среды.

1

20.04-24.04

60

Биосфера и здоровье человека.

1

20.04-24.04

61

Подготовка к промежуточной аттестации.

1

27.04-30.04

62

Промежуточная аттестация.

1

27.04-30.05

63

Подготовка к ОГЭ.

1

4.05-15.05

64

Подготовка к ОГЭ.

1

4.05-15.05

65

Подготовка к ОГЭ.

1

18.05-22.05

66

Подготовка к ОГЭ.

1

18.05-22.05

67

Подготовка к ОГЭ.

1

25.05-29.05

68

Подготовка к ОГЭ.

1

25.05-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова

Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сухоруковой...

Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса разработана на основе базовой автороской программы Л.Н. Сухоруковой., В.С. Кучменко и др. Содержание курса "Биология, Живой организм. 6 класс опирае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса автор- Сухорукова Л.Н.

Программа разработана на основе рабочей  программы по биологии для 6 класса к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение» - Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы...

Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС. УМК Л.Н. Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС. УМК Л.Н. Сухоруковой...

Рабочая программа по биологии 5 класс. автор Сухорукова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии  в  5  классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Сухорукова

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАПри изучении биологии в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.1.     Личнос...