Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК Сухорукова Л.Н.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Парамонихина Елена Анатольевна

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса разработана на основе базовой автороской программы Л.Н. Сухоруковой., В.С. Кучменко и др. Содержание курса "Биология, Живой организм. 6 класс опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в 5 классе, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_klass.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ№13»

Протокол №1

от «_» сентября 2014 года

_______        

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании МС

МБОУ «СОШ№13»

Протокол №1

от 13 сентября 2014 года

_______Грибанова Н.А,

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 222

от    20     сентября 2014 г

Директор МБОУ «СОШ№13»

_______ Чайко В.И.

Рабочая программа по биологии 6 класс

Образовательная область: естествознание

Разработала: Парамонихина Е.А.

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

г. Братск

2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по биологии, для учащихся 6 класса разработана на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федеральным базисным учебным  планом, с учётом федерального и регионального компонентов. Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год. 2 часа в неделю

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание. Значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • уровневая организация живой природы;

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и

его здоровье», «Общие биологические закономерности».

        Курс «Биология. Живой организм. 6 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропевдевтических курсов 5 класса «Природоведение» и «Естествознание». В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов биологии. Но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету. Закладываются основы жизненно важных компетенций.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный. Эколого-эволюционный и системный подходы.

Ценностные ориентиры учебного процесса.

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщения к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

        Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы. Формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Содержание учебного курса

Раздел

Количество часов

1

Введение

3

2

Строение клетки

11

3

Ткани живых организмов

9

4

Органы и системы органов живых организмов

12

5

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23

6

Живые организмы в окружающей среде

8

Резерв

4

                                                                                                                                                                     Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)        умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

•        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у чело века, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

   •        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:        

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.        В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

•        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения-ми, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

•     овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В учебно-методический комплект входят:

  1. Учебник «Биология. Живой организм». Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,         И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин.
  2. Тетрадь-тренажер.
  3. Тетрадь-практикум.
  4. Тетрадь-экзаменатор.
  5. Методические рекомендации.
  6. Электронное приложение к учебнику (CD-ROM).

        Литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
  2. Демидова В. Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах // 1 сентября. Биология. – 2005. - №№ 10-16.
  3. Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н. «Биология. Живой организм». Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2008.
  4. Рохлов В.С. Биология. 6-9 кл. Демонстрационные таблицы по биологии. – м.: учебная книга, 2004.

        

        Литература для учащихся:

  1. Жизнь растений. Т. 1. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Серебрякова Т.И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: Аванта +, 2001

        Интернет ресурсы:

  1. www.gbmt.ru/ru/excursions/botany.php
  2. www.ekosystema.ru/
  3. www.slovari.yandex.ru/
  4. www.examen.ru/
  5. www.schools.techno/ru/doog/bio_kletka/


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема урока. Тип урока. Дом. задание

Сроки

Элементы содержания

Измерители

Лабораторные, практические работы и экскурсии

Введение (3 часа)

1

Биология – наука о

живых организмах.

Вводный урок.

Д/з: стр. 8-9 учебника, р/т С.7 №1, С.8 №1, с.10 №1

Предмет изучения биологии. История зарождения биологии. Деятельность ученых древности. Направления развития  современной биологии

Тетрадь-тренажер: с. 5 №1, с. 6 № 2,3

2

Важнейшие признаки живых организмов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 10-11 учебника, р/т с. 10 №№2,3

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, раздражимость, размножение, приспособление к среде обитания.

Тетрадь-тренажер: с.4 – 5, с. 6 № 4, с. 9 №№2,3

3

Осенние явления в жизни родного края.

Экскурсия.

Д/з: стр. 12 учебника, т/п Экскурсия №1

Сроки изменения окраски листьев. Начало и конец листопада. Поздноцветущие растения. Вечнозеленые растения.

Экскурсия

Строение клетки (11 часов)

4

Клеточное строение организмов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 14-15 учебника

Микроскоп и его значение.

Вклад Р. Гука, А. Левенгука и других ученых в изучение клетки.

Клеточная теория, ее положения, значение для развития биологии.

Тетрадь тренажер: с. 15 №1, с.16 №2

5

Работа с лупой и микроскопом.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 15-16, приготовиться к лабораторной работе

Устройство ручной лупы и микроскопа. Увеличение микроскопа. Назначение лупы и микроскопа, их различие.

Тетрадь-тренажер: с. 17 №1, тетрадь-практикум л/р № 1

Л/р №1 «Устройство увеличительных приборов»

6

Состав и строение клеток.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 17 учебника, приготовиться к лабораторной работе

Приготовление микропрепарата «Строение кожицы лука». Изучение микропрепарата под микроскопом, Рисунки микропрепарата в тетради, подписи и выводы.

Тетрадь-практикум л/р 2

Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

7

Состав и строение клеток.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 18-19.

Органические и минеральные вещества. Общие черты строения клеток.

Т-т: с. 19 № 1,2, Т-п: л/р №3

Л/р №3 «Состав клеток растений»

8

Строение клеток бактерий.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 20-21 учебника

Бактерии – древнейшие организмы Земли. Формы и размеры бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Распространение и роль бактерий в природе.

Т-т: с. 21 №2

9

Строение клеток растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 22-23 учебника. Т-т: с. 18 №2.

Общие черты строения ядра клетки. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Т-п: л/р №4

Л/р №4 «Строение клетки листа элодеи»

10

Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 22-23 учебника. Т-т: с. 21 №3.

Строение животной и грибной клетки. Сходство и отличие клеток эукариот. Неклеточные организмы.

Т-т: с. 18 №3, с. 20 №1

11

Образование новых клеток.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 24-25 учебника. Т-т: с. 19 №3.

Рост организмов. Деление клеток. Состав новых клеток. Деление и рост клеток – рост и развитие организмов.

12

Одноклеточные организмы.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 26-27 учебника. Т-т: с. 17 №4, с. 20 №4.

Общие признаки одноклеточных организмов. Одноклеточные растения: строение, среда обитания, значение в природе. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности.

Т-П: Л/р №5

Л/р №5 «Строение животной клетки»

13

Колониальные и многоклеточные организмы Комбинированный урок.

Т-э: «Строение клетки». Проверочные работы 1,2. Повторить тему «Строение клетки.

Общие признаки многоклеточных организмов. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.

Т-т: с. 17 №5, с. 18 №4

14

Строение клетки.

Обобщающий урок.

Доказательство положений клеточной теории. Деление клеток – основа размножения, рост и развития организма. Строение одноклеточных и многоклеточных организмов, их разнообразие и роль в природе. Значение знаний о клеточном строении организмов в практической деятельности человека.

Т-э: «Строение клетки». Проверочные работы 1,2

Т-т: с. 12-15

Ткани живых организмов (9 часов)

15

Покровные ткани растений и животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 31-34 учебника. Т-т: с. 28 №»

Определение ткани. Покровные ткани растений: листа, стебля, корня. Покровные ткани животных.

Т-т: с. 25 №№1-3

16

Строение покровной ткани листа.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 23-33 учебника.

Приготовление среза кожицы листа. Рассмотрение микропрепарата. Зарисовка микропрепарата в тетради, формулирование выводов.

Т-п: Л/р №6

Л/р №6 «Строение покровной ткани листа» (ч.1).

17

Механические и проводящие ткани растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 36-37 учебника. Т-т: с. 28 № 3

Клетки механической ткани. Клетки проводящих тканей – древесины и луба. Их расположение, строение, функции.

Т-т: с. 26 №2

18

Основные и образовательные ткани растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 38-39 учебника.

Фотосинтезирующая ткань, ее расположение в растении, строение, значение. Рассматривание готовых микропрепаратов фотосинтезирующей ткани, зарисовка строение ее клеток. Запасающая ткань ее расположение, особенности строения, значение. Образовательная ткань. Ее расположение в растении, особенности строения и основная функция.

Т-п: Л/р №6

Л/р: №6 «Строение покровной фотосинтезирующей ткани растений» (ч. 2).

19

Соединительные ткани животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 40-41 учебника. Т-т: с. 29 №4

Общие признаки соединительных тканей животных. Волокнистая, костная и хрящевая ткани, их строение и функции. Кровь – особая соединительная ткань. Внутренняя среда организма. Жировая ткань ее значение.

Т-т: с. 25 №4

20

Строение соединительных тканей животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 40-41 учебника.

Рассмотрение готового препарата жировой ткани животных. Изучение клеток крови. Зарисовка фрагментов тканей с микропрепаратов, оформление подписей к рисункам. Формулировка выводов о связи строения тканей с их функциями.

Т-п: Л/р №7

Л/р: №7 «Строение соединительных тканей животных»

21

Мышечная и нервная ткани животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 42-43 учебника. Т-т: с. 27 №3

Строение и функции поперечно-полосатой мышечной ткани. Гладкая мышечная ткань, ее строение и функции. Строение нервной ткани, ее свойства. Импульс. Значение нервной ткани в обеспечении целостности организма.

Т-т: с. 25 №5, с. 26 №6

22

Мышечная и нервная ткани животных

Лабораторная работа.

Д/з: стр. 42-43 учебника.

Повторить тему «Ткани»

Рассмотрение микропрепарата «Поперечно-полосатая и гладкая мышечные ткани». Рассмотрение микропрепарата «Нервная ткань». Зарисовка фрагментов ткани с микропрепаратов, оформление подписей к рисункам. Формулировка выводов о связи строения тканей с их функциями

Т-п: Л/р №8

Л/р: №8 «Строение мышечной нервной ткани животных»

23

Ткани живых организмов.

Обобщающий урок.

Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Покровные ткани растений и животных, взаимосвязь их строения с функцией. Основные ткани растений, их строение и функции. Ткани животных, их особенности, связь с функцией. Практическое значение знаний о тканях организмов.

Т-т: с. 22-24, с. 29 №1, с. 30 №№2, 3, с. 31 №№4, 5. Т-э: «Ткани живых организмов». Проверочные работы 1, 2.

Органы и системы органов живых организмов (12 часов)

24

Органы и системы органов растений. Побег.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 46-47 учебника.

Приготовиться к л/р.

Вегетативные и генеративные органы растений. Строение побега. Почка – зачаточный побег. Строение почки. Развертывание почки.

Т-т: с. 35 №1, с. 41 №1.

25

Органы и системы органов растений. Побег.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 46-47 учебника.

Наблюдение и изучение частей побега. Зарисовать строение побега. Изучение строения вегетативной и генеративной почек. Зарисовать схемы продольного разреза почек. Формулирование выводов о том, что представляет собой побег и почка

Т-п: Л/р №9

Л/р: №9 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»

26

Строение и функции стебля.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 48-49 учебника.

Приготовиться к л/р.

Основные функции стебля. Строение и значение покровных функций стебля. Строение и функции камбия, древесины, сердцевины. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Значение обрезки деревьев.

Т-т: с. 44 №1

27

Строение и функции стебля.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 48-49 учебника. Приготовиться к л/р.

Рассмотрение поперечного и продольного срезов стеблей. Выяснение строение коры, древесины, сердцевины на натуральных объектах. Зарисовка или заполнение схемы строение стебля. Определение возраста деревьев по спилам.

Т-п: Л/р №10

Л/р: №10 «Строение стебля»

28

Внешнее строение листа Лабораторный урок.

Д/з: стр. 50-51 учебника

Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение, его значение. Листовая мозаика.

Т-п: Л/р №11

Л/р: №11 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»

29

Клеточное строение листа.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 52-53 учебника. Приготовиться к л/р.

Клеточное строение кожицы листа. Клетки мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Световые и теневые листья.

Т-т: с. 38 №2

30

Корень. Корневые системы растений.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 54-55 учебника.

Корень – осевой орган растения. Зоны корня: расположение, строение, функции. Рассмотрение корневых волосков невооруженным глазом, под лупой, микроскопом. Корневые системы, их изучение на натуральных объектах

Т-п: Л/р №12

Л/р: №12 «Корень, Стержневая и мочковатая корневые системы»

31

Видоизменение надземных побегов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 56-57 учебника.

Т-т: с. 42 №4  Приготовиться к л/р.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев. Видоизменения почки.

Т-т: с. 38 №3, с. 39 №6

32

Видоизменения подземных побегов и корней.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 58-59 учебника.

Т-т: с. 36 №4, с. 39 №7.

Разнообразие подземных побегов. Изучение корневища, клубней, луковицы на натуральных объектах. Строение и значение видоизменений.

Т-п: Л/р №13

Л/Р: №13 «Видоизменения подземных побегов и корней»

33

Органы и системы органов животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 60-63 учебника.

Т-т: с. 43 №№5,6, с. 44 №7, с. 45 №3.

Повторить тему: «Органы и системы органов»

Значение опорно-двигательной системы. Наружный и внутренний скелет. Пищеварительная система, ее функции. Системы органов дыхания и кровообращения. Усложнение кровеносной системы в ходе эволюции животных. Выделительная и половая системы. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств.

Т-т: с. 36 №6, с. 40 №9, с. 41 №10.

34

Органы и системы органов животных.

Обобщающий урок

Повторить с. 14-64 учебнпик.

Побег: взаимосвязь внешнего и внутреннего строения с функциями. Корень его строение и значение. Разнообразие видоизмененных побегов и корней – результат приспособленности растений к условиям внешней среды. Значение опорно – двигательной системы в жизни животных. Взаимосвязь дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. Основные черты строения нервной системы.

Т-т: с. 32-35, с. 37 №7

35

Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых организмов.

Итоговый урок.

Общие черты и особенности строения клеток представителей четырех царств живой природы. Разнообразие и функции покровных тканей растений и животных. Особенности строения и функций механической ткани растений и костной ткани животных. Проводящая система растений, кровь и кровеносная система животных, их функции. Строение фотосинтезирующей ткани листа, значение листьев. Нервная ткань и нервная система, их роль в жизни животных.

Т-э: «Органы и системы органов живых организмов». Проверочные работы № 1,2

Строение и жизнедеятельность организмов (23 часа)

36

Движение живых организмов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 66-67 учебника.

Т-т: с. 62  №1

Движение одноклеточных организмов. Движение растений и грибов. Движение животных. Органы передвижения животных и среды жизни.

Т/т: с. 49 №1

37

Почвенное питание растений. Комбинированный урок.

Д/з: стр. 68-69 учебника.

Т-т: с. 56  №1

Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от состава почвы. Внесение удобрений. Особые способности питания растений.

Т/т: 49 №2

38

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 70-71 учебника.

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, ю, сакс. Фотосинтез. Доказательства образования органического вещества – опыт Ю. Сакса.

39

Фотосинтез.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 72-73 учебника.

Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза. Растения – «зеленый посредник» между Землей и Космосом. Значение фотосинтеза для дыхания растений, животных, людей, работы промышленных предприятий.

Т/т: с. 57 №2

40

Испарение воды листьями листопад.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 74-75 учебника.

Доказательства испарения воды листьями. Условия влияющие на испарения. Биологическая роль испарения. Роль устьиц в регуляции испарения воды растением. Листопад – приспособление к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозеленые растения.

Т/т: с. 50 №4, с. 60 №7

41

Питание животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 76-77 учебника.

Т/т: с. 62 №3, с. 63 №4, с. 65 №9.

Захват и заглатывание пищи – Отличительная особенность животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, ее отделы. Процесс пищеварения, роль в этом процессе эпителия кишечника и кровеносной системы. Растительноядные животные, особенности их строения. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Животные падальщики и всеядные. Роль животных в природе.

Т/т: с. 49 №2, с. 57 №3, с. 61 №9

42

Питание бактерий.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 78-79 учебника.

Бактерии – гетеротрофы (сапрофиты и паразиты) и автотрофы, их роль в природе. Бактерии, усваивающие азот воздуха, их значение для жизни на Земле. Особенности питания грибов. Грибы – сапрофиты, паразиты и симбионты, их роль в природе.

Т/т: С. 61 №8, с. 62 №3

43

Дыхание растений, бактерий, грибов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 80-81 учебника.

Т/т: с. 62 №2

Сущность процесса дыхания у большинства животных организмов. Дыхание и фотосинтез – противоположные процессы. Отличие дыхание от брожения. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Т/т: с. 50 №№5_7, с. 54 №3, с. 57 №2

44

Дыхание и кровообращение  животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 82-83 учебника.

Функции органов дыхания. Разнообразие органов дыхания животных. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.

Т/т: с. 49 №3

45

Транспорт веществ.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 84-85 учебника

Передвижение воды и  минеральных веществ в растении. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам. Последствия повреждения проводящей системы растений. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Т/т: с. 61 №9, с. 63 №5

46

Выделение. Обмен веществ.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 86-87 учебника

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений. Выделения у животных. Обмен веществ организма с окружающей средой – основа биологического круговорота.

Т/т: с. 51 №8

47

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 88-89 учебника

Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, одноклеточных грибов, одноклеточных животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

48

Вегетативное размножение растений.

Урок-практикум.

Д/з: стр. 90-91 учебника.

Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы.

Т/т: с. 58 №4, с. 64 №7

Т/п: Практическая работа №1

Практическая работа №1 «Вегетативное размножение растений»

49

Цветок – орган полового размножения.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 92-93 учебника.

Т/т: с. 58 №№5,6

Цветок – генеративный орган, его строение и функции. Завязь, ее части. Строение семязачатка. Многообразие цветков. Соцветия, их биологическое значение.

Т/т: с. 51 №10, с. 54 №4

50

Строение цветка.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 92-93 учебника.

Изучение строения цветка с помощью лупы. Выделение и описание основных частей цветка. Рассмотрение строения завязи под лупой. Формулирование выводов

Т/п: Л/р №14

Л/р №14 «Строение цветка».

51

Опыление. Комбинированный урок.

Д/з: стр. 94-95 учебника.

Опыление. Типы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых растений. Приспособления строения цветков к опылению птицами и другими опылителями. Особенности ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.

Т/т: с. 60 №6

52

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 96-97 учебника.

Т/т: с. 65 №8

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов.

Т/п: Л/р №15.

Т/т: с. 55 №5

Л/р №15 «Определение плодов№

53

Размножение многоклеточных животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 98-99 учебника.

Бесполое размножение гидры. Сущность оплодотворения у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма.

Т/т: с. 64 №6

54

Индивидуальное развитие животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 100-101 учебника.

Развитие растений из семени. Рост растений как результат жизнедеятельности. Возрастные периоды растений после образования семени. Однолетние, двулетние, многолетние растения.

Т/т: с. 55 №6

55

Примеры выращивания и размножения растений.

Урок –практикум.

Д/з: стр. 100-101 учебника.

Проращивания семян для проведения наблюдения и постановка опытов. Проращивания семян для высадки в грунт. Использование различных способов проращивания семян в сельскохозяйственной практике

Т/п: П/р №2

П/р: №2 «Способы проращивания семян»

56

Индивидуальное развитие животных.

Лабораторный урок.

Д/з: стр. 102-103 учебника.

Т/т: с. 52 №11, с. 53 №2

Зародышевый период. Период формирования роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.

Т/п: Л/р №16

Л/р №16 «Строение яйца птицы»

57

Расселение и распространение живых организмов.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 104-105 учебника

Расселение бактерий и грибов. Способы распространения растений. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

Т/т: с. 52 №12.

58

Строение и жизнедеятельность организмов.

Обобщающий урок.

Почвенное и воздушное питание растений. Планетарная роль фотосинтеза. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза. Роль транспорта веществ для обеспечения целостного организма. Взаимосвязь деления клеток с ростом и развитием организма. Обмен веществ – основа круговорота веществ в природе.

Т/э: «строение и жизнедеятельность организмов». Проверочная работа №1,2

Живые организмы в окружающей среде (8 часов)

59

Организм – единое целое. Комбинированный урок.

Д/з: стр. 108-109 учебника

Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Взаимосвязь органов и систем органов. Регуляция деятельности организма.

Т/т: с. 69 №1, с. 70 №2, с. 72 №1.

60

Взаимосвязь организмов с факторами среды.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 110-111 учебника

Экологические факторы. Влияние факторов неживой природы на растения и животных.

Т/т: с. 74 №1, с. 77 №1

61

Весенние явления в жизни растений родного края.

Экскурсия.

Растения леса. Жизнь леса весной. Приспособленность растений леса к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь леса.

Т/п:

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края»

62

Взаимосвязь организмов в сообществе. Комбинированный урок.

Д/з: стр. 112-113 учебника

Сообщества живых организмов. Конкурентные отношения. Отношения между хищником и жертвой. Отношения между паразитом и хозяином. Взаимовыгодные отношения.

Т/т: с. 73 №3, с. 75 №4,с. 76 №5.

63

Растительное сообщество леса (луга, водоема).

Экскурсия

Ярусное расположение растений в лесном сообществе. Приспособленность растений к совместному обитанию в лесу. Разнообразие видов растений – основа устойчивости лесного сообщества.

Т/п

Экскурсия «Растительное сообщество леса родного края»

64

Человек и живая природа.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 114-115 учебника.

Т/т: с. 78 №3,4.

Повторить тему

Историческая связь человека и природы. Красная книга, ее значение. Охраняемые природные территории.

Т/т: с. 72 №5, с. 73 №3, с. 77 №2.

65-66

Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде.

Итоговый урок

Сходство и различие клеток растений, животных, грибов и бактерий. Ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных. Ткани, отличающие растения и животных. Вегетативные и генеративные органы растений. Системы органов животных. Связь дыхания и фотосинтеза у растений. Связь дыхания и кровообращения у животных. Связь цветения, опыления, оплодотворения и плодоношения у растений. Особенности размножения животных. Средообразующая роль живых организмов

Т/э: «Живые организмы в окружающей среде». Проверочные работы №1,2. Итоговые проверочные работы №1,2

Резерв 4 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова

Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сухоруковой...

Рабочая программа по биологии 10 класс по программе Сухоруковой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к результатам обучения, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю....