Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
    рабочая программа по биологии (7 класс)

    Айгуль Назгатовна Рахматуллина

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                             «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

    БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    РАССМОТРЕНО  

    На заседании ШМО

    Протокол заседания МО №1 от «27» 08.2020 г.    

    ____________ А.Н.Рахматуллина

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    _________  О.А.Лакиза

    «    » 08. 2020 г.

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор МБОУ «Криничненская СШ»

    ___________ Е.А.Коновченко

    Приказ №    от «   » 08. 2019  г.

                                                       

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    основного общего образования  по биологии  для  7 класса

    на 2020/2021 учебный год.

                                                                                                                                                                              Составитель: учитель биологии

                                                                                                                                                                              Рахматуллина Айгуль Назгатовна.

    2020 г

    Рабочая программа  по   биологии разработана для  учащихся  7 - х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криничненская средняя школа»  Белогорского района Республики Крым. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год и  будет реализована в течение 2020-2021 учебного года. Изучение предмета осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана МБОУ  «Криничненская СШ»  на 2019/2020 учебный на базовом уровне.  Согласно учебному плану МБОУ  «Криничненская СШ»  на изучение биологии отводится в 7-х  классах 68 часов  в год.  

    Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

    • Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
    • Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым;
    • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897(с изменениями);
    • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федарального учебно-методического объединения по общему образованию) Региона.

    Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса, и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, самонаблюдений, а так же планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    -УМК:

    Учебник:  Биология. Разнообразие живых организмов  7 класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе: / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.: ил.

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Биология»

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

    Основные личностные результаты обучения биологии:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
    • российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
    • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
    • формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
    • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
    • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
    • отношение к членам своей семьи.

    Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

    Основные метапредметные результаты обучения биологии:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
    • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
    • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

    Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

    Основные предметные результаты обучения биологии:

    • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
    • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
    • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
    • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
    • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
    • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
    • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
    • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

    1. Содержание учебного предмета            

    Организация живой природы

    -Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов.  Средообразующая роль организмов.

    -Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

    -Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

    -Разнообразие экосистем.

    -Экосистема — часть биосферы.

    Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

    Эволюция живой природы

    -. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

    -Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

    - Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

    - Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.

    Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

     Растения производители органического вещества

    -Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений.Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.

    -Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

    -Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

    -Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

    -Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

    -Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

    -Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.  

    - Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

    - Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

    -Разнообразие современных папоротников и их значение.

    - Отдел Голосеменные —  древняя группа семенных растений.

    -Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

    -Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.

    - Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

    -. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

    -Бобовые,

    -Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

    -Класс Однодольные, семейства: Лилейные

    -Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

    -Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..

    -Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

    Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки.

    Лабораторные работы:

    1. Изучение одноклеточных водорослей.

    2. Изучение многоклеточных водорослей.

    3. Строение зеленого мха кукушкин лен.

    4. Строение папоротника.

    5. Строение побегов хвойных растений. Голосеменные Крыма.

    6. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.

    7. Признаки однодольных и двудольных растений.

    8—13. Признаки растений изучаемых семейств.

    Практические работы:

    1—3. Определение растений изучаемых семейств.

    Животные –потребители органического вещества

    -Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

    -Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

    -Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.

    - Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

    -Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.

    -Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.

    -Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.

    -Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

    - Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

    - Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

    -Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

    -Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

    -Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

    - Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.

    -Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

    -Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

    -Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

    - Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

    -Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

    - Птицы наземных и водных экосистем.

    -Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

    - Размножение и развитие.

    - Роль млекопитающих в различных экосистемах.

    - Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов

    - Развитие животноводства

    Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

    Лабораторные работы:

    14. Внешнее строение дождевого червя.

    15. Строение раковины моллюска.

    16. Внешнее строение насекомого.

    17. Внешнее строение рыбы.

    18. Внешнее строение птицы.

    Бактерии, грибы-разрушители органического вещества. Лишайники 

    - Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.

    - Царство Грибы. Общие признаки

    - Роль грибов.  Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..

    - Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

    Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы.

    Лабораторная работа:

    19. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

               Практическая работа: 4. Определение съедобных и ядовитых грибов.

    Биологическое разнообразие и пути его сохранения

    - Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

    - Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

    - Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

    - Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.

    1. Тематическое планирование

    № п/п

     Наименование раздела

    Всего часов

    Контрольные работы

    Лабораторные работы

    Практические работы

    Экскурсии.

    1

    Введение

    6

    2

    Эволюция живой природы

    4

    3

    Растения – производители органического вещества

    23

    2

    9

    3

    1

    4

    Животные-потребители органического вещества

    28

    1

    6

     

    5

    Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники

    4

    2

     

    Биоразнообразие.  

    3

    1

    1

    ИТОГО

    68

    4

    17

    3

    2

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

    программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.

    Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю....