РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra11kl.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                                             

                                                                    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                                          11класс

                                                         рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                    Составила Чебакина Л.С.

         

                       

   

   

   

 

                                                                       

                                                                         

                                                                     Пояснительная записка

                                                    к рабочей программе по литературе. 11 класс.

                                                                               

                            Настоящая программа по литературе составлена на основе:

  Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

   Обязательного минимума содержания образования

   Учебника литературы под редакцией В А Чалмаева, С.А.Зинина

   В учебном плане школы на изучение литературы в 11 классе соответственно программе предусмотрено  4 часа в неделю ( 136 часов в год), но 3 часа приходятся на праздничные дни: 8 Марта, 1Мая, 3 мая, поэтому рабочая программа сокращена на 3 часа.   Программа рассчитана на  4 часа в неделю (133 часа  в год)

                                                         Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

                      Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

         На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

   -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

      Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

                           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

           Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

   В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
  4. Уроки внеклассного чтения.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
  • определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
  • соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;

-        выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

-        писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;

  • рецензировать прочитанные произведения;
  • самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.
  2. Содержание изученных литературных произведений.
  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.
  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
  4. Определять род и жанр произведения.
  5. Сопоставлять литературные произведения.
  6. Выявлять авторскую позицию.
  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Произведения для самостоятельного чтения:

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»

А.М.Горький. «Дело Артамоновых»

А.Блок. «Скифы», «Возмездие»

Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов

В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)

М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»

А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)

М.Шолохов. «Поднятая целина»

В.Белов. «Кануны»

Б.Можаев. «Мужики и бабы»

Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…»

В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»

Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»

 

           Произведения для заучивания наизусть

Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»

М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор

М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»

А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»

С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»

В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»

Н.Заболоцкий. На выбор

А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»

Н.Рубцов. На выбор

Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)

И.Бродский. На выбор

 

                                                            Учебно-методический комплект.

Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»

Журавлёв В.П. Уроки литературы в 11 классе – М., «Просвещение»

Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»

Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»

Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского университета

Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература  XX века. 11 класс. – М., «Дрофа»

Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики -  Брянск, «Курсив»

Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»

Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»

 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»  

Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы – С-Пб, «Паритет»

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»

Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы  – Волгоград, «Учитель»

Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»

Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»

Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»

Букатов В.М. Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения – М., «Первое сентября»

Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»                                                  

Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной)      

 общеобразовательной школе – Наб. Челны

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе (планы, конспекты, материалы) – М, «Московский Лицей»

Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»

 Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе – М., «Просвещение»

Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»

Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»

Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»      

Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе – М., «Высшая школа»

Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа»

Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа»

Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»

Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»

Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»

Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе

         

  Мультимедийные пособия.

1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»

3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

4. Габдулла Тукай. Энциклопедия. Коллекция дисков

                                                     

                                   

                                         

           Календарно – тематическое планирование по литературе. 11 класс

№ урока

 

Сроки

                   Тема  урока                

Оборудование

Планируемый результат

Работа по развитию речи

повторение  материала

МПС и НРК

                          Вводные уроки (3 часа)

1

2

На рубеже веков.

Литература начала 20 века

Выставка книг, портреты,  учебник, методическая. литература

Знать особенности развития литературного процесса начала XX века, понятие модернизм, его содержание

Введение в речь новых слов-понятий

Традиции русской классической литературы

МПС – история (исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.)

3

Поэтические индивидуальности «серебряного века».

Портреты поэтов, методическая литература эпиграф, сборники стихов

Знать понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс»

 сообщения учащихся, выразительное чтение

                                 Леонид Николаевич Андреев ( 2 часа)

4

Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза.

Портрет, методическая литература, карточки

Знать основные этапы жизни и творчества Л.Андреева.

Ранее изученные произведения Л.Андреева

5

Анализ рассказа Л.Андреева «Бездна».

Текст рассказа,  методическая литература

Уметь анализировать , определять основной конфликт

Размышления о смысле человеческого бытия

                                  Иван Алексеевич Бунин (5 часов)

6

7

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.

 «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».

 Поэтический дар писателя.

Портрет писателя, текст рассказа, сборники стихов, методическая литература

Знать основные этапы жизни и творчества И.Бунина, своеобразие его стиля, уметь анализировать произведения

 сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ рассказа

Стихотворение А.А.Фета «Какая холодная осень»

8

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

текст рассказа, методическая литература

Знать историю создания рассказа, его философское содержание. Уметь анализировать, выделять главную мысль

беседа, аналитическое чтение, размышление (устное высказывание)

9

10

Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» (рассказы о любви). Цикл «Тёмные аллеи».

Рассказы«Солнечный удар», «Чистый понедельник»

методическая литература, эпиграф, сборники рассказов

Уметь видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать отличительные особенности бунинской прозы

Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение, обсуждение рассказов

Тема любви в творчестве И.С.Тургенева

                                Александр Иванович Куприн (5 часов  + 1 час развития речи)

11

А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Создание повести «Поединок».

Портрет писателя, текст повести,  методическая литература, карточка

Знать основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Знать историю создания, сюжет повести, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести, авторскую позицию в повести  

доклад ученика, аналитическая беседа

НРК – «кулунчаковская татарская кровь» Куприна

12

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок».

текст повести,  методическая литература

аналитическая беседа, комментированное чтение

13

Метафоричность названия повести А.И.Куприна «Поединок».

текст повести,  методическая литература

Сообщение учащегося, работа с текстом, аналитическая беседа

14

Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся».

текст повести,  методическая. литература

Раскрыть идею и художественные особенности повести

аналитическая беседа, комментированное чтение

Сцена бала в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», И.С.Тургенев «Записки охотника»

15

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

текст рассказа, , эпиграф, запись 2-ой сонаты Бетховена

Знать роль деталей  в рассказе. Прийти к пониманию того, что Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств.

аналитическая беседа, комментированное чтение

Любовь по Бунину

МПС – музыка (Вторая соната Бетховена)

16

Развитие речи. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Темы сочинений, тексты произведений

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Развитие письменной речи

МПС – русский язык (способы цитирования)

                                «Серебряный век» русской поэзии (6 часов + 2 часа развития речи)

17

«Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Брюсова. Акмеизм.

Творчество О.Мандельштама.

Портреты, сборники стихов, эпиграф, карточки, методическая литература

Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия, и их основоположников.

 Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения

18

«Серебряный век» русской поэзии. Футуризм. Творчество И.Северянина. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.Клюева.

Портреты, сборники стихов, эпиграф, карточки, методическая литература

19

«Прерванный на творческом взлёте путь…» Трагическая судьба Н.С.Гумилёва.

Портрет поэта,  эпиграф, сборники стихов

Знать трагическую судьбу Н.Гумилёва, его значение в разработке нового течения – акмеизма, в создании «Цеха Поэтов». Уметь анализировать лирическое произведение.

Сообщения        учащихся, чтение стихов наизусть

20

Мир образов Николая Гумилёва.

сборники стихов, методическая литература

Беседа по теории литературы, анализ стихотворений

21

«Моим стихам … настанет свой черёд». Сложная судьба Марины Цветаевой.

Портреты, методическая литература, эпиграф, сборники стихов, карточки

Знать сложную судьбу М.Цветаевой, особенности её поэтической манеры.

 Уметь анализировать лирическое произведение.

сообщение уч-ся, выразительное чтение, краткий анализ

НРК – М.Цветаева в Елабуге

22

Поэтический мир Марины Цветаевой.

метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов

комментарии к прочитанным стихам

23-24

Развитие речи. Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века».

Темы сочинений, сборники стихов

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Развитие письменной речи

                                 Максим Горький (7 часов + 2 часа развития речи)

25

«Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться». Жизнь и творческая судьба Максима Горького.

Портреты, методическая литература, эпиграф, сборники рассказов

Знать основные вехи биографии и творчества Горького. Знать особенности романтизма Горького. Уметь анализировать прочитанное

Реферат, лекция с элементами беседы

Трилогия М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

НРК – казанский период в жизни Горького

26

Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»).

методическая.

литература, тексты рассказов

Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. Овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений

Аналитическая беседа

27

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».

Текст пьесы

Знать новаторство Горького. Уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе

Аналитическая беседа

Драма

28

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

Текст пьесы

Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения на образ Луки и его жизненную позицию

Аналитическая беседа, дискуссия

29

Вопрос о правде в драме М.Горького.

Текст пьесы, методическая литература

Уметь выявлять позиции героев и авторскую позицию

Аналитическая беседа, дискуссия

30

31

Рассказы М.Горького о любви («О первой любви», «Отшельник», «Рассказ о безответной любви»).

Тексты рассказов, компьютерная презентация.

Проанализировать рассказы Горького о любви, доказать  значимость их в творчестве писателя, наряду с революционно-романтическими рассказами; выявить концепцию любви у Горького. Прийти к пониманию актуальности темы любви.

Аналитическая беседа, дискуссия, сообщения учащихся, подбор высказываний о любви

Тема любви в творчестве писателей XIX и XX веков.

32

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Горького.

Темы сочинений, тексты произведений

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Развитие письменной речи

33

Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»).

Тексты статей, методическая литература

Знать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького

отработка навыков конспектирования

                               Александр Блок (7 часов)

34

35

А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Портреты, методическая

литература, эпиграф, сборники стихов

Знать основные этапы жизни и творчества Блока, о влиянии символизма на его творчество. Уметь анализировать «Стихи о Прекрасной Даме»

беседа, выразительное чтение стихов и их разбор

36

Стихотворение А.Блока «Незнакомка».

методическая литература, репродукция картины Врубеля, сборники стихов

Уметь анализировать лирическое произведение.

беседа, выразительное чтение стихотворения и его анализ

37

«Это всё – о России». Тема Родины в творчестве А.Блока.

методическая литература, эпиграф, сборники стихов

Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализировать стихотворения

беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений

Образ Родины в русской лирике XIX века

38

Поэма А.Блока «Соловьиный сад» (1915 г.).

Текст поэмы

Знать идейно-художественное своеобразие поэмы

аналитическая беседа

39

40

Создание поэмы А.Блока «Двенадцать» .

Поэма А.Блока

 «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении.

Текст поэмы, методическая литература

Знать об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы «Двенадцать», разноречивые высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме

Аналитическое чтение поэмы

                               Сергей Есенин (5 часов)

41

«Поющее сердце России». Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина, национального поэта.

Портреты, методическая литература, эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи

Знать биографию Есенин, особенности творческого метода поэта

беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений

42

Любовная лирика С.Есенина.

Портреты, фотографии,  эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи песен и романсов на стихи Есенина

Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина.

беседа, аналитическое чтение

Тема любви в русской лирике XIX века

43

«Чувство Родины – основное в моём творчестве» (С.Есенин).

 эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи

Сформировать навык самостоятельного анализа лирического произведения.

беседа, аналитическое чтение

Образ Родины в русской лирике XIX века

44

Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

Текст поэмы, , эпиграф

Сформировать навык анализа лирического произведения.

Доклад уч-ся, беседа, аналитическое чтение

Тема угасания «дворянских гнёзд» в творчестве И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина

45

Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек».

Текст поэмы, методическая литература

Знать, как создаётся трагический пафос поэмы. Навык анализа лирического произведения.

беседа, аналитическое чтение поэмы

                                Владимир Маяковский (5 часов + 2 часа развития речи)

46

Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.

Портреты, методическая литература, эпиграф, сборники стихов

Знать основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэта. Навык анализа лирического произведения.

беседа, доклад уч-ся, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение

47

48

« Дрянцо – хлещите рифм концом». Сатира В.В.Маяковского.

методическая. литература, эпиграф, сборники стихов

Навык анализа лирического произведения. Знать способы создания сатирических образов

беседа, анализ стихотворений

49

«Любовь – это сердце всего». Любовная лирика В.В.Маяковского

методическая литература, эпиграф, сборники стихов

Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений.

беседа, анализ стихотворений

50

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

методическая литературат, эпиграф, сборники стихов

Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, о роли поэта и поэзии в жизни общества

анализ стихотворений

Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов XIX века

51

52

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

Сборники стихов, темы сочинений

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Развитие письменной речи

                                          Александр Фадеев (3 часа)

53

Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.

Портрет, текст романа, методическая литература

Иметь представление о личности писателя. Уметь определять особенности жанра и композиции романа

беседа

МПС – история (гражданская война)

54

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром».

текст романа, методическая литература, иллюстрации

Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика

Аналитическая беседа, выразительное чтение

55

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром».

текст романа, иллюстрации

Раскрыть авторский замысел, рассмотреть проблему гуманизма в романе.

                                         Евгений Замятин (2 часа)

56

Жизнь и творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».

Эпиграф, текст романа, портрет, методическая литература

Знать понятие антиутопия, биографию писателя. Уметь разбираться в проблематике романа

разъяснение понятий, беседа по тексту романа

57

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»).

текст романа, методическая литература

Выявить гуманистическую направленность произведения Замятина, человеческие ценности, утверждаемые писателем

Обсуждение вопросов домашнего задания, работа с текстом

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

                                          Андрей Платонович Платонов (3 часа + 1 час контрольной работы)

58

Судьба Андрея Платонова и его книг. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».

Портрет, текст повести, методическая

литература

Знать основные этапы жизни и творчества Платонова, актуальность повести «Котлован»

аналитическая беседа по тексту повести

Утопия

МПС – история (годы коллективизации)

59

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован».

текст повести

Показать философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести

Разбор вопросов домашнего задания, обобщение-анализ текста

60

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован».

текст повести

Знать значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова

Обсуждение вопросов домашнего задания, беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз

61

Контрольная работа по творчеству Е.Замятина и А.Платонова.

Карточки с заданиями для проведения контрольной работы

Проверка уровня усвояемости полученных знаний

                                 Михаил Афанасьевич Булгаков (5 часов + 2 часа развития речи)

62

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

Выставка книг, портрет, методическая литература

Знакомство с трагической судьбой Булгакова.  Знать о тяжёлых отношениях писателя с властью. Иметь представление  о произведениях Булгакова и их жанровом  многообразии.

беседа

63

Сатира Булгакова. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Эпиграф, тексты сатирических произведений

Знать судьбу повести «Собачье сердце», её тему, идею, сатирическую направленность. Уметь определять авторскую позицию

Повторение, закрепление понятий, постановка проблемного вопроса для обсуждения, развитие речевых навыков

Русская сатира XIX века

64

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова. Анализ начальных глав романа.

Текст романа, методическая литература

Знать историю создания романа. Сформировать представление о жанре произведения, композиции и сюжете. Уметь выявлять нравственные вопросы, поставленные автором

анализ отдельных глав

Образ дьявола в произведениях русских и зарубежных классиков XIX века

65

Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Текст романа, методическая. литература

Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов

Обмен мнениями, беседа по содержанию, чтение и краткий пересказ эпизодов

66

Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника.

Текст романа, методическая. литература

Уметь прослеживать сюжетную линию, определять композиционную роль образов

Беседа

67

68

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

Текст романа, темы сочинений

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Развитие письменной речи

                                       Алексей Николаевич Толстой (3 часа)

69

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

портрет, методическая литература, эпиграф

Знать биографию писателя, причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I

Образ Петра Первого в русской литературе (М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин)

70

Обзорное изучение романа А.Н.Толстого «Пётр I». Панорама русской жизни в романе.

портрет, методическая

литература, эпиграф

Уметь соотносить реальное время и время художественное. Знать главную проблему романа.

Выборочный пересказ, анализ текста, углубление знаний по теории литературы

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

71

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I».

портрет, методическая.

литература, эпиграф, иллюстрации

Знать о методе писателя. Уметь анализировать образ литературного героя.

                               Анна Андреевна Ахматова (4 часа)

72

Ранняя лирика Анны Ахматовой.

Репродукции портретов, сборники стихов

Знать о личности поэтессы, о мотивах и настроениях ранней лирики.

 Сообщение учащихся, комментированное. чтение

НРК – татарские корни Ахматовой

73

А.А.Ахматова – «голос своего поколения».

Репродукции портретов, сборники стихов

Знать особенности творчества поэтессы «после акмеизма». Уметь анализировать лирическое произведение.

беседа, повторение пройденного материала, анализ стихов

Образ поэта в русской лирике XIX века

74

Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой.

портреты, сборники стихов, методическая литература

Навык самостоятельного анализа лирического стихотворения.

беседа, анализ стихов

75

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Текст поэмы, эпиграф, методическая литература

Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст.

анализ основных тем и мотивов поэмы

                               Николай Алексеевич Заболоцкий (2 часа)

76

Н.А.Заболоцкий. Основные вехи биографии. Обзор поэзии.

портреты, сборники стихов, методическая литература, эпиграф

Знать основные вехи биографии Заболоцкого, основные темы творчества. Уметь анализировать лирическое произведение.

Аналитическая беседа, анализ стихов

НРК – Казань – родина Н.А.Заболоцкого

77

Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.

сборники стихов, методическая .литература

Навык самостоятельного анализа лирического стихотворения.

беседа, анализ стихов

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

                               Михаил Александрович Шолохов (7 часов + 2 часа развития речи)

78

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Портрет, оформление доски, методическая литература

Знать о личности и творчестве писателя. Уметь работать с критикой, дневниками; находить особенности ранних рассказов.

 доклад ученика

79

Картины жизни донских казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Текст романа

Знать историю создания «Тихого Дона», содержание, композицию, систему образов

сообщение уч-ся, беседа

Л.Н.Толстой «Война и мир»; изображение казачества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

80

«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова.

Текст романа, методическая литература

Знать о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

анализ эпизодов,

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

81

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова

Текст романа,  репродукции картин, аудиозаписи

Уметь анализировать эпизоды, делать самостоятельный вывод.

анализ эпизодов  

Произведения, посвящённые гражданской войне

82

Судьба Григория Мелехова (по роману «Тихий Дон»).

Текст романа

Уметь анализировать образ литературного героя, составлять сюжетный план, высказывать своё отношение к герою.

корректирование составленных планов учащимися, беседа по плану

83

Григорий и Аксинья (по роману «Тихий Дон»).

Текст романа

Уметь анализировать эпизоды, производить сопоставительный анализ, делать самостоятельный вывод.

анализ эпизодов, выявление  авторской позиции

84

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

Текст романа, записи в тетради

Проверить знания учащихся, подготовиться к сочинению.

85

86

Развитие речи. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Темы сочинений, текст романа

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения.

Творческая работа учащихся

                           Современная проза о Великой Отечественной войне (4 часа)

87

Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.

Портреты писателей, иллюстрации о Великой Отечественной войне

Знать о роли литературы в годы войны, знать обзорно произведения разных жанров

Восприятие устной речи

88

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия.

Портреты поэтов, иллюстрации о  Великой Отечественной войне,  сборники стихов

Знать обзорно поэзию времён Великой Отечественной войны, уметь анализировать лирическое произведение, давать свою оценку событиям. Навык выразительного чтения наизусть.

Выразительное чтение, чтение наизусть, аналитическая беседа

НРК – стихи Мусы Джалиля из цикла «Моабитская тетрадь»

89

90

 Правда о войне. Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах, художественной литературе.            Роман Юрия Бондарева «Горячий снег».

Текст романа, эпиграф, карточки, портрет, иллюстрации, сборники стихов

Осознать актуальность произведения. Навык анализа художественного произведения.

сообщения учащихся, беседа по анализу романа, выразительное чтение

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

                             

                        Александр Трифонович Твардовский( 3 часа + 1 час развития речи)

91

А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «По праву памяти».

Портреты, эпиграф, текст поэмы

Знать жизненный и творческий путь поэта. Уметь определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы.

беседа по вопросам, анализ поэмы

Ранее изученная лирика Твардовского

МПС – истории (сталинские репрессии)

92

Лирика А.Т.Твардовского разных лет.

Эпиграф, сборники стихов, методическая литература

Знать особенности лирического героя Твардовского. Уметь анализировать лирическое произведение.

беседа, анализ стихотворений

93

Народный характер поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

текст поэмы, методическая. литература, иллюстрации

Знать о роли поэмы в годы Вов, её место в литературе, народность и новаторство

беседа, анализ эпизодов, обсуждение текста

Ранее полученные сведения о поэме «Василий Тёркин»

94

95

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.Т.Твардовского.

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения.

                               Борис Леонидович Пастернак (6часов + 2 часа развития речи)

96

97

Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути.

Лирика.

Портреты, эпиграф, сборники стихов, методическая. литература

Знать биографию писателя-поэта, иметь представление о раннем творчестве Пастернака. Уметь анализировать текст.

доклад, анализ стихотворений

НРК – Пастернак в эвакуации в Чистополе.

98

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Текст романа, методическая  литература

Знать о судьбе романа. Уметь анализировать отдельные сцены и эпизоды.

беседа, анализ эпизодов, обсуждение прочитанного

99

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Текст романа, методическая литература

Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака,

Обсуждение вопросов домашнего задания комментированное. чтение эпизодов

100

Стихотворения Юрия Живаго.

Текст романа, методическая литература

Уметь определять композицию романа, значение композиционных частей

беседа, анализ стихотворений

101

Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор Живаго».

Текст романа

Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция. Раскрыть авторский замысел, рассмотреть проблему гуманизма в романе.

беседа по вопросам

А.Фадеев «Разгром»

102-103

Развитие речи. Сочинение по творчеству Б.Л.Пастернака.

Темы сочинений, сборники стихов, текст романа

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения.

Творческая работа учащихся

104

Литература «оттепели».

Портреты и произведения поэтов и писателей поры «оттепели», методическая литература

Знать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, понятие оттепель.

беседа

                               Александр Исаевич Солженицын (4 часа + 2 часа развития речи)

105

А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Портреты, эпиграф, выставка книг

Знать биографию писателя. На материале произведений писателя прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

комментированное чтение

106

Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).

Текст произведения

107

Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Текст рассказа

Уметь видеть публицистичность рассказа, обращённость его к читателю. Уметь анализировать текст.

Аналитическая беседа, комментированное чтение

108

Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Текст рассказа,

эпиграф

Понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Аналитическая беседа, сопоставление текстов

 «Праведники» в русской литературе. Н.С.Лесков «Очарованный странник»

109-110

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.И.Солженицына.

Темы сочинений, тексты рассказов

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения.

Творческая работа учащихся

111

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Шукшина.

Портреты и произведения писателя

Знать понятие «деревенская» проза; биографию Шукшина. Уметь анализировать текст.

аналитическая беседа

Жанр короткого рассказа. А.П.Чехов.

112

«Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен».

Текст повести

Знать понятие «городская» проза, её центральные темы.  Уметь анализировать текст.

аналитическая беседа

113

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

Портреты и произведения поэтов, методическая литература

Знать понятие «шестидесятники», обзорную характеристику поэзии «шестидесятников». Уметь анализировать лирическое произведение.

сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений

114

«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.

Портреты, эпиграф, сборники стихотворений, методическая литература, репродукции картин Левитана

Знать о жизни Н.Рубцова. Уметь анализировать поэтический текст. Отработка навыка худ. чтения поэтического произведения.

аналитическая беседа, выразит. чтение стихотворений

«новокрестьянская» поэзия

115

Развитие русской драматургии на современном этапе (60-90 годы).

Портреты, выставка книг, методическая литература

Знать особенности драматического произведения, понятие трагикомедия, отличительные черты этого жанра.

сообщения уч-ся

Русская драматургия XIX столетия.

116

Бардовская поэзия: Б.Окуджава, В.Высоцкий.

Фотографии, сборники стихов, аудиозаписи

Знать понятие бардовская поэзия; место авторской песни в развитии литературного процесса.

сообщения учащихся, прослушивание песен и комментарии к ним

117

В.Г.Распутин. Жизнь и творчество.

Портрет, выставка книг, методическая литература

Знать биографию писателя, краткий обзор его творчества, проблемы, которые ставит писатель

сообщения учащихся, аналитическая беседа

«деревенская проза»

118

Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества, в повести В.Распутина «Живи и помни».

Текст повести

аналитическая беседа

119

Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Живи и помни».

Текст повести, методическая литература

аналитическая беседа

120

121

Литература русского зарубежья.

 Обзор творчества В.В.Набокова.

Портрет, выставка книг, методическая литература

Знать краткую характеристику литературы  русского зарубежья «первой волны». Попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

аналитическая беседа,  коммен тированное чтение

122

123

Литература последних десятилетий. Творчество Ф.Абрамова, Ч.Айтматова и В.Астафьева.

Портреты писателей, выставка книг, методическая литература

Знать обзорно литературу последних десятилетий, творчество Абрамова, Айтматова, Астафьева.

доклады учеников

124-125

Развитие речи. Сочинение по самостоятельно прочитанным произведениям писателей и поэтов последних десятилетий (60-90 годы).

Темы сочинений

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения.

Творческая работа учащихся

126-127

Литература на современном этапе.

Методическая литература, портреты писателей, выставка их книг

Знать понятие постмодернизм, тенденции современной литературы

Обсуждение сочинений, беседа по прочитанным произведениям

128

Семинар по теме «Литература на современном этапе».

Вопросы к семинару

Обобщить, повторить материал по новейшей русской литературе

Монологическое высказывание

129

Татьяна Толстая. Обзор творчества.

Виктор Пелевин. Краткий обзор творчества

Методическая литература, портреты писателей

Уметь анализировать прозаический текст, выявлять авторскую позицию, высказывать свое мнение

Выразительное чтение отрывков, их анализ

130

Поэзия Иосифа Бродского.

Методическая литература, портрет, стихи поэта

Уметь проводить сопоставительный анализ.

выразительное чтение стихов, их анализ

Поэзия Державина, Пушкина, поэтов «серебряного века»

131

Новейшая русская поэзия.

Сборники стихов, методическая литература

Знать понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм

выразительное чтение стихов, их анализ

132

Контрольное тестирование за курс 11 класса

Тестовые задания

Знать изученные произведения, сведения по теории литературы. Уметь применять  полученные знания

при анализе и оценке художественных произведений

133

Анализ контрольного тестирования за курс 11 класса

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2

Рабочая  программа по природоведению для  5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...

Поурочное тематическое планирование 5 часов в неделю. Всего 175 часов Учебник “Математика.Арифметика.Геометрия.” 5 кл.Москва ”Просвещение”2013 5 часов в неделю,всего 170ч. ФГОС.

Изучение математики должно обеспечить: 1)в направлении личностного развития:·         формирование представлений о математике как части общечеловеческой ку...

Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"

Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо

Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...