рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс)

рабочая программа по биологии 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_9_klass.doc994 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  •  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • Государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
  • Авторской рабочей программы по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304 с.;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 3 г. Гусиноозерска, республики Бурятия;            
  • Положения о рабочей программе МБОУ ООШ № 3 г. Гусиноозерска;                                                                              
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.

Цели  биологического образования в основной школе – обеспечение формирования биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

В соответствии с этим, целью прохождения  курса биологии в 9 классе являются:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различным и источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний  умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

      Основными   составляющими образовательного процесса в курсе изучения биологии в 9 классе являются: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах,  метод защиты проектов, экскурсии, конференции, деловая игра,  практикумы; уроки контроля; создание презентаций, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения, продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту;  объяснять мир с точки зрения биологии.

               

   

 Планируемые результаты изучения курса «Биология 9 класс»

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

У обучающихся будут сформированы умения:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;  

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных  

связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя  форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;  

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку  зрения), доказательство (аргументы), факты,  гипотезы, аксиомы,  теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для

разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и  

сервисы;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать  свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

Для  базового уровня результатов «ученик научится»: 

- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

- характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

- объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

- приводить примеры приспособлений у растений и животных.

- использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

- пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- соблюдать профилактику наследственных болезней;

- использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

- характеризовать основные уровни организации живого;

- понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

- перечислять основные положения клеточной теории;

- характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

- характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

- уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

- пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

- характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

- характеризовать природу наследственных болезней;

- объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

- характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

- объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

- характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

- характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

- находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Для  повышенного уровня результатов «ученик получит возможность научиться»

-выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

                                     

                                       Содержание учебного курса «Биология, 9 класс»

(68 часов, 2 часа в неделю. Из них 3 часа - резервное время).

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.  

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Контрольная работа №1.

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Размножение.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Контрольная работа №2.

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч)

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.

Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников  в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов».

Контрольная работа №3.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки

вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Усложнение организмов в процессе эволюции.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Контрольная работа №4.

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов  и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.

Вид — основная систематическая единица. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы.

Роль человека в биосфере.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Контрольная работа №5.

Контрольная работа №6 (итоговая).

Резервное время (3ч)

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

 Основные термины урока (элементы содержания)

Виды контроля

Материалы к уроку

Примечание

план

факт

Тема 1  Общие закономерности жизни (5 ч )

1

Биология как наука. Повторение

Урок актуализации знаний

Биология — наука о живом мире

Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

2

Методы биологических исследований.

Повторение

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Обобщение ранее изученного материала. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

3

Общие свойства живых организмов

Повторение

Обобщение  расширение содержаний ключевых понятий

Отличительные признаки живого и неживого: химический состав,

клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность,

изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

4

Многообразие форм жизни

Комбинированный урок

Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

5

Обобщение и систематизация знаний по теме 1 Контрольная работа №1 (входная)

Комбинированный урок

Краткое подведение итогов содержания темы 1. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Тема 2 . Закономерности жизни на клеточном уровне  (10ч)

6

Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1

«Многообразие клеток эукариот.

Сравнение растительных и животных клеток»

Урок-практикум

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

7

Химические вещества в клетке

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества

клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

8

Строение клетки

Обобщение расширение содержаний ключевых понятий

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

9

Органоиды клетки и их функции

Изучение нового материала и первичного закрепления

Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

10

Обмен веществ — основа существования клетки

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке.

Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

11

Биосинтез белка в живой клетке

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе

белков

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

12

Биосинтез углеводов — фотосинтез

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

13

Обеспечение клеток энергией

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки

энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

14

Размножение клетки и её жизнен-

ный цикл Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Урок практикум

Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

15

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 (контр.раб. №2)

Обобщение, систематизация и проверка знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 2. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч)

16

Организм — открытая живая система (биосистема)

Актуализации и целеполагания

Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция

процессов в биосистеме

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

17

Примитивные организмы

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Разнообразие форм организмов:

одноклеточные, многоклеточные и

неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение

бактерий и вирусов в природе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

18

Растительный организм и его особенности Многообра-зие растений и значение в природе

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое.

Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений:

голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы от дела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

19

Организмы царства грибов и лишайников.

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы;

их многообразие и значение

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

20

Животный организм и его особенности

 Много образие животных

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ

(гнёзд, нор). Деление животных по

способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

21

Сравнение свойств организма человека и животных

Комбинированный урок

Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

22

Размножение живых

организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

23

Индивидуальное развитие организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие об онтогенезе. Периоды

онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности пост-

эмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

24

Образование половых клеток.

Мейоз

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

25

Изучение механизма наследственности

Изучение нового материала и первичного закрепления

Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов.

Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

26

Основные закономерности наследственности организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её

проявление в организме

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

27

Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Урок практикум

Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная,комбинативная.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

28

Ненаследственная изменчивость

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчиво сти у организмов»

Урок практикум

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной

изменчивости у растений и животных.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

29

Основы селекции организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о селекции. История раз вития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие

о биотехнологии

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

30

Обобщение и систематизация знаний по теме 3 (контр.раб. №3)

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 3. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск

дополнительной информации в электронном ресурсе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

31

Представления о возникновении

жизни на Земле в истории естествознания

Изучение нового материала и первичного закрепления

Гипотезы происхождения жизни на

Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

32

Современные представления о

возникновении жизни на Земле

Изучение нового материала и первичного закрепления

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

33

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Обобщение и систематизация знаний

Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

34

Этапы развития жизни на Земле

Обобщение, систематизация и проверка  знаний

Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

35

Идеи развития органического мира в биологии

Комбинированный урок

Возникновение идей об эволюции

живого мира. Теория эволюции

Ж.-Б. Ламарка

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

36

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

Изучение нового материала и первичного закрепления

Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

37

Современные представления об

эволюции органического мира

Изучение нового материала и первичного закрепления

Популяция как единица эволюции.

Важнейшие понятия современной

теории эволюции

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

38

Вид, его критерии и структура

Изучение нового материала и первичного закрепления

Вид — основная систематическая

единица. Признаки вида как его

критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

39

Процессы образования видов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

40

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:

палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

41

Основные направления эволюции

Изучение нового материала и первичного закрепления

Прогресс и регресс в живом мире.

Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

42

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

43

Основные закономерности эволюции

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов

к среде обитания»

Урок практикум

Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, адаптации, появление новых видов.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

44

Человек — представи

тель животного мира

Комбинированный урок

Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

45

Эволюционное происхождение человека

Изучение нового материала и первичного закрепления

Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

46

Ранние этапы эволюции человека 

Изучение нового материала и первичного закрепления

Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии

антропогенеза: предшественники,человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

47

Поздние этапы эволюции человека

Изучение нового материала и первичного закрепления

Ранние неоантропы — кроманьонцы.

Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

48

Человеческие расы, их родство и

происхождение

Комбинированный урок

Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

49

Человек как житель биосферы и

его влияние на природу Земли

Изучение нового материала и первичного закрепления

Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача

человечества

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

50

Обобщение и систематизация знаний по теме 4 (контр.раб. №4)

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 4. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск

дополнительной информации в электронном ресурсе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

51

Условия жизни на Земле

Изучение нового материала и первичного закрепления

Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия

жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

52

Общие законы действия факторов

среды на организмы

Изучение нового материала и первичного закрепления

Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

53

Приспособленность организмов к

действию факторов среды

Комбинированный урок

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

54

Биотические связи в природе

Изучение нового материала и первичного закрепления

Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пи щи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

55

Популяции

Изучение нового материала и первичного закрепления

Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной

структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

56

Функционирование популяций в

природе

Изучение нового материала и первичного закрепления

Демографические характеристики

популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция

численности популяции

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

57

Природное сообщество — биогеоценоз

Изучение нового материала и первичного закрепления

Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и по ток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

58

Биогеоценозы экосистемы и биосфера

Изучение нового материала и первичного закрепления

Экосистемная организация живой

при роды. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот

веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

59

Развитие и смена биогеоценозов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Саморазвитие биогеоценозов и их

смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение

знаний о смене природных сообществ

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

60

Многообра зие биогеоценозов

(экосистем)

Изучение нового материала и первичного закрепления

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

61

Основные законы устойчивости

живой природы

Изучение нового материала и первичного закрепления

Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность

их видов, круговорот веществ

и поток энергии, цикличность процессов

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

62

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6

«Оценка качества окружающей

среды»

Урок практикум

Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека

к природе в истории человечества.

Проблемы биосферы: истощение

природных ресурсов, загрязнение,

сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое

образование населения.

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

63

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы

своей местности»

Урок экскурсия

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие экосистем. Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

64

Обобщение и систематизация знаний по теме 5 (контр.раб. №5)

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 5. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе.

65

Итого вый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса (конрт.раб. №6)

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся

по усвоению материалов курса биологии 9 класса

66- 68

Резервное  время (3 ч)

                                                    Приложения.

Примеры контрольно- измерительных материалов.

Контрольная  работа №1 «Общие закономерности жизни» (входная)

 В заданиях 1- 8 выберите один верный ответ из четырех.

1. Открытость живых систем связана с:

1.  их строением и функциями             2. обменом веществ

3. процессами эволюции                       4. их способностью к самовоспроизведению

2. Полярность воды обусловлена её:

1.  теплопроводностью                                                            

2. теплоёмкостью

3. способностью растворять неполярные соединения      

4.способностью растворять полярные соединения

3.  Клеточная стенка клеток грибов представлена:

1. муцином          2. целлюлозой       3.хитином      4. муреином

4. Пластиды, содержащие пигменты каротиноиды, называются:

1. лейкопласты   2. хлоропласты         3.хромопласты         4. фотопласты

5. Отторжению органов и тканей пи их пересадке от одного организма другому способствуют:

1. транспортные белки        2. ферменты        3.иммуноглобулины          4. строительные белки

6. Больше всего митохондрий содержится в клетках:

1.  мозга человека       2. коры дуба      3.шерсти млекопитающих        4. кожицы листа

7. Сколько мембран входит в состав ядерной оболочки?

1. одна      2. две          З.три            4.  разное количество

8.  Темновая фаза фотосинтеза протекает:

1.  в строме хлоропласта                                                  2. на кристах

3.на мембранах тилакоидов                                             4. на мембранах ЭПС

9. Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ                                                                         ВИТАМИН

А) кровоточивость десен                                                                                      1) А

Б) ухудшение зрения в сумерках                                                                         2) С

В) выпадение зубов

Г) поражение роговицы глаза и кожи

Д) понижение сопротивляемости заболеваниям

10. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого растения

1)  развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

2)  образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

3)  передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

4)  прорастание споры и развитие из неё заростка

5)  развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение

Контрольная работа №2 «Закономерности жизни на клеточном уровне»

В заданиях 1-9 выберите один верный ответ.

1. Хромосомный набор — это:

1 — набор инструментов, необходимый ученому для изучения хромосом;

2 — строго определенное постоянное число хромосом, которое можно обнаружить во всех соматических клетках эукариотического организма;

3 — клеточные органеллы, необходимые для правильного распределения хромосом при делении клетки;

4 — все известные науке типы хромосом.

2. Клетка содержит 7 хромосом. Можете ли вы однозначно определить плоидность этой клетки?

1 — клетка может быть только диплоидной;

2 — клетка может быть только гаплоидной;

3 — клетка может быть только триплоидной;

4 — плоидность этой клетки нельзя определить.

3. Диплоидная клетка имеет 10 хромосом. Сколько хромосом она получила от матери и сколько — от отца?

 1 — 10 от матери и 10 от отца;

 2 — 3 от матери и 7 от отца;

 3 — 4 от матери и 6 от отца;

 4 — 5 от матери и 5 от отца.

 4. Основой клеточной мембраны являются:

 1 — белки;        2 — липиды ( фосфолипиды);         3 — углеводы;         4 — нуклеотиды;

 5. Какую функцию НЕ могут выполнять биологические мембраны?

 1 — скелетная (придает клетке форму и жесткость);

 2 — служить местом протекания ферментативных реакций;

 3 — создание электрохимического потенциала;

 4 — разграничительная (благодаря мембране в клетку не проникают ненужные вещества).

 6. Клеточная стенка — это:

 1 — стенка сосуда, к которой прикрепляются клетки;

 2 — уплотненная цитоплазма клетки, расположенная под мембраной;

 3 — фосфолипидная клеточная мембрана;

 4 — внешняя защитная оболочка клеток, расположенная снаружи от плазматической мембраны.

 7. Какие из перечисленных ниже органелл встречаются в прокариотических клетках:

 1— митохондрии;          2 — ядро;          3 — пластиды;          4 — рибосомы.

 8. Зигота содержит:

 1 — гаплоидный набор хромосом;                2 — триплоидный набор хромосом;

 3 — диплоидный набор хромосом;               4 — другой ответ.

 9. Яйцеклетка содержит:

 1 — гаплоидный набор хромосом;                 2 — триплоидный набор хромосом;

 3 — диплоидный набор хромосом;                4 — другой ответ.

10. Какие из перечисленных органелл окружены двумя мембранами?

1— лизосомы;        2 — митохондрии;         3 — вакуоль;            4 — лейкопласты;

5 — центриоль;         6 — хлоропласты.

11 . Установите соответствие между клеточными органеллами и их функциями.

Функции

1 — внутриклеточное расщепление и переваривание макромолекул;

2 — синтез АТФ;

3 — синтез глюкозы из СО2 и Н2О

4 — синтез липидов;

5 — синтез белка;

6 — хранение наследственной информации;

7 — передвижение клетки.

Органеллы

А — ядро;              Б — митохондрии;           В — рибосомы;           Г — хлоропласты;

Д — эндоплазматическая сеть;               Е — лизосомы;          Ж — жгутик.

Часть 2. Задания со свободным ответом

l. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: ААТЦГГЦЦТТ

                Контрольная работа №3 Закономерности жизни на организменном уровне (полугодовая контрольная работа).

Часть 1

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1. Наука, изучающая клетку называется

1) Физиологией          2) Цитологией        3) Анатомией               4) Эмбриологией

2.  Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

1) М. Шлейден        2) Т. Шванн                3) Р. Гук                      4) Р. Вирхов

3. В процессе полного расщепления одной молекулы глюкозы синтезируется

1) 2 молекулы АТФ         2) 28 молекул АТФ     3) 32 молекулы АТФ      4) 38 молекул АТФ

4. К прокариотам относятся

1) Элодея        2) Шампиньон        3) Кишечная палочка             4) Инфузория-туфелька

5.  Основным свойством плазматической мембраны является

1) Полная проницаемость                                3) Избирательная проницаемость

2) Полная непроницаемость                        4) Избирательная полупроницаемость

6. Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1) Диффузия               2) Осмос               3) Облегчённая диффузия        4) Ионов калия и натрия

7. Внутренняя полужидкая среда клетки - это

1) Нуклеоплазма    2) Вакуоль        3) Цитоскелет         4) Цитоплазма

8. На каком рисунке изображена митохондрия

                       

9. В рибосомах в отличие от лизосом происходит

1) Синтез углеводов                                         3) Окисление нуклеиновых кислот

2) Синтез белков                                             4) Синтез липидов и углеводов

10. Какой органоид  принимает участие  в делении клетки

1) Цитоскелет      2) Центриоль        3) Клеточный центр          4) Вакуоль

11. Гаплоидный набор хромосом имеют

1) Жировые клетки                                           3) Клетки слюнных желез человека

2) Спорангии листа                                            4) Яйцеклетки голубя и воробья

12. В состав хромосомы входят

1) ДНК и белок        2) ДНК и РНК                3) РНК и белок            4) Белок и АТФ

А13. Главным структурным компонентом ядра является

1) Хромосомы        2) Рибосомы                3) Ядрышки           4) Нуклеоплазма

14. Грибная клетка,  как и  клетка бактерий  

1) Не имеет ядерной оболочки                            3) Не имеет хлоропластов

 2) Имеет одноклеточное строение тела                    4) Имеет неклеточный мицелий

15. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам 1 группы?

 1) S, Na, Ca, K;              2) O, H, C, N;                       3) Ni, Cu, I, Br.

Выберите три верных ответа из шести

16.  Дайте характеристику хлоропластам?

1) Состоит из плоских цистерн                           4) Содержит свою молекулу ДНК

2) Имеет одномембранное строение                  5) Участвуют в синтезе АТФ

3) Имеет двумембранное строение                  6) На гранах располагается хлорофилл

17. Чем  растительная клетка отличается от животной клетки?

1) Имеет вакуолиь с клеточным соком

2) Клеточная стенка отсутствует

3) Способ питания автотрофный

4)  Имеет клеточный центр

5)  Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6) Способ питания гетеротрофный

18. Установите соответствие между строением белков и нуклеиновых кислот.

А

Б

В

Г

Д

Е

19. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции                                        Органоид

А) Различают мембраны гладкие и шероховатые                1) Комплекс Гольджи

Б) Образуют сеть разветвленных каналов и полостей                2) ЭПС

В) Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г) Участвует в синтезе белков, жиров

Д) «Упаковка» синтезированных на ЭПС белков, жиров, полисахаридов

А

Б

В

Г

Д

Часть 2

1.  Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1) Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2) Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3) Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4) К бактериям также относят простейших. 5) В  благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

Контрольная работа №4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Часть 1.

1. С позиций креационизма объяснял приспособленность организмов и возникновение многообразия видов:

  1. Ж.Б.Ламарк.    2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. К.Ф.Рулье.

2. Предложил первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции:

1.Ж.Б.Ламарк.    2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. К.Ф.Рулье.

3. Считал, что живые организмы изначально целесообразны:

  1. Ж.Б.Ламарк.    2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. К.Ф.Рулье.

4. Создал лучшую искусственную систему своего времени, разделив растения на 24 класса, животных на шесть классов по нескольким отдельно взятым признакам:

  1. Ж.Б.Ламарк.      2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. А.Н.Северцов.

5. Ученый, предложивший термин «биология», впервые разделивший животных на  беспозвоночных и позвоночных, предположивший происхождение человека от обезьяноподобных предков:

  1. Ж.Б.Ламарк.        2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. А.Н.Северцов.

6. Ученый, разделивший животных на 14 классов, которые расположил на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной системы (от инфузорий на нижней ступени до птиц и млекопитающих на верхней):

1.Ж.Б.Ламарк.        2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. А.Н.Северцов.

7. Ученый, считавший возникновение приспособлений результатом возникновения целесообразных изменений под влиянием среды; считавший, что в основе изменения животных лежит упражнение органов и наследование приобретенных изменений:

  1. Ж.Б.Ламарк.               2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. А.Н.Северцов.

8. Определил место человека в системе животного мира:

  1. Ж.Б.Ламарк.            2.Ч.Дарвин.    3. К.Линней.     4. А.Н.Северцов.

9. У двадцати поколений мышей купировал хвосты и пришел к выводу, что при этом длина хвостов не уменьшается:

  1. Ж.Б.Ламарк.          2.Ч.Дарвин.    3. А.Вейсман.           4. А.Н.Северцов.

10. Считал, что простые формы жизни постоянно самозарождаются, изменяются за счет влияния среды и стремления к ней приспособиться, причем полученные изменения наследуются:

  1. Ж.Б.Ламарк.            2.Ч.Дарвин.    3. А.Вейсман.           4. А.Н.Северцов.

11. Автор книг: «Выражение эмоций у человека и животных», «Изменение домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания», «Происхождение видов путем естественного отбора»:

  1. Ж.Б.Ламарк.        2.Ч.Дарвин.    3. А.Вейсман.           4. А.Н.Северцов.

12. Считал что видов столько, сколько их создал Всевышний:

  1. Ж.Б.Ламарк.       2.Ч.Дарвин.    3. А.Вейсман.           4. К.Линней.

13. Появление различных форм  цветков связано с:

1. биологическим прогрессом;         2.  ароморфозом;      3. идиоадаптацией.

14. Первые теплокровные животные появились в:

1. палеозое;             2. кайнозое;               3. мезозое.

15. Расцвет папоротников наступил в

 1. карбоне;               2. силуре;                       3. юре.

16. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:  

A) появление стегоцефалов                     Б) господство морских беспозвоночных

B) господство рептилий    Г) появление хрящевых рыб      Д) появление костных рыб

17. Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление псилофитов

Б) преобладание древних голосеменных растений

B) широкое распространение сине-зеленых водорослей

Г) появление покрытосеменных

Д) каменноугольные леса

18.  Назовите эры в хронологическом порядке:

1) палеозойская;          2) архейская;         3) протерозойская;    4) кайнозойская;      

 5) мезозойская.

19. Установите соответствие между геологическим периодом и эрой, к которой он относится.

Геологический период

Эра

1) палеоген          

2) ордовик

3) силур

4) триас

5) девон

6) неоген

А) палеозойская

Б)мезозойская

В)кайнозойская

Часть 2.

1. Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2. Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

Контрольная работа №5 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему;             б) биосферу;               в) сообщество;              г) агроценоз.

2) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

а) ее изменения;                                б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;         г) конкуренции видов.

3) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи  разных  видов  скрещиваются  между  собой  и  связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

4) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;        б) степи;           в) широколиственного леса;            г) тундры.

5) Основными  причинами  утраты  биологического  разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

6) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

7) Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;                                                     б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;                                      г) редуцентам.

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

а) саморегуляция;                                                       б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;                     г) круговорот веществ.

9) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы

10) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;                        б) 5 %;                      в) 10 %;                       г) 15 %.

11) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;           б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания;                                          г) саморегуляцией.

12) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья;                                                       в) кустарники;

б) лишайники;                                                 г) лисицы

13) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения  среды  обитания  в  результате  жизнедеятельности  организмов.

14) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:

а) к повреждению подроста деревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав;

г) исчезновению лесных трав.

15) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна;                                               в) колеблется по сезонам;

б) минимальна;                                                г) колеблется по годам.

16) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого

17) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов

18) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;                          б) плодовитость;

в) плотность популяции;                          г) обилие популяции.

19) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

20) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

а) хищничеством;   б) симбиозом;          в) аменсализмом;                      г) паразитизмом.

                                                 Контрольная работа №6 (итоговая)

Часть 1

При выполнении заданий 1–17 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия              2) ботаника           3) генетика            4) иммунология

2. Какую из органических молекул можно считать аналогом матрицы для

печати книги?

1) молекулу гемоглобина       2) АТФ         3) ДНК            4) молекулу крахмала

3. К основной ткани в цветковом растении относят

1) образовательную ткань        2) фотосинтезирующую ткань          3) кожицу        4) пробку

4. Ель, в отличие от папоротника,

1) размножается семенами

2) размножается спорами

3) не имеет проводящих сосудов

4) в процессе оплодотворения зависит от воды

5. Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.

1)

3)

2)

4)

6. Гидра может восстановить своё тело из 1/200 части благодаря способности к

1) регенерации     2) возбуждению         3) самовоспроизведению       4) обмену веществ

7. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых

происходит на суше, объединяют в класс

1) Костные рыбы          2) Млекопитающие       3) Пресмыкающиеся         4) Земноводные

8. Какой признак позволяет отнести человека к классу Млекопитающие?

1) лёгочное дыхание

2) два круга кровообращения

3) разделение зубов на резцы, клыки и коренные

4) головной мозг, состоящий из пяти отделов

9. Что в организме человека регулирует симпатическая нервная система?

1) сокращение мимических мышц             2) координацию движений

3) температуру тела                                     4) быстроту запоминания текста

10. Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?

1) локтевой

3) тазобедренный

2) голеностопный

4) коленный

11. Свёртывание крови обусловлено наличием в ней

1) фибриногена        2) эритроцитов            3) лейкоцитов        4) антител

12. В каких сосудах кровеносной системы человека наблюдается минимальное артериальное давление?

1) капилляры        2) вены         3) артерии      4) аорта

13. Какой орган пищеварения расположен с левой стороны под диафрагмой в брюшной полости?

1) печень            2) желудок       3) сердце        4) желчный пузырь

14. Какой витамин из приведённых ниже синтезируется клетками организма человека?

1) С         2) D            3) В1          4) А

15. На рисунке изображена схема строения глаза. Какой буквой на ней обозначено слепое

пятно?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

16. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца

имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

митохондрия

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез АТФ    2) фагоцитоз   3) выделение веществ   4) хранение информации

17. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности земноводных?

А. Лёгкие у земноводных развиты слабо, дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.

Б. С появлением лёгких у земноводных сформировался второй круг кровообращения.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 18–20 является последовательность цифр.

Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

18. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей

2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3) головной мозг разделён на пять отделов

4) имеется плавательный пузырь

5) сердце трёхкамерное

6) один круг кровообращения

19. Известно, что Бобр обыкновенный – крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Длина тела животного достигает 1–1,5 м, а масса – до 32 кг.

2) Главными естественными врагами являются волки, бурые медведи и лисы.

3) Мощными резцами бобр подгрызает стволы деревьев и валит их на землю, а затем объедает кору и ветви.

4) Бобр очень чистоплотен, никогда не засоряет своего жилья остатками еды и экскрементами.

5) Бобр издавна добывается ради своего красивого и прочного меха.

6) Между пальцами у животных имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо – на передних.

20. Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

ВИД КЛЕТКИ

А) наличие клеточной стенки из хитина

1) растительная клетка

Б) наличие пластид

2) грибная клетка

В) наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г) наличие запасного вещества в виде крахмала

Д) наличие запасного вещества в виде гликогена

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задание 21.

           Конкуренция и паразитизм

          Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения. Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию. Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы. Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда

одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию. Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между

организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред. Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому

образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения. Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти

в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

           Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.

1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать

конкуренцией?

2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

22. Какие профилактические меры существуют против инфекционных заболеваний системы пищеварения? Назовите не менее четырёх мер.

Планирование исследовательской и проектной деятельности учащихся

Тема работы

Предмет

Сроки выполнения

Тип работы

(исследовательская работа, творческая работа, исследовательский проект, информационный проект и т.д.)

Форма

(коллективная, групповая, индивидуальная)

Отметка о выполнении

Чарльз Дарвин. Эволюционное учение.

биология

2 недели

информационный проект

индивидуальная

Изучение геологической истории вашей местности и изменений растительного мира в        процессе эволюции.

биология

2 недели

исследовательская работа

групповая

Изучение и анализ возможных направлений эволюции современного человека.

биология

2 недели

информационный проект

индивидуальная

Оценка экологической грамотности учащихся вашей школы.

биология

2 недели

исследовательский проект

групповая

Анализ экологического состояния вашей местности.

биология

2 недели

исследовательский проект

групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...