Рабочая программа по биологии и географии
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

Филимонова Мария Сергеевна

Образованный человек в современном обществе – это не столько человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по  мере возникновения у него потребности в решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся у него знания в любой ситуации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

МАОУ Свердловская СОШ №2 

г.о Лосино- Петровский МО

от «30» ___августа_____  2019г.

№     271/2  о/д

Рабочая программа по географии

 (базовый уровень)

7 А класс.

  Составитель:

Филимонова Мария Сергеевна      учитель географии.

п.г.т. Свердловский

2019 г.

        Рабочая программа для 7А составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 городского округа Лосино-Петровский МО и авторской программы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. Издательство «Москва «Просвещение» 2016.

 Для реализации программы используется УМК «География» для 7 классов «Просвещение» 2016, А.И. Алексеев, В.В. Николина.

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты

Обучающийся научится:

        использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

        анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

        находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

        определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

        выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

        составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

        представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

        сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

        использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

 Обучающийся получит возможность научиться:

        работать с различными источниками географической информации;

        моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

        использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

        воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

        создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

        самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли..

Основное содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Население Земли (5 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

 Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Природа Земли (17 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Природные комплексы и регионы ()

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Материки и страны (39 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.

Календарно-тематическое планирование

по географии в 7А классе на 2019-2020 учебный год, 70 часов.

№ п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение 3 часа.

Как мы будем изучать географию?

03.09.-07.09.

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Географические карты.

10.09.-14.09.

Население Земли (5 часов)

Народы, языки, религии.

17.09.-21.09.

Города и сельские поселения.

Учимся с «Полярной звездой» (2)

24.09.-28.09.

Страны мира.

Практическая работа «Изучение населения по картам, нанесение стран мира на к\к.»

01.10.-05.10.

Природа Земли (17 часов)

Развитие земной коры

01.10.-05.10.

Земная кора на карте.

08.10.-12.10.

Практическая работа «Нанесение на контурную карту основных литосферных плит и платформ»

Природные ресурсы земной коры

15.10.-19.10.

Практическая работа «Нанесение на к/к природных ресурсов земной коры»

Температура воздуха на разных широтах

22.10.-26.10.

Давление воздуха и осадки на разных широтах

Общая циркуляция атмосферы

05.11-09.11.

Практическая работа «Зависимость температуры, давления и осадков от географической широты»

Климатические пояса и области Земли

12.11.-16.11.

Океанические течения

Практическая работа «Нанесение на к/к климатических поясов, областей Земли и океанических течений»

19.11.-23.11.

   21.

Реки и озера Земли

  22.

Учимся с «Полярной звездой» (3)

26.11.-30.11.

23.

Растительный и животный мир Земли

  24.

Почвы

03.12.-07.12.

25.

Практическая работа «Сравнение почв Евразии и Австралии»

Природные комплексы и регионы (6 часов)

26.

Природная зона Земли

10.12.-14.12.

27.

Работа в тетради-тренажер

28.

Океаны (1)

17.12.-21.12.

29.

Океаны (2) Практическая работа «Нанесение на к/к океанов и морей, составление комплексной характеристики океана»

30.

Материки

24.12.-29.12.

31.

Как мир делится на части и как объединяется

Материки и страны. (39 часа)

32.

Африка: образ материка.

14.01.-18.01.

   33.

Африка в мире.

   34.

Африка: путешествие (1)

21.01.-25.01.

   35.

Африка: путешествие (2)

   36.

Практическая работа с к/к «Нанесение рельефа, рек и озер Африки и выявление климатических условий материка»

28.01.-01.02.

   37.

Египет

  38.

Учимся с «Полярной звездой» (4)

04.02.-08.02.

  39.

Австралия: образ материка

  40.

Австралия: путешествие

11.02.-15.02.

  41.

Антарктида                                                  

  42.

Практическая работа «Сравнительная характеристика двух материков: Африки и Австралии»

18.02.-22.02.

43.

Южная Америка: образ материка (1)

44.

Южная Америка: образ материка  (2)

25.02.-01.03.

   45.

Латинская Америка в мире

  46.

Южная Америка: путешествие (1)

04.03.-07.03.

  47.

Южная Америка: путешествие (2)

  48.

Практическая работа по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности.

11.03.-15.03.

  49.

Бразилия

  50.

Северная Америка: образ материка.

18.03.-22.03.

  51.

Практическая работа по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности.

  52.

Англо-Саксонская Америка

01.04.-05.04.

  53.

Северная Америка: путешествие (1)

  54.

Северная Америка: путешествие (2)

08.04.-12.04.

  55.

Соединенные Штаты Америки

  56.

Евразия: образ материка (1)

15.04.-19.04.

  57.

Евразия: образ материка (2)

  58.

Практическая работа по составлению описания внутренних вод Евразии +к/к.

22.04.-26.04.

  59.

Европа в мире

  60.

Европа: путешествие (1)

29.04.-03.05.

  61.

Европа: путешествие (2)

  62.

Германия

06.05.-10.05.

  63.

Франция

  64.

Великобритания

13.05.-17.05.

  65.

Азия в мире

  66.

Азия: путешествие (1)

20.05.-24.05.

  67.

Азия: путешествие (2)

Практическая работа «Сравнительная характеристика одной из стран Европы и Азии, по выбору»

  68.

Китай Индия

27.05.-31.05.

 69.

Итоговая проверочная работа

70.

Анализ проверочной работы. Обобщение.

27.05.-31.05.

ИТОГО: 70 часов

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

учителей естественного цикла

от «___» ________2019 г. № 1

Руководитель ШМО

________И.М. Баканова

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______ И. Д. Азарапина

«___»____________2019 г.



Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

МАОУ Свердловская СОШ №2

г.о. Лосино-Петровский МО

от «____»______________2019г.

№ _______о/д

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

8 А класс

Составитель:

Филимонова Мария Сергеевна                     учитель географии.

п.г.т. Свердловский

2019 г.

Рабочая программа для 8А класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 городского округа Лосино-Петровский МО и авторской программы Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина. Серия «Полярная звезда» основана в 2014 г. Издательство «Просвещение», 2014. Москва «Просвещение» 2016.

 Программа рассчитана на 70 часов учебного времени.

Для реализации программы используется УМК «География» для 8 классов Просвещение 2016, А.И. Алексеева, В.В. Никулина, Е.К. Липкина.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви  и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

        осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

        осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

        воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

        формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

        готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

        участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

        формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

        правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

        формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

        осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • владение устной и письменной речью;
  • монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.  

  • Предметные результаты
  • Обучающийся научится:
  • - называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
  • -  определять географическое положение России;
  • - показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
  • - определять поясное время.
  • -называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
  • -показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
  • -объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
  • -делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;
  • -определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
  • -давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
  • -приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
  • -называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
  • -оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;
  • -используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
  • -объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
  • -объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
  • -объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
  • -объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,
  • -приводить соответствующие примеры.
  • Оценивать и объяснять:
  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

Основное содержание учебного предмета

Россия в мире (8 ч)

     Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков,

Е. Хабаров, О. Крашенинников.

Россияне (11 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Природа (20 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таёжной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Хозяйство (24 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Календарно-тематическое планирование

по географии в 8А классе на 2019-2020 учебный год,

70 часов

№ п/п

Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1. Россия в мире. 8 часов

Мы и наша страна на карте мира.

03.09.-07.09.

Практическая работа по составлению характеристики географического положения России. К/к

Учимся с «Полярной звездой» (1)

10.09-14.09.

Наша страна на карте часовых поясов.

Практическая работа по определению поясного времени для разных городов России.

17.09-21.09

Как ориентироваться по карте России.

Формирование территории России.

24.09-28.09

Наше национальное богатство и наследие.

Тема 2. Россияне. 11 часов

Численность населения.

01.10.-05.10

Воспроизводство населения.

Практическая работа «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

08.10-12.10

Наш «демографический портрет»

Учимся с «Полярной звездой» (2)

15.10-19.10

Мозаика народов.

Размещение населения.

22.10-26.10

Практическая работа «Определение особенностей размещения крупных народов России»

Города и сельские поселения. Урбанизация.

05.11.-09.11

Миграция населения.

 

Россияне на рынке труда.

12.11-16.11

Тема 3. Природа. 20 часов.

История развития земной коры.

12.11-16.11.

Рельеф: тектоническая основа.

19.11-23.11

Рельеф: скульптура поверхности.

Ресурсы земной коры.

26.11-30.11

Практическая работа «Выявление взаимосвязей строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»

Учимся с «Полярной звездой» (3)

03.12-07.12

Солнечная радиация.

Атмосферная циркуляция.

10.12-14.12

Зима и лето в нашей северной стране.

Практическая работа по анализу климатических карт отдельных регионов нашей страны.

17.12-21.12

Учимся с «Полярной звездой» (4)

Как мы живем и работаем в нашем климате.

24.12-29.12

Наши моря.

Наши реки.

14.01-18.01

Практическая работа «Нанесение на к/к рек, озер и морей России.»

Где спрятана вода?

21.01-25.01

Водные дороги и перекрестки.

Учимся с «Полярной звездой» (5)

28.01-01.02

Почва - особое природное тело.

Практическая работа «Взаимосвязь плодородия почвы от географического положения и климата»

04.02-08.02

Тема 4. Природно – хозяйственные зоны. 7 часов

Северные безлесные зоны.

04.02-08.02

Лесные зоны.

11.02-15.02

Степи и лесостепи.

Южные безлесные зоны.

18.02-22.02

Субтропики. Высотная поясность в горах.

18.02-22.02

Практическая работа «Сравнительная характеристика северных безлесных зон, степей и лесостепей»

25.02-01.03

Учимся с «Полярной звездой» (6)

Тема 5. Хозяйство. 20 часа.

Развитие хозяйства.

04.03-08.03

Особенности экономики России.

Учимся с «Полярной звездой» (7)

11.03-15.03

Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность. Практическая работа «Нанесение на к/к основных угольных бассейнов»

Нефтяная промышленность.

18.03-22.03

Газовая промышленность. Практическая работа «Определение по картам основных газовых месторождений России»

Электроэнергетика. Практическая работа «Выявить причинно-следственные связи строительства электростанций»

01.04-05.04

Чёрная металлургия. Практическая работа «Сопоставление по картам месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупных центров черной металлургии»

Цветная металлургия.

08.04.-12.04.

Машиностроение.

Практическая работа «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

15.04-19.04

Химическая промышленность.

Лесопромышленный комплекс.

22.04.-26.04.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Практическая работа « Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

29.04-03.05

Сельское хозяйство. Животноводство.

29.04-03.05

Учимся с «Полярной звездой» (8)

06.05-10.05

Транспортная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура.

13.05-17.05

Практическая работа «Сравнительная характеристика видов транспорта по показателям: скорости, себестоимости, грузооборота и пассажирооборота. Зависимость от погодных условий. Степень воздействия на окружающую среду.

Социальная инфраструктура.

20.05.-24.05.

Учимся с «Полярной звездой» (9)

Информационная инфраструктура.

27.05.-31.05.

Итоговый урок.

ИТОГО: 70 часов

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей

естественного цикла

от «___» ________2018 г. № 1

Руководитель  ШМО

________И.М. Баканова

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______ Н.Ю. Бухтеева

«___»____________2018 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области

                                                               

        УТВЕРЖДЕНО

                         Приказом

                                                            МАОУ Свердловская СОШ №2

                                                                                                г.о. Лосино-Петровский МО

                                                                        от « 30 » августа 2019 г.

                                                            № 271/2

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по биологии

(базовый уровень)

5 Д класс

Составитель: Филимонова Мария Сергеевна

учитель биологии

п. г. т.  Свердловский

2019 г

Рабочая программа по биологии для 5 класса в 2019-2020 учебном году составлена  в соответствии с:

-  основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 г. о. Лосино-Петровский МО;

- авторской программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017 г.

Для реализации программы используется УМК «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл., автор  В. В. Пасечник (М.: Дрофа, 2018).

Программа рассчитана на 35 часов учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

•        знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•        реализация установок здорового образа жизни;

•        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

•        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•        умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

•        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

•        умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

         Обучающийся научится:

•        выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

•        аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

•        аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

•        осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•        раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

•        объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

•        выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

•        различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•        сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•        использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•        знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

•        анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•        описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•        знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

        Обучающийся получит возможность научиться:

•        находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•        основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

•        использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

•        ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•        осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•        создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•        работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

   

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Введение. Биология как наука (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу её охрана.

Практическая работа № 1 «Фенологические изменения в жизни растений осенью».

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

  1. Тема «Клеточное строение организмов» (11 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Лабораторная работа № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Лабораторная работа № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

Лабораторная работа № 5 «Процессы жизнедеятельности в клетке».

  1. Тема «Царство Бактерии» ( 3 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

  1. Тема «Царство Грибы» (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация: Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторная работа № 6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Лабораторная работа № 7 «Особенности строения мукора и дрожжей».

  1. Тема «Царство Растения» (10 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, го¬лосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация: Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторная работа № 8 «Строение зелёных водорослей».

Лабораторная работа № 9 «Строение спороносящего хвоща».

Лабораторная работа № 10 « Строение спороносящего папортника»

 

Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 Д классе, 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения (и/или коррекция)

Введение. Биология как наука (6 часов)

1

Биология - наука о живой природе.

01.09-07.09

2

Методы исследования в биологии.

10.09-14.09

3

Разнообразие живой природы. Царства

живых организмов.

17.09-21.09

4

Среды обитания живых организмов.

24.09-28.09

5

Экологические факторы и их

влияние на живые организмы.

01.10-05.10

6

Многообразие живых организмов,

осенние явления в жизни растений и

животных.

08.10-12.10

  Клеточное строение организмов (7 часов)

7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

15.10-19.10

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

22.10-26.10

9

Строение клетки.

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

29.10-02.11

10

Химический состав клетки.

05.11-09.11

11

Жизнедеятельность клетки.

Лабораторная работа № 4 «Процессы жизнедеятельности в клетке».

12.11-16.11

12

Понятие «ткань». Лабораторная работа № 5 « Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»

19.11-23.11

13

Обобщающий урок по теме «Клеточное

строение организмов».

26.11-30.11

                                                            Царство Бактерий (3 часа)

14

Строение и жизнедеятельность

бактерий.

03.12-07.12

15

Роль бактерий в природе и жизни

человека.

10.12-14.12

16

Обобщающий урок по теме «Царство

бактерий».

17.12-21.12

                                                            Царство Грибов (5 часов)

17

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 6 « Строение плодовых тел шляпочных грибов»

24.12-28.12

18

Шляпочные грибы.

14.01-18.01

19

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 7 «Особенности строения мукора и дрожжей».

21.01-25.01

20

Грибы-паразиты.

28.01-01.02

21

Обобщающий урок по теме «Царство

Грибы».

04.02-08.02

                                                                 Царство Растений (14 часов)

22

Разнообразие, распространение, значение растений.

11.02-15.02

23

Водоросли. Лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».

18.02-22.02

24

Лишайники.

25.02-01.03

25

Мхи. Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения мха».

04.03-08.03

26

Плауны. Хвощи. Папоротники.  Лабораторная работа № 10 « Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

11.03-15.03

27

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека»

18.03-22.03

28

Голосеменные растения.

01.04-05.04

29

Многообразие голосеменных. Лабораторная работа №11 « Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений»

08.04-12.04

30

Покрытосеменные, или Цветковые.

15.04-19.04

31

Многообразие покрытосеменных.

22.04-26.04

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

29.04-10.05

33

Охрана природы.

13.05-17.05

34

Многообразие и роль растений в природе.

20.05-24.05

35

Обобщение знаний.

27.05-31.05

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

учителей естественного цикла

от «___» ________2019 г. № 1

Руководитель ШМО

________И.М. Баканова

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______ И. Д. Азарапина

«___»____________2019 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области

                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

                         Приказом

                                                            МАОУ Свердловская СОШ №2

                                                                                                г.о. Лосино-Петровский МО

                                                            от «30 » августа 2019 г.

                                                             № 271/2

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по биологии

7А класс

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Филимонова Мария Сергеевна

учитель биологии

п. г. т. Свердловский

2019 г

        Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса в 2019-2020 учебном году составлена  на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 г. о. Лосино-Петровский МО;

- авторской программы предметной линии учебников « Линия жизни» 5-9 классы под редакцией Пасечника В. В., Суматохина С. В., Калиновой Г. С., Г. Г. Швецова, З. Г. Гапонюка  (М.: «Просвещение», 2018 г.);

Для реализации программы используется УМК «Биология. 7 класс» для общеобразовательных организаций (авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, - М.: «Просвещение», 2015 (Линия жизни).

           Программа рассчитана на 70 учебных недель, по 2 часа в неделю учебного времени        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

•        знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•        реализация установок здорового образа жизни;

•        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

•        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•        умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

•        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

•        умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

          Предметные результаты:

          Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение- 2 ч.

Систематика органического мира. Вид – основная единица систематики.

Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники - 6 ч.

Бактерии - доядерные организмы. Грибы – царство живой природы. Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

Глава 2. Многообразие растительного мира – 25 часа.

Водоросли - древние низшие растения. Риниофиты – первые наземные высшие растения. Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение, использование и охрана папоротников. Семенные растения, особенности строения и жизнедеятельность. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество.

Покрытосеменные растения, особенности строения и процессов жизнедеятельности, классификация покрытосеменных растений.

Глава 3. Многообразие животного мира- 26 ч.

Общие сведения о животном мире.

Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности, меры предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.

Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы, системы органов.

Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных. Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения паразитическими червями.

Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни человека.

Членистоногие, особенности строения. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Практическое значение и охрана.

Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое значение и охраны.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы млекопитающих. Практическое значение и охрана.

Глава 4. Эволюция растений и животных и их охрана. Экосистема – 11 ч.

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений. Эволюция животного мира. Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания. Межвидовые отношения.

Календарно-тематическое планирование по биологии в 7 А классе,

 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные  сроки

Введение. Биология как наука (2 ч)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Многообразие организмов, классификация.

3-7.09

2

Вид - основная единица систематики. Вирусы - неклеточные формы.

3-7.09

Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (6 ч)

3

Бактерии - доядерные организмы, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий.

10-14.09

4

Роль бактерий в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, значение бактерий.

10-14.09

5

Грибы – царство живой природы. Лабораторная работа №1. «Изучение строения плесневых грибов».

17-21.09

6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы- паразиты. Лабораторная работа №2 "Строение и разнообразие шляпочных грибов"

17-21.09

7

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

24-28.09

8

Проверочная работа №1 по теме «Бактерии, грибы, лишайники».

24-28.09

Многообразие растительного мира (25 часов)

9

Анализ проверочной работы. Общая характеристика водорослей.

1-5.10

10

Многообразие водорослей. Лабораторная работа № 3. «Строение зеленых водорослей».

1-5.10

11

Значение водорослей в природе и жизни человека

8-12.10

12

Высшие споровые растения.

8-12.10

13

Моховидные. Лабораторная работа № 4 «Строение мха»

15-19.10

14

Папоротниковидные. Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника».

15-19.10

15

Плауновидные. Хвощевидные.

22-26.10

16

Голосеменные – отдел семенных растений

22-26.10

17

Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа № 6 « Строение хвои и шишек хвойных»

5-9.11

18

Покрытосеменные  или Цветковые.

5-9.11

19

Строение семян. Лабораторная работа № 7 «Изучение семян однодольных и двудольных растений».

12-16.11

20

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 8 « Стержневая и мочковатая корневые системы»

12-16.11

21

Видоизменение корней.

19-23.11

22

Побег и почки. Лабораторная работа № 9 « Строение почек. Расположен6ие почек на стебле».

19-23.11

23

Строение стебля. Лабораторная работа № 10 « Внутреннее строение ветки дерева»

26.11-30.11

24

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 11 « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

26.11-30.11

25

Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 12 «Строение кожицы листа».

3-7.12

26

Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 13 « Строение клубня»

3-7.12

27

Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Лабораторная работа № 14 «Изучение органов цветкового растения».

10-14.12

28

Плоды. Лабораторная работа № 15 « Классификация плодов».

10-14.12

29

Размножение покрытосеменных растений.

17-21.12

30

Классификация покрытосеменных

17-21.12

31

Класс Двудольные. Лабораторная работа № 16 « Семейства двудольных»

24-28.12

32

Класс Однодольные. Лабораторная работа № 17 « Строение пшеницы»

24-28.12

33

Проверочная работа №2 по теме «Многообразие растительного мира».

9-11.01

Многообразие животного мира (26 часов)

34

Общие сведения о животном мире.

9-11.01

35

Одноклеточные животные, или Простейшие. Лабораторная работа № 18 « Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

14-18.01

36

Паразитические простейшие. Значение простейших.

14-18.01

37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа № 19 « Изучение многообразия тканей животных»

21-25.01

38

Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 20 « Изучение пресноводной гидры»

21-25.01

39

Многообразие кишечнополостных.

28.01-1.02

40

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

28.01-1.02

41

Тип Круглые и тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 21 « Изучение внешнего строения дождевого червя»

4-08.02

42

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.

4-08.02

43

Класс  Головоногие моллюски.

11-15.02

44

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

11-15.02

45

Класс Паукообразные.

18-22.02

46

Класс Насекомые.

18-22.02

47

Многообразие Насекомых. Лабораторная работа № 22 «Изучение внешнего строения насекомого»

25.02-1.03

48

Обобщающий урок «Многообразие и  роль членистоногих в природе»

25.02-1.03

49

Тип Хордовые

4-8.03

50

Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа № 23 « Изучение внешнего строения рыбы»

4-8.03

51

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

11-15.03

52

Класс Земноводные.

11-15.03

53

Класс Пресмыкающиеся.

18-22.03

54

Класс Птицы. Лабораторная работа № 24 « Изучение внешнего строения птицы»

18-22.03

55

Многообразие птиц и их значение.

1-5.04

56

Класс Млекопитающие, или Звери.

1-5.04

57

Многообразие зверей.

8-12.04

58

Домашние млекопитающие.

8-12.04

59

Проверочная работа №3 по теме «Многообразие животного мира».

15-19.04

Эволюция растений и животных, их охрана (11 часов)

60

Этапы эволюции органического мира.

15-19.04

61

Освоение суши растениями и животными.

22-26.04

62

Охрана растительного и животного мира.

22-26.04

63

Экосистема.

29-3.05

64

Среда обитания организмов. Экологические факторы

6-10.05

65

Биотические и антропогенные факторы

13-17.05

66

Искусственные экосистемы

13-17.05

67

Проверочная работа №4 по теме «Эволюция растений и животных, их охрана».

20-24.05

68

Обобщающий урок «Многообразие растительного и животного мира».

20-24.05

69-70

Повторение пройденного.

27-31.05

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

учителей естественного цикла

от «___» ________2019 г. № 1

Руководитель ШМО

________И.М. Баканова

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______ И. Д. Азарапина

«___»____________2019 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по биологии, химии, географии ( 2013-2014 учебный год)

рабочие программы по биологии, химии, географии...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ, ИСПОЛЬЗУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ...

Рабочие программы по биологии и географии 5 - 11 классы

Рабчие программы по биологии и географии 5-11 классы...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...