Кружок "Росинка"
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Конспект занятия кружка "Росинка" по теме "Комнатные растения" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 573.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по кружку «Росинка» на тему «Комнатные растения»
Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.
Задачи:
- Образовательные:
- расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе;
- обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
- Развивающие:
- познакомить содержанием правил по уходу за комнатными растениями ;
- научить приемам ухода за комнатными растениями.
- Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- прививать любовь к природе.
- Коррекционные:
- развивать мышление, связную речь, память, воображение;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Развивать умение слушать, вступать в диалог.
Форма занятия: комбинированный
Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: 5 класс
УМК: карточки-инструкции.
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки содержанием о комнатных растениях, их изображением, с текстом загадок;
- презентация к занятию
Оборудование: таблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;
Технологии:
- наблюдение, распознавание и описание;
- здоровьесберегающая;
- групповая;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, когда мы свои знания будем применять самостоятельно в практической деятельности.
- Надеемся, вы сегодня пришли с хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца занятия.
- У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению сейчас, и покажите нам.
- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
2. Мотивация
Учитель: Тему данного занятия мы определим вместе с вами.
- Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет чему будет посвящен наш урок:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут и растут
(комнатные растения)
-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить сегодня на уроке? (о комнатных растениях)
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы будем знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе. А также, поговорим какие условия надо создать для их жизни рядом с нами, как мы можем заботиться о них, чтобы эти растения радовали нас своей красотой.
-Но, сначала вспомним, что мы уже знаем о комнатных растениях?
Фронтальная беседа с учащимися.
Задание №1:
На листочках вопросы. Прочитать и дать устно ответ.
1. Чем похожи комнатные растения? Какие части во внешнем строении они имеют?
Корень. ______._______ .________
2. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.
Растут _______,________,_____
3. Какие условия для растений необходимо создать:
почва______, _______, _________,_______, _______.
4. Значение комнатных растений для человека
красивые ……..
4. Объяснение нового материал
Учитель: Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут в домашних условиях?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.
- Вот сегодня на занятие и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?
Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают благоприятную среду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.
Давайте сегодня мы побудим натуралистами.
Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями.
Узнаем небольшую о нем информацию, для того чтобы найти ему место в квартире, как правильно за ним ухаживать
Для этого выполним следующее - задание №2
(Раздать содержание о растении).
Найти ответ на вопрос:
1. Название комнатного растения, что оно обозначает
2. Родина этого растения, признаки внешнего вида
3. Условия содержания в квартире
Учащимся раздается материал с информацией о комнатных растениях (Приложение 1) , предлагается составить паспорт комнатного растения (Приложение 2, 3).
4. Здоровьесберегающая пауза
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. ( медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
К солнышку листочки (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
Повернут цветочки, (соединяют ладошки над головой)
Развернут бутоны, (раскрывают ладошки бутоны)
В солнышке утонут.
5. Практическая часть «Уход за комнатными растениями»
Задание №3
Учитель:
- Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать в комнате и хорошо за ними ухаживать.
Чтобы правильно это делать познакомимся с Памяткой по уходу за комнатными растениями (Приложение 4) и только тогда приступим к выполнению задания №3
При этом мы будем выполнять следующие виды заданий:
1. Полив комнатных растений
2. Удаление пыли с листьев
3. Рыхление почвы
Каждое задание должен выполнять один из членов вашей группы
Беседа по памятке с учащимися, какие способы ухода они выбрали по своему заданию
1 группа – руководитель
Учитель: Как необходимо поливать данное растение?
Учитель: Как необходимо удалять пыль с листьев данного растения?
Учитель: Как можно рыхлить землю в горшочке?
2 группа – руководитель
Учитель: Как необходимо поливать данное растение?
Учитель: Как необходимо удалять пыль с листьев данного растения?
Учитель: Как можно рыхлить землю в горшочке?
3 группа - руководитель
Учитель: Как необходимо поливать данное растение?
Учитель: Как необходимо удалять пыль с листьев данного растения?
Учитель: Как можно рыхлить землю в горшочке?
Дети приступают к выполнению своего задания. Выполняют способы заботы о растениях. Учитель смотрит за ходом выполнения заданий, помогает при необходимости. После выполнения заданий инвентарь убирают на место (беседа по тесту с детьми по ходу за растениями).
6. Закрепление темы
Учитель: Для закрепления пройденного материала, предлагаю вам выполнить тест (Приложение 5)
Учитель: Хочу, ребята, дать вам небольшие рекомендации, если вы решили поселить у себя дома комнатное растение, но не уверены, как за ним правильно ухаживать, нужную информацию можно найти в специальных книгах о комнатных растениях или в интернете.
Помните, если вы будете соблюдать правила ухода за растениями, будете любить свое растение, то оно обязательно будет вас радовать.
7. Обобщение изученного материала
Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Учитель: Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Учитель: Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?
Дети вспоминают и называют. В помощь им на стенах висят пословицы (Приложение 6):
- умелые руки не знают скуки;
- дело мастера боится;
- кончил дело - гуляй смело;
- без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Памятки вклеить в рабочую тетрадь
- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
8. Рефлексия
- Что нового узнали на занятие?
- Чему научились на занятие?
- Что сделали полезного?
- Появилось ли у вас желание еще принять участие в практической работе?
- Поднимите свой смайлик: изменилось ваше настроение или нет.
9. Итоги урока
Оценки за занятие.
10. Домашнее задание
- Выучить правила ухода за комнатными растениями.
- Нарисовать любое комнатное растение
Знаете ли вы, что:
- что цветы чувствуют атмосферу;
- к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
- у цветов характер как у маленьких детей;
- обижать цветы нельзя!
Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)
Приложение 1
Комнатное растение – Герань (журавельник)
Название: название произошло от греческого слова geranion или geranios, которое переводятся, как «журавль», так как плоды гераней напоминают клюв журавля.
Родина: Герань является южным растением, а в Европу попала из Южной Африки и Индии. Ее завезли англичане. В Россию цветок добрался где-то в 18-19 веке.
Внешний описание: Однолетние и многолетние корневищные, травянистые растения. Стебли 40-60 см высотой, вильчато-разветвленные. Листья пальчато-лопастные или пальчато-рассеченные. Цветки одиночные или по два, пазушные, иногда собраны в соцветия.
Уход:
Свет – яркий. Растения переносят прямые солнечные лучи.
Температура – летом комнатная, зимой 8-120С.
Полив – умеренный, так как герань не любит переувлажнения.
Влажность – в жаркие дни опрыскивать
Значение: Герань обладает уникальными лечебными свойствами. Это комнатное растение-целитель, замечательный антисептик, отличное противогрибковое средство. Ароматическая подушечка из листьев герани снимает нервное напряжение, избавляет от стрессов, эффективна при бессоннице.
Комнатное растение – Алоэ
Название: На латинском языке культура называется Áloë. Название заимствовано из греческого языка. Слово ἀλόη образовано от арабского «альва», обозначавшего высокую степень солености вещества, и древнееврейского «ахал», указывающего на горький вкус.
Родина: Родиной алоэ считаются пустыни Африки и Сокотры.
Внешний описание: Стебель у алоэ короткий, мясистый, на нем располагаются листья мечевидной формы, они собраны в плотные розетки. Край листа может быть гладким или с шипами. Внутри листа имеются множество камер, в которых запасается влага. Цветет, выпуская длинный цветонос, на котором формируется кисть с бутонами, имеющими форму трубки (красные, оранжевые, белые). В комнатных условиях нелегко добиться цветения.
Уход:
Свет – яркий. В зимний время при недостатке солнечного света необходимо создавать искусственное освещение.
Температура – летом 22-260С, зимой 12-140С.
Полив – летом обильный, в зимнее время полив сокращают, следя, чтоб между поливами субстрат высох
Влажность – средняя и низкая.
Значение: Экстракт из консервированных листьев алоэ применяют по методу тканевой терапии при некоторых заболеваниях, сок листьев – как наружное средство при лечении гнойных ран, ожогов и некоторых кожных заболеваниях
Комнатное растение – Рео (Традесканция)
Название: Прежнее название традесканции дано в честь нимфы Рэо, существа женского рода. Существует и другое название, получившее распространение у цветоводов — «Ладья Моисея».
Родина: родиной являются теплые тропические леса Северной Америки, так же в первых упоминаниях об этом цветке фигурируют острова между Южной и Северной Америкой, и территория нынешней Мексики.
Внешний описание: травянистое корневищное растение с коротким мясистым прямостоячим стеблем, от которого отходят плотно посаженные друг к другу листья линейно-ланцетной формы темно-зеленого цвета, снизу красно-фиолетовые, длинной около 30 см.
Уход:
Свет – интенсивный рассеянный. В весенне-летний период притеняют от прямых солнечных лучей.
Температура – летом 20-240С, зимой не ниже 120С.
Полив – летом – обильный, зимой – умеренный, при поливе нельзя допускать пересыхания, и чрезмерного переувлажнения субстрата.
Влажность – опрыскивание, особенно в отопительный сезон.
Значимость: Растение используют в народной медицине. В Мексике сок, раздражающий кожу и вызывающий её покраснение (аллергический дерматит), используют в качестве румян. Кубинцы используют этот же сок для прекращения кровотечения из десен, а отвар листьев — при заболеваниях дыхательных путей.
Комнатное растение – Толстянка (крассула)
Название: Научное название толстянки — крассула. Латинское название крассула (crassula) так же связано с толщиной стеблей и листьев, ведь crassus по-латыни «толстый».
Родина: У нее разная родина — кроме стран Африки эти растения встречаются в Саудовской Аравии, Йемене и некоторых других тропических и субтропических странах.
Внешний описание: Высота куста крассулы довольно велика для комнатного цветка – несколько дециметров. В редких случаях (обычно при выращивании в оранжерее) она достигает целого метра. Листья тёмно-зелёные, покрытые воском, округлой или вытянутой формы. Нижняя сторона листа может быть красноватого или пурпурного цвета. Цветки мелкие, обычно белёсые и невзрачные. Есть сорта с яркими цветами, например, Crassula Falcata с большими ярко-красными соцветиями. Стебли очень толстые, внутри содержат большое количество воды, как лист алоэ. Поверхность отдалённо похожа на кору дерева, и форма побега древовидная, но веточки очень легко ломаются.
Уход:
Свет – для толстянки очень важна освещённость помещения. Но это вовсе не означает, что толстянку можно оставить под прямыми солнечными лучами.
Температура – летом 20-250С, зимой 10-150С.
Полив – нельзя допускать залива крассулы. Полив водопроводной водой запрещен.
Влажность – раз в неделю устраивать теплый душ. Зимой – раз в месяц.
Значение: Полезные свойства для человеческого организма заключаются в антимикробном действии, которое включает: бактерицидный эффект; противовирусную активность; противовоспалительное действие; противогрибковые свойства.
Комнатное растение – Кактус
Название: Само понятие происходит от греческого слова «кактос», которое использовалось для обозначения неизвестных трав и растений. Термин «кактус» был впервые употреблен в 1737 году ученым Карлом Линнеем в качестве сокращенной формы мелокактуса. Под последний термин подводили все растения с колючками и острыми иглами.
Родина: засушливые регионы Северной и Южной Америки.
Внешний описание: Кактусы, за небольшим исключением, не имеют листьев, и их функцию выполняет утолщенный зеленый стебель, имеющий самую разнообразную форму: цилиндрическую, колоновидную, шаровидную, трехгранную и др. Стебли кактусов бывают гладкие, ребристые, бугорчатые, морщинистые с сосочками или выемками; они покрыты снаружи жесткой кутикулой с восковым налетом. Листья у кактусов видоизменены в колючки, щетинки и волоски различной формы, длины (до 12 см) и окраски. Цветы у кактусов обоеполые, воронковидные, трубчатые, больше сидячие. У некоторых растений они цветут только ночью. Есть цветы очень душистые. Многие из кактусов на родине дают съедобные плоды. Другие идут на корм скоту (безколючковая опунция), из свечевидных кактусов (цереусов) образуют живые изгороди, а стволы их идут на небольшие постройки и на топливо.
Уход:
Свет – растения хорошо переносят прямое солнце.
Температура - в летний период содержат при температуре 25-35С, зимой 5-10С.
Полив – в весенне-летний период поливают обильно. Предпочтительней производить полив снизу, чтобы вода не попадала на стебли растений.
Влажность - не играет существенной роли.
Значение: Свежий сок некоторых кактусов обладает укрепляющим и бодрящим свойством, улучшает обмен веществ, добавляет сил и снимает усталость. Мочегонным свойством обладают плоды некоторых видов опунций. В тканях многих кактусов содержатся вещества, убивающие многие виды бактерий, обладающие свойством подавления роста различных болезнетворных грибков, бактерий и микроорганизмов. Кактусы и в наши дни применяются для лечения заболеваний сосудов и сердца, неврологических болезнях, при желудочных расстройствах, для лечения открытых ран и переломов костей, из-за антибактериальных свойств и в качестве усилителя свертываемости крови.
Комнатное растение – Панданус
Название: Наименование рода происходит от малайского местного названия этого растения.
Родина: тропические районы Старого Света.
Внешний описание: Стволы развлетвлённые длиной 10—15, иногда до 25 м. От стволов отходят придаточные (так называемые ходульные) корни, которые уберегают их от сильных, иногда ураганных ветров. Листья очень длинные и узкие, длиной 3—4 м и шириной 10—15 см, расположены в 2—4 спиральных ряда; на верхней стороне листья усажены многочисленными острыми иглами. Цветки однополые, собраны в початки или реже в метельчатые соцветия, без околоцветника.
Уход:
Свет - яркий рассеянный. В зимний период необходимо дополнительное освещение.
Температура - во все сезоны желательно поддерживать температуру не ниже 15°С, оптимальную в пределах 19-25°С.
Полив: в весенне-летний период обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата. В зимнее время умеренный, спустя два-три дня после подсыхания верхнего слоя. Нельзя допускать пересыхания земляного кома, как и переувлажнения.
Влажность воздуха: умеренная. Панданус не рекомендуется опрыскивать, а также обмывать, так как вода может попасть в пазухи листьев что вызывает загнивание стебля. Для увеличения влажности растение можно поставить на поддон с влажным мхом, керамзитом или галькой. При этом дно горшка не должно касаться воды.
Значение: Плоды некоторых видов пандана идут в пищу. Жилки листьев используются как материал для плетения. Плоды, соцветия, листья и отвары из корней широко применяются в народной медицине, а также занимают важное место в местных колдовских обрядах.
Приложение 2 – Паспорт комнатного растения
Паспорт комнатного растения Название – Родина – Условия |
Приложение 3 – Условные обозначения
Приложение 4
Памятка по уходу за комнатными растениями
Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.
- Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
- Вода, которой мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром
- Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
- Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
- Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
- Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Приложение 5
Вариант 1
1. Где надо ставить большинство комнатных растений?
а) в тени
б) ближе к свету
в) в затененных местах
2. Как по-научному называется герань?
а) пеларгония
б) сансевьера
в) аспарагус
3. Как надо поливать растение?
а) сильной струей сверху
б) держа лейку сбоку
в) держа лейку сверху
4. Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
а) чтобы почва была мягкой
б) чтобы к корням проходил воздух
в) чтобы земля не давила на корни
5. Почему комнатные растения весь год зеленые?
а) за ними хорошо ухаживают
б) они находятся в теплом помещении
в) их привезли из стран. где нет зимы
Вариант 2
1. Какое растение является лекарственным?
а) кактус
б) алоэ
в) плющ
2. Какой должна быть вода для полива?
а) холодной
б) горячей
в) комнатной температуры
3. Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
а) чтобы почва была мягкой
б) чтобы к корням проходил воздух
в) чтобы земля не давила на корни
4. Почему комнатные растения весь год зеленые?
а) за ними хорошо ухаживают
б) они находятся в теплом помещении
в) их привезли из стран, где нет зимы
Приложение 6 - Пословицы о труде
Умелые руки не знают скуки;
Дело мастера боится;
Кончил дело - гуляй смело;
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.