Проект "Парк Дубки"
проект по биологии (9 класс)

Пряхина Елена Александровна

проект на конкурс "Земля родная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл park_dubki.docx281.34 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

Областной конкурс исследовательских работ учащихся-участников туристско-

краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»

Программа «Экология»

 

«Парк «Дубки»

F:\DCIM\107_PANA\P1070532.JPG

Подготовила:

Митронина Алевтина Михайловна

учащаяся 9 класса

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

442100 ул.Железнодорожная, д.21

442100 ул. Зимина, д.12а

89297684303

vbnhjybyffkz@mail.ru

Руководитель:

Пряхина Елена Александровна

учитель химии и биологии

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

442100 ул.Железнодорожная, д.21

89085332121

pryakhina-1982@mail.ru

р.п.Пачелма

2019 г

Оглавление        страницы

1.Введение

1.1. Актуальность                                                                       3         

1.2.Месторасположение парка        3

1.3.Значение парка                                                                       4

2.Методика исследования

2.1.Методика измерения диаметра ствола дерева                     5

2.2.Исследование почвы                                                             5

3.Результаты исследования                                                        6

3.1.Обсуждение результатов                                                      9

4.Литература                                                                                10

Приложения                                                                                 11

ВВЕДЕНИЕ

1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время состояние живой природы является критическим. Быстрыми темпами идёт обеднение биологического разнообразия: сокращается численность и исчезают виды животных и растений, практически не сохранились естественные, ненарушенные деятельностью человека природные сообщества. На территории Пачелмского района  естественный растительный покров занимает 23,5% площади района. Это лесные массивы в центральной и северо-западной частях района, луговые стоки, кустарники, растительность болот и других водоемов. Древесная растительность встречается также  в долинах рек, по балкам и оврагам, в лесополосах. Эти объекты являются местами обитания многих видов животных, на их территории произрастают различные виды растений. Они играют существенную роль в поддержании параметров окружающей среды, жизненно важных для человека: воздушного и водного бассейнов, температурного режима, влажности и т.д.  Одним словом, ценность этих объектов природы исключительно велика.

Рядом с нашей школой расположен старый парк. Это тоже часть живой природы. Здесь тоже обитают животные, произрастают растения. Он также является местом отдыха жителей нашего поселка и его гостей ( приложение 1)

Я, осознавая всю значимость парка для жителей нашего посёлка, заинтересована в том, чтобы этот уголок природы, находился в хорошем, здоровом состоянии, чтобы он еще очень долго служил поколениям, которые придут после нас.

Поэтому главной целью данной учебно-исследовательской работы было исследование экологического состояния парка.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи;

1. Изучить видовой состав парка.

2. Изучить реакционную нагрузку на данной территории.

3. Выявить и описать виды антропогенных воздействий на территорию.

1.2.  МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ПАРКА.

Пачелмский район образован 16 июля 1928 года. Сегодняшний административный центр – рабочий поселок Пачелма – возник как железнодорожная станция в 1874 году.

Пачелма расположена в 120 километрах от областного центра. Внешние связи осуществляются по железной дороге – через Пачелму проходит магистраль «Самара-Москва», по автодорогам «Пачелма – Нижний Ломов», «Пачелма – Каменка», «Пачелма – Башмаково».

Район граничит на севере – с Вадинским и Нижнеломовским, на  востоке – с Каменским; на юге – с Белинским, на западе – с Башмаковским районами. Общая площадь территории района – 132 тысячи гектаров.

Протяженность с севера на юг – 40 километров, с востока на запад – 56 километров.

Наш объект изучения парк культуры и отдыха «Дубки» (смотри приложение 2)

Наш парк располагается в южной части рабочего поселка Пачелма. Рядом находится наша  средняя школа № 2 , поэтому ребята, живущие в южной половине поселка, ходят через него на занятия. Также путь на работу  взрослого населения поселка также пролегает через парк «Дубки».

1.3. ЗНАЧЕНИЕ ПАРКА.

Парк имеет большое эстетическое значение. Парк весьма живописен в любое время года: рано весной - от появления молодой ажурной листвы; летом - от зелёного наряда деревьев и кустарников; осенью - от золотистой и багряной окраски листвы. Растения парка, поглощая углекислый газ, выделяют необходимый человеку кислород. Известно что, дерево средней  величины может обеспечить дыхание трёх человек. Насаждения зеленого уголка природы способны очищать воздух, тем самым, выполняя роль живых фильтров. Листья деревьев поглощают  огромное количество токсичных газов, а часть их накапливается в побегах и корнях. Также все растения можно назвать своеобразными пылесосами, так как они очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Запылённость в парке под деревьями значительно меньше, чем  на  открытой площади.(1)

Растительность парка способствует повышению ионизации воздуха - явлению, благотворному для человека. Наибольшим эффектом  в ионизации воздуха отличаются рябина обыкновенная, некоторые виды.

Как известно, шум оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека, вызывая сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства. Он нарушает обмен веществ, негативно воздействует на органы слуха и повышает артериальное давление. Одним из способов снижения шума является посадка деревьев. Противошумовой эффект парка зависит от  возраста, плотности, конструкции посадок и различных видов деревьев и возраста, плотности,  кустарников. Надо отметить, что хорошо защищают от шума только правильно посаженные деревья и кустарники. Хорошо поглощает шум в  парке вертикальное озеленение. Такое озеленение уменьшает поверхность отражения звука, увеличивая тем самым звукопоглощение стены в шесть - семь раз.

Зелёные насаждения оказывают благоприятное влияние и на температурные условия рабочего посёлка. Растения понижают температуру,  увеличивают скорость движения воздуха. Это благоприятно действует на организм человека, особенно в условиях жаркого лета. В парке лучше снижают температуру деревья с крупными листьями: клён остролистный,  дуб черешчатый. Посадки деревьев улучшают проветривания всей населённой территории и её отдельных частей. Также защищают от  неблагоприятных ветров, регулируют движение воздуха, ослабляют или   увеличивают скорость его перемещения и меняют направление ветра.(3)

Очень важную роль играет наш парк, а точнее его растительность, в защите от разрушения почв. На территории парка пролегает большой овраг. Но в течение довольно длительного времени он практически не меняется в размерах. Это мы знаем со слов местных жителей, которые помнят и знают его уже давно.

Овраги являются результатом водной и почвенной эрозии. Как остановить разрастания оврагов и что нужно делать, чтобы уберечь почву от их образования? Чтобы овраг не увеличивался в размерах используют различные насаждения кустарников и деревьев. (11) Очень хорошо в этом помогает дуб черешчатый – преобладающий вид нашего парка, а также клен остролистный.

2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1.Методика измерения диаметра ствола дерева.

Диаметр дубов  измеряли на высоте груди: один человек, взял в руку конец бечевки, а другой конец отдал своему помощнику. Со своим концом  бечевки первый обошёл вокруг дерева и принял у помощника другой конец.  

Теперь измерили длину бечевки, опоясывавшей дерево - это и будет обхват.

Провели оценку санитарного состояния деревьев парка. В основном обращаем внимание на наличие в кроне сухих ветках и на повреждение коры, то есть смотрели на внешний вид деревьев. Также обращали особое внимание на наличие паразитов деревьев, которые часто и являются причиной их гибели. (4) (смотри приложение 3)

    2.2. Исследование почвы

Используя методы наблюдения, исследовали почву на сильно-вытоптанных тропинках и средне вытоптанных участках. Изучили такие свойства почвы, как её механический состав, влажность, содержание воздуха и её способность впитывать воду. Механический состав почвы определили, используя простой приём скатывания в ладонях слегка увлажнённых комочков земли (приложение 4)

Влажность почвы определили по таблице:

Характеристика комочков почвы

Влажность почвы

Почва рассыпается на мелкие частицы, не оставляет ощущение прохлады

Сухая

Почва слегка холодит руку

Свежая

Почва заметно холодит руку

Увлажненная

В трещинах и порах заметно присутствие влажности, почва сильно холодит руку

Влажная

При сжатии комочка почвы выделяется капля воды

Сырая

Из комочков почвы или из стенки почвенной прикопки  выделяется вода

Мокрая

Почву размешали с водой. Опустили в этот раствор универсальный индикатор. По шкале определили среду (приложение 5)

Содержание воздуха в почве определили следующим образом. В ведро с водой опустили земляной цилиндр. Отбор такого образца произвели с помощью обыкновенной консервной банки (из-под сгущённого молока, у которой вырезали обе крышки). Опустив земляной цилиндр в воду, замечали как долго и интенсивно выделялись из образца пузырьки воздуха. Записали время выделение пузырьков и оценили интенсивность в баллах:

  1. - слабое кратковременное выделение воздуха;
  2. - среднее кратковременное выделение воздуха;
  3. - интенсивное кратковременное выделение воздуха;
  4. - слабое долговременное выделение воздуха;
  5. - интенсивное долговременное выделение воздуха.

(приложение 6)

3 .РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Большая часть деревьев в парке не имеет признаков ослабления, то есть, в кроне нет сухих веток, кора не повреждена. Но встречаются и ослабленные деревья, в их кроне есть сухие ветки и незначительные повреждения коры.

Есть также деревья, пораженные паразитами (приложение 7)

    Среди травянистой растительности парка встречаются:

  1. Чистотел большой                                    
  2. Подорожник большой  
  3. Подорожник средний
  4. Одуванчик лекарственный
  5. Крапива двудомная
  6. Лопух паутинистый
  7. Редька дикая
  8. Клевер гибридный  
  9. Клевер луговой  
  10. Полынь обыкновенная
  11. Сныть обыкновенная
  12.  Тысячелистник обыкновенный
  13. Клевер ползучий                                          
  14.  Полынь горькая
  15. Щавель конский
  16. Мать-и-мачеха обыкновенная      
  17. Ромашка лекарственная  
  18.  Череда трёхраздельная
  19. Хохлатка
  20. Ветреница дубравная
  21. Копытень европейский

                                                   Лишайники

  1.Пармелия

  2. Ксантория

         В парке встречаются различные виды птиц:

          1.Сизый голубь                                            

          2.Белая трясогузка                                          

          3.Скворец                                                        

          4.Сорока                                                          

          5.Галка                                                            

          6.Грач                                                              

          7.Серая ворона  

8.Свиристель

9.Обыкновенная горихвостка

10. Лазоревка

11.Большая синица

12.Домовый воробей

          13.Дятел

          14.Соловей

          15.Поползень

  Особо оживляют парк грачи. Они гнездятся колониями. На старых дубах  расположено множество гнезд. Они    располагаются близко друг к другу, иногда до нескольких гнезд на одном дереве.

Животные:

  1. Белки
  2. Мышевидные грызуны

Рекреационная нагрузка на парк довольно большая, поэтому на некоторых участках наблюдается изменение почвы в результате вытаптывания.

Происходит её уплотнение, почва изменяется по механическому составу, уменьшается её водопроницаемость, нарушается воздушный режим почвы, усиливается испарение почвенной влаги. Обо всём этом можно судить по полученным нами результатам.

Почва, взятая с сильно - вытоптанных тропинок не скатывается в шарик, значит, по механическому составу она глинистый песок. Почва с сильновытоптанных тропинок рассыпается на мелкие частицы, не оставляет ощущения прохлады, значит, по влажности она сухая.

Почва сильновытоптанных тропинок впитала воду за достаточно длительный промежуток времени, который составил 57 минут.

Интенсивность выделения пузырьков воздуха мы оценили как слабое  кратковременное.

В результате исследования также выявили, что почва около спортивных сооружений, качелей, детских песочниц и сцены средне – вытоптана. Она имеет разреженную растительность.

Почва, взятая со средневытоптанных участков, по механическому составу супесь. Почва скатывается в шарик.

Почва слегка холодит руку, значит, по влажности она свежая.

Почва со средне - вытоптанных участков впитала воду за 29 минут и  интенсивность выделения пузырьков воздуха мы оценили как среднее кратковременное.

Определили рН почвы с помощью лакмусовой бумаги.

рН = 7 - среда нейтральная

Измерили обхват деревьев, преобладающих в нашем парке – дубов. Средняя длина веревок, которыми измеряли обхват, составила 175 см. Измерено было 40 деревьев. Также определен возраст дубов. Подсчитав количество годовых колец на спилах. Средний возраст составил 112 лет. Что позволило нам сделать вывод, что парк не был изначально посажен для того, чтобы сделать его местом отдыха, так как ему всего 71 год. А здесь уже был массив дубов.

Изначально это был участок лесного массива. Этот вывод мне позволил сделать простой экперимент по определению возраста деревьев, растущих на территории парка.

Изучая древесную растительность, несложно определить основной вид нашего парка. Это дуб черешчатый. Так как парк уже не молод, здесь естественно есть деревья, погибшие по разным причинам. По оставшимся от них пням и было подсчитано количество годовых колец. Возраст деревьев конечно же старше возраста самого парка – это 114-110 лет (приложение 8)

3.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.Хотя парк испытывает большую реакционную нагрузку, растительность, характерная для дубрав, здесь имеется.

2. Большую роль парк играет в удержании оврага в определенных пределах. Не дает ему разрастаться, разрушая почву.

3. Парк имеет большое значение как место досуга  жителей Пачелмы. В настоящее время парк испытывает антропогенное воздействие. На территории парка часто бывает грязно: мусор, особенно после воскресенья, когда проходило какое-либо празднование, пластиковые бутылки, пакеты и др. Но мы, учащиеся школы  № 2 , вместе со своими учителями часто выходим в парк на уборку.

4.В парке есть деревья, которые перестали выглядеть живописно, так как в их кроне имеются усохшие ветви. Имеется и валежник – старые или ослабленные деревья падают во время ураганов (приложение 9)

В парке произрастают разные виды деревьев, травянистые растения, значит, парк – это ботанический объект.

Растительность данного уголка природы имеет большое значение в оздоровлении окружающей среды посёлка. Они улучшают воздушную среду р.п.Пачелма.

     Птицы, встречающиеся в парке, украшают его, защищают древесные насаждения от вредителей – насекомых.

    Люди разных возрастов посещают парк во все времена года. Здесь отдыхают, занимаются спортом, одним словом, парк имеет большое реакционное назначение. Рекреационная нагрузка на парк особенно высока в летний период. В это время года число посетителей особенно возрастает в воскресенье. Это связано с тем, что  Дом культуры нашего поселка проводит здесь мероприятия. И в эти дни в парке больше отдыхающих. Данный природный объект испытывает довольно высокую рекреационную нагрузку. В результате вытаптывания   появились сильно – вытоптанные тропинки и средне-вытоптанные участки. Почва на этих тропинках и участках уплотняется, поэтому она плохо впитывает воду, содержит мало воздуха. По механическому составу она глинистый песок и супесь, то есть по механическому составу – ухудшается.

В наши дни территория парка очень сильно замусоривается.

В летнее время эту проблему решают созданием трудовых отрядов, которые часто проводят уборку в парке.

4.ЛИТЕРАТУРА

1.   Баканина Ф. M. «Экологические тропы»

2.   Журнал « Биология в школе» № 1, 1996 г. Москва «Школа - Пресс»

3.     Журнал «Биология в школе» № 5, 1995 г. Москва «Школа - Пресс»

4.   Журнал «Биология в школе» № 6, 1995 г. Москва «Школа - Пресс»

5.  Бакка А.И., Бакка СВ. «Особо охраняемые природные территории»1997 г.

6.  Морева О.А.,Заплатина О.А. Лаборатория «Экорегион» МИПК ННГАСУ Областной центр развития творчества детей и молодёжи.  «Особо охраняемые территории рядом с вашей школы». Методические  рекомендации по работе со школьниками ООПТ.

7.  Новиков B.C., Губаков И.А. Школьный атлас - определитель высших растений. Москва «Просвещение» 1985 г.

8.   Ингрид Селберг, Маргарет Стефенс «Деревья и листья» Москва «АСТ - пресс» 1997 г.

9.     Храбрый В.М. Школьный атлас - определитель птиц. Москва «Просвещение» 1988 г.

10.http://fb.ru/article/306905/kak-ostanovit-razrastaniya-ovragov-chtobyi-sohranit-prirodnyie-svoystva-pochvyi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы "Парк Дубки"

Тезисы к работе учащегося...