открытый урок птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Наследникова Татьяна Анатольевна

изучение внешнего строения птиц 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ptitsy_7klass.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии.  Тема: «Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Тип урока: урок открытия новых знаний (технология деятельностного подхода).

Цели: Сформировать знания  об особенностях строения  класса птиц связанных с полётом.

  • Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
  • Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Планируемый результат обучения (формирование УУД):        

Познавательные УУД: приобретение навыка устной речи, навыка чтения;

Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;

РегулятивныеУУД: приобретение навыка работы по плану.

Личностные УУД: умение формулировать оценочные суждения на основе анализа устных выступлений.

Ход урока

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята!  Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Приветствуют учителя

2) Мотивационная актуализация

 Вопрос к ученикам: На последнем уроке мы закончили изучение класса пресмыкающиеся. Для усвоения нового материала, давайте с вами вспомним основные особенности внешнего строения пресмыкающихся и ответим на следующие вопросы:

1. Какую форму тела имеют пресмыкающиеся?

2. Какие отделы тела выделяют у пресмыкающихся?

3.Чем образованны покровы пресмыкающихся животных?

4. Как располагаются конечности по отношению к телу?

5. Почему пресмыкающихся считают настоящими наземными животными?

2.Изучение нового материала

Сегодня мы с вами приступаем к изучению, пожалуй, самого удивительного класса животных.

Запись на доске

Мотивация (слова китайского философа Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота» .

Какую тему урока мы будем изучать сегодня?

Тема урока: Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц

Проблемный вопрос: Почему птицы летают? 

 Учитель Гипотеза: Птицы имеют перьевой покров, обтекаемую форму тела и крылья.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанное предположение необходимо изучить соответствующую информацию.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Цель: Узнать особенности внешнего  строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Какие задачи определим для достижения цели?

Задачи:

1.Познакомиться с общей характеристикой птиц.

2.Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

3.Использовать полученную информацию для выполнения лабораторной работы.

Итак, давайте построим план нашего урока

План урока: запись на доске

  1. Изучение нового материала.
  2. Работа по группам (4), обсуждение результатов.

3. Выполнение лабораторной работы (инструкции)

4. Подведение итогов и рефлексия.

5. Задание на дом

Давайте приступим с вами к реализации запланированной работы.

 Восприятие и усвоение учениками нового

 материала.

.

 

Дети формулируют тему, записывают в тетрадь

записи в тетради

Ответы детей

Основная часть урока:

Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)

 

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

 

Прослушайте общую характеристику класса птицы

Рассказ ученика  «Общая характеристика Класса Птицы» 

Проведем исследования (работа по группам)

инструктивная карточка 1. Внешнее строение тела птицы

Группа 1

  1. Рассмотрите рис.151 на стр. 196 учебника, найдите основные отделы тела.
  2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму и размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Обратите внимание на расположение глаз. Где располагается слуховое углубление?
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. Обратите внимание на расположение крыльев и ног.
  4. Сделайте вывод о том, какую форму тела имеет птица в связи с приспособленностью к полету.

Инструктивная карточка 2. Внешнее строение конечностей птицы

Группа 2

  1. Рассмотрите рис. 151на стр. 196 учебника и отметьте, чем представлены передние и задние конечности.
  2. Изучите внешнее строение нижних конечностей. Чем покрыты пальцы ног?
  3. Вспомните, у каких животных имеются такие же покровы тела.
  4. Сделайте вывод о приспособленности конечностей птицы к полету.

Инструктивная карточка 3. Перьевой покров птицы

Группа 3

  1. Рассмотрите на рис.151, стр. 196 учебника перьевой покров птицы.
  2. Отметьте названия разных видов перьев, расположенных на теле птицы.
  3. Укажите названия видов перьев, находящихся на крыльях и хвосте.
  4. Сделайте вывод о том, какие функции выполняют перья, находящиеся на крыльях и хвосте птицы.

Инструктивная карточка 4. Перьевой покров птицы

Группа 4

  1. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение и укажите его основные части.
  2. С помощью лупы рассмотрите опахало, найдите бородки первого и второго порядка.
  3. Рассмотрите пуховое перо, изучите его строение.
  4. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения контурного пера.

Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев.

Работа в группах (4 группы)

Заранее подготовленный ученик

1) Работа в группах примерные ответы 1 группы

Примерные ответы 2 группы

Примерные ответы 3 группы

Примерные ответы 4 группы

Отделы тела

Тело птиц имеет следующие отделы:

  • туловище;
  • голова;
  • шея;
  • конечности;
  • хвост.

Туловище птиц яйцевидное. Обтекаемая форма туловища – одно из основных приспособлений птиц к полёту во внешнем строении.

Голова небольшая, на ней расположены глаза, ноздри и ушные отверстия, которые спрятаны под перьями. Ушные раковины отсутствуют.

Зубов нет. Челюсти покрыты клювом, роговым образованием различной величины и формы. Форма клюва соответствует способу добычи и виду пищи.

Шея подвижная, различной длины, при полёте вытягивается, что также увеличивает обтекаемость.

Крылья

Передняя пара конечностей приспособлена к полёту и называется крыльями. В раскрытом виде крылья имеют форму буквы Z.

У крупных птиц крылья широкие, позволяют планировать и подниматься на восходящих потоках воздуха. У соколов – заострённые, для быстрого пикирующего полёта. У лесных птиц крылья всегда меньше, чем у сходных видов, обитающих на открытых пространствах.

Ноги

Ноги птиц служат для перемещения по земле, деревьям и другим поверхностям. Длина ног и их строение зависит от среды обитания. Например, у водоплавающих видов ноги снабжены перепонками для плавания. Бегающие виды птиц имеют особо сильные ноги.

При ходьбе птица опирается на пальцы. Пальцы противопоставлены, чтобы птица могла обхватывать ветви деревьев. 3 пальца расположены спереди и один сзади. На концах пальцев имеются когти.

Остальные кости стопы собраны в цевку, она смягчает посадку.

Хвост

Хвост выполняет важные функции:

  • рулевую;
  • тормозящую;
  • является органом равновесия и балансировки.

Все перья можно разделить на две группы:

  • пуховые;
  • контурные.

Пуховые перья не имеют бородок второго порядка. Они подстилают контурные и сохраняют тепло.

Контурные перья образуют контур тела. Они также уменьшают потери тепла, а ещё:

  • образуют гребную лопасть крыла;
  • образуют рулевую плоскость хвоста;
  • защищают птицу от механических воздействий.

В зависимости от расположения контурные перья делят на:

  • маховые;
  • рулевые;
  • надхвостье;

Маховые и рулевые перья самые длинные. Маховые образуют лопасть крыла, рулевые расположены в хвосте.

Перьевой покров

Перья являются производными кожи.  Перо состоит из толстого полого стержня, на котором расположены тонкие стержни – бородки. От каждой бородки отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючки. Все бородки сцепляются между собой, образуя эластичное опахало.

Птица способна изменять степень раскрытия перьев и изгиб крыла, что позволяет ей маневрировать и тормозить при полёте.

Для птиц характерна линька, или смена перьев. В году может быть не одна, а две и три линьки. Иногда линька связана с появлением брачного наряда птицы.

Некоторые птицы при линьке определённое время не могут летать и вынуждены скрываться в труднодоступных местах.

Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев, скелет птицы.

 Записи в тетради:

Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету:

1.  Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);

2.  Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);

3.  Наличие хвоста, служащего птице рулем;

4.  Образование цевки как посадочного устройства.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.

Работают с учебником выступают с результатами своей работы

2) Закрепление

Работа по карточкам индивидуально у

 Карточка –инструкция (заранее на столах)

 Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

№пп

Признаки строения птиц

Особенности

строения птиц, черты

 приспособленности к

полету.

1

Форма  тела

Обтекаемая

2

Покров

Перьевой

3

Основные отделы тела

Голова

Небольшая

Шея

Подвижная

Передние конечности

Крылья

Задние конечности

Ноги с неоперенной частью

 – цевка, четыре пальца

с когтями

4

Органы, расположенные  на голове

Глаза с подвижными

веками, ноздри,

слуховые отверстия

Органы, расположенные на туловище

Крылья

  1. Зарисуйте схему контурного пера, опахало и

 пуха.

  1. Сделайте вывод о главных чертах внешнего строения птиц, связанные с приспособлением

к полету.

Вопросы:  если останется время

1. Какую роль играют контурные перья на теле птиц? (защищают тело птицы и делают его более обтекаемым)

2. Из чего состоит контурное перо? (роговой стержень и мягкие упругие опахала)

3. Какие перья играют главную роль в полете? (маховые и рулевые)

Учащиеся выполняют письменную работу

Заключительная часть урока: рефлексия

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чему научились?

Что вас поразило?

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ? Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:

сегодня я узнал…

меня заинтересовало…

мне понравилось…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

письменно (рефлексивный тест)

1) Информация о домашнем задании

Параграф 43

тетради с л/р сдают на проверку.

Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся…

Записывают Д/З  в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Открытый урок Птицы

Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по классу "Птицы", расширить представления учащихся о многообразии представителей изучаемог...

Открытый урок. Птицы (Кайаксем)

План проведения урока на тему Птицы....

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....