Публичное представление инновационного педагогического опыта
статья по биологии

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_geraskina_t.n.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

  педагогического опыта
учителя химии и биологии ОУ «Чиндяновская ООШ» Дубенского муниципального района Республики Мордовия

Гераськиной Татьяны Николаевны

Тема педагогического опыта:

«Развитие логического мышления учащихся на  уроках химии и биологии».

 

  Общий педагогический стаж 18 лет.  В данной школе работаю с 2017 года учителем химии и биологии. Стаж педагогической работы в данном учебном заведении 2 года.

Педагогическая проблема над которой работаю в течение 2  последних лет - «Развитие логического мышления учащихся на  уроках химии и биологии».

  Современная школа меняется. Если еще 15 лет назад учитель являлся чуть ли не единственным источником информации для детей, особенно в сельской школе, то сейчас это кардинально изменилось. Широкое распространение различных гаджетов, общедоступный интернет привели к тому, что возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний.

   Современная школа, которая должна прийти на смену старой - это школа, где дети умеют и хотят учиться;  где учителя - преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе. В условиях высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического процесса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества.

   Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель может изменить школу, сделать её современной, овладевая новыми технологиями обучения и воспитания.

  1. Актуальность опыта.

    «Концепция модернизации российского образования» гласит, что образовательный процесс в школе должен быть нацелен не только на усвоение знаний учащимися, но и на развитие их способностей мыслить, формирование практических навыков. Возникает необходимость более широкого применения методов и приемов обучения, которые формируют практические навыки анализа информации.  Образование является той частью человеческой деятельности, где постоянные изменения обязательны и неизбежны, так как меняется общество.  

    Развитие логического мышления – это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. К данным приемам обучения на уроке относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, актуализация и новизна темы, раскрытие практической значимости темы, эмоциональность подачи, сравнение и аналогия, познавательные и ролевые игры. Развитие логического и творческого мышления - одно из направлений организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы, способности. Высшая школа ждет    выпускников, которые обладают высоким уровнем мышления, умеют решать творческие задачи.  Поэтому развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы.

  1. Новизна:

   Анализ теории и практики показывает, что развитие логического мышления еще не является объектом широкого и практического обоснования. Анализ состояния проблемы развития логического мышления учащихся в общеобразовательных учреждениях, выявленные противоречия и недостатки подтверждают актуальность данной темы. Исходя из новизны и актуальности процесса развития логического мышления учащихся в современном образовании, я начала работать над темой: "Развитие логического мышления учащихся на уроках химии и биологии".

  1. Описание опыта.

         

     «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

                                                                                                       А. Дистервег.

 На протяжении последних лет на своих уроках я стараюсь развивать в детях  умения мыслить, понимать, размышлять, анализировать;  развить в них желание творчески подходить к своей деятельности. Для этого, ставя цель урока для учащихся, я подбираю такие слова,  проблемные вопросы, чтобы учащиеся видели, к чему они будут стремиться весь урок. Добиться этого мне помогли активные методы обучения, одним из которых является  методика ключевых слов. Смысл методики заключается в том, что урок проводится в форме диалога с обучающимися, который построен на основе системы последовательных вопросов. Отвечая на них, учащиеся приходят к запланированному результату и совершают очередное маленькое открытие. Применение такой технологии делает каждого ученика   успешным в соответствии со своими личными, индивидуально-психологическими особенностями мышления, а не навязанными ему извне (учителем, учебником, другим авторитетом) способами рассуждения.    

   Из малоактивного ученика он превращается в активного участника учебного процесса. Такой подход к обучению не снижает общее желание учиться, а наоборот способствует дальнейшему развитию и других внутренних мотивов. Такой способ обучения ученикам очень нравится, так как на уроках  интересно и,  они не боятся дать неверный ответ.

  В своём педагогическом опыте придерживаюсь следующих ключевых моментов: принцип развивающего обучения; эффективное взаимодействие учителя с учеником; создание наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, мыслительной деятельности обучающихся; создание благоприятного эмоционального фона; доступность и посильность учебного материала.

 

  1. Теоретическая база опыта.

Что же такое мышление? Мышление - это обобщенное и опосредованное познание действительности. Если ощущение отражает отдельные свойства предмета, а восприятие – предмет в целом, то мышление схватывает то общее, что имеется у нескольких сходных предметов. В результате этого формируется обобщение понятия. Оно характеризует наиболее важные признаки группы предметов и выражается словесным определением. Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность - основные качества ума. Вместе с речью обучающиеся усваивает не только слова и грамматику, но и логические правила мышления. Только овладев инструментом мышления – логикой, человек получает возможность делать правильные выводы и не ошибиться в них. Любое суждение и умозаключение может быть либо правильным, либо ошибочным. Умение проверять их и отстоять, истину связано с критичностью мышления. Мышление всегда сосуществует с воображением. Там где недостаточно данных для того, чтобы сделать правильный вывод, включается воображение. Оно предлагает возможную схему решения, которое потом проверяется логическим мышлением, а затем практикой.

Проблема развития мышления получила освещение еще в наследии античных философов - Аристотеля, Демокрита, Сократа, Эпикура. Различные аспекты проблемы развития системно-логического мышления нашли отражение в философских трудах И. Канта, Г. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, А.Н. В их работах исследуется сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявляется его структура, описываются функции мышления, анализируется его операционный состав и характер протекания.

Интерес психологов к проблеме развития системно-логического мышления определен общей теорией мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.) и теорией развития мышления (И.С. Якиманская). Особенности развития мыслительной деятельности учащихся проанализированы в трудах В.В. Давыдова и других.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических идей, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

  Выделяют разные виды мышления. Теоретическое или абстрактное (научное) мышление подразумевает решение проблемы с помощью логики и имеющегося материала. Такое мышление гарантирует полноту и надежность исходных данных.

Образно-теоретическое (образное) мышление проявляется в использовании преобразований формы объекта путем перестройки зрительной структуры.

Наглядно-действенное (практическое) мышление основывается на личном опыте человека. Знания закрепляются в структуре практического опыта субъекта, мышление осуществляется с помощью соответствующих преобразований.

Мышление, заменяющее действия с реальными вещами оперированием понятиями по правилам логики, называют логическим мышлением.
Какой именно тип мышления будет формироваться у ребенка в данной педагогической ситуации, зависит от характера материала, с которым имеет дело ученик, от возраста и уровня его развития и способа обучения.

Умение логически мыслить  -  свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение  длительного времени в самых  разных сферах деятельности, и все же  для  его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из творческих заданий, которые я применяю на уроках химии.

1. «Найти особенное и единичное в общем». Рассмотрение  физических свойств галогенов позволит выделить единичное (йод – твердое вещество,  бром - жидкость) и особенное (фтор и  хлор - газы). Знакомство с химическими свойствами  галогенов дает возможность, в общем (вытеснительный ряд галогенов: фтор- хлор – бром - йод) показать особенное (вытеснение более активными галогенами менее активных из растворов солей  или бескислородных кислот, за исключением фтора) и единичное (способность  фтора взаимодействовать  с водой).

2.  «Охарактеризовать  химический объект  многопланово». Классификационная характеристика азотной кислоты в этом  ракурсе  может быть представлена так: это одноосновная, кислородосодержащая, растворимая, сильная кислота. Которая необратимо диссоцирует  по одной  ступени и поэтому образует только один ряд солей – средние или нитраты.

     Чтобы научить ребят выявлять признаки классификации, полезно анализировать ряды, в которых все объекты за исключением одного попадают под одну классификацию. Можно составлять ряды с несколькими вариантами ответа.

      Задание. Установите признак классификации веществ и определите, какой объект нарушает закономерность.

    1. MgO, K2O, SO2, BaO

(Характер свойств оксидов: три основных, один кислотный.)

    2. NH3, CI2, NaCI, HCI

(Признаки классификации:  состав веществ, агрегатное состояние, растворимость в воде).

    3. СuO, HCI, CO2, BaO.

( Признак: класс соединений.)

    4.CuO, CuOH, NaCI, CrO. (Признак: электролиты и неэлектролиты).

   После выполнения задания такого плана, я предлагаю учащимся задания где требуется установить закономерность заполнения какого-либо ряда, в котором представлен перечень объектов. Учащиеся устанавливают всевозможные логические связи между членами ряда, определяют закономерность его заполнения, а после этого продолжают ряд несколькими своими примерами.

    Задание. Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд.

  I.  1. CaCI2, CaCO3, Ca(NO3)2, Ca3 (PO4)2

      2.  MgSО4, Mg3 (PO4)2, MgCI2, MgSiO3 

      3. Cu (NO3)2,      ?        ,   ?         ,            ?

   (Чередование растворимых и нерастворимых в воде солей кальция, магния, меди.)

II. 1. Na, Na2O, NaOH, NaCI

     2. S, SO3, H2 SO4, K2 SO4 

     3. ?,    ?,   Ca (OH)2  ,  ?

(Элемент, оксид, гидроксид, соль.)

III. 1. HCI, KCI, AICI3

      2. HNO3, NaJ, CuJ2

      3. H2SO4,   ?,     ?.

(Кислота – сильный электролит, её соль, раствор которой нейтрален, её соль, раствор которой кислый.)

IV. 1.HF, H2SO4 , Na, F2

       2. H2Se, HNO3, NH3, SO3

       3. H2S,     ?,         ?,       ?

(Восстановитель, окислитель.)

Применение данных заданий эффективно на различных этапах урока. При этом формируются исследовательские навыки: выдвижение гипотезы, её проверка, поиск новых фактов, которые подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и установленной  закономерности.

Одним из способов  развития логического мышления является игра. Психологи доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечить психологическую разрядку,  способствует активизации мышления, помогает преодолеть скованность, неуверенность, порой страх в душе ребенка. Именно в игре он активно мыслит и творит свободно. На своих уроках применяю различные виды игр,  и игровых элементов: загадки, игровые задачи,   «Крестики- нолики», «Кто первый?», «Что лишнее?», «Угадай  !», кроссворды, ребусы, шарады.… Стараюсь, чтобы игры  имели тематическую направленность. Через игру дети узнают об удивительном мире природы, учатся делать  выводы, лучше запоминают предметные термины.   Примеры некоторых игровых  элементов и игр, применяемых на уроках биологии  :

Биология 8 класс, тема «Рыбы».

  • Загадки: Крылья есть, а не летает,            Ног нет, а не догонишь. (Рыбы)
  • Он в самом омуте живет –             хозяин глубины.

            Имеет он огромный рот,            а глазки чуть видны. (Сом)

  • Переставьте буквы так, чтобы получить названия рыб:

Тапвол (плотва), секрат (треска), бовал (вобла), торес (осетр)

  • Кто лишний?

Уж, желтопузик, кобра, удав (кобра)

Крокодил, хамелеон, тритон, черепаха (тритон) и другие 

Организация самостоятельной работы.

 В настоящее время растет внимание к многообразным видам самостоятельной работы учащихся, так как это способствует формированию логического мышления. Одной из форм является самостоятельная работа по изучению нового материала, под которой понимают такую организацию учебного процесса, которая осуществляется с целью приобретения новых знаний и умений без непосредственного участия учителя, но по его заданию (индивидуальному, групповому или фронтальному). В процессе учебной деятельности школьники сознательно стремятся достигнуть  поставленной в задании цели, проявляя максимум активности, творчества и инициативы. Учитель определяет цель работы, намечает приемы и средства ее организации, а учащиеся должны осознать цель и содержание задания, самостоятельно организовать свою познавательную деятельность.

   Любой развитой человек должен  обладать разумным мышлением. И нужно, чтобы учитель способствовал этому.

  1. Результативность. Перспективность.

        Я работаю над данной темой третий год, и я считаю, что эта работа дает положительные результаты. Учащиеся стали интересоваться биологией и химией, повысилась мотивация к получению новых знаний.  За последние годы повысился показатель качества знаний учащихся по данным предметам. В 2018-19 учебном году двое учеников стали победителями на муниципальном этапе олимпиады ВОШ по биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта

     Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

   Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет ...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А.

Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А....

Публичное представление инновационного педагогического опыта

В статье представлен инновационный педагогический опыт по теме  «Формирование  нравственной творческой личности на уроках русского   языка,   литературы и  внеурочное вр...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Представлен инновационный педагогический  опыт по проблеме "Воспитание поликультурной личности на уроках английского языка"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка

1. Актуальность и перспективность опыта.    Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ  В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...