Рабочая программа по веурочной деятельности
методическая разработка по биологии (5 класс)

Программа курса предназначена для обучающихся 5 классов,интересующихся исследовательской деятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ржавская средняя общеобразовательная школа

141552 Московская область, Солнечногорский район Р.п.Ржавки стр.6

                    e-mail: rzhavskaya.shkola@mail.ru                                         8(495)546-00-73                 

                                                                        « УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                         Директор МБОУ Ржавская СОШ

                                                                                         ___________________Шапакина Ю.С.

                                                                                        Приказ № _____ от  __  сентября 2018г.                   

                                                                             Решение пед.совета № 1 от ___августа2018г.                   

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

                     Направление   обще-интеллектуальное

                    Наименование программы   «Я - исследователь»

                    Класс                         5

                    Составитель :   Ивина  Ольга  Юрьевна

                    учитель ( предмет) химии  и биологии

                     категория                высшая

2018 год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности по биологии для  5  классов разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ»

-с требованиями концепции  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;

-с требованиями концепциинациональной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым  04 февраля 2010 г., Пр-2711;

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011 2012,)

- с требованиями примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

- с требованиями СанПина 2.4.2 2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г №189, зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г, №19993).

- письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г №03-296 «об организации ВД при введении  федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

- с рекомендациями  авторской программы « Юный исследователь»,  автор  Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале  «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и  на основании письма   Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» имеет  обще-интеллектуальное направление

Программа курса предназначена для обучающихся 5 классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, вбудущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель:выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

•     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

•     мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

•     прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

•     прививать интерес к исследовательской деятельности.

Общая характеристика  содержания программы  внеурочной деятельности

Программа рассчитана на один год обучения с детьми 5 классов  и предполагает 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я - исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я  исследователь» имеет отличительные особенности:

•     имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•     в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•     проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•     проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•     проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•     в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•     реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Требования к результатам  обучения

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми;  соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию  в социуме.

- в познавательной сфере: развитие  и закрепление  адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение

- в коммуникативной сфере:формированию коммуникативных качеств:  слушать и слышать другого человека, использовать приемы направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- учить высказывать своё предположение  , учиться работать по плану;

- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;

- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;

- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные УУД:

-выполнять правила общения с людьми;

-жить с друзьями в мире и согласии;

- применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;

-умение донести свою позицию до других;

-слушать и понимать речь других;

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;

-средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Содержание программы  по модулям

Введение (5 ч)

Занятие1.Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что я думаю о своих способностях  Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Занятие2. Структура  и  содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение темисследования.

Занятие3.  Объект, предмет и гипотеза исследования

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

Занятие4-5.Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint.

Практика: работа в программеMicrosoftPowerPoint . Презентация «Мои животные».

Тема 1.  Изучаем осенние явления в природе    (9 ч)

Занятие 6.Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

Занятие 7-8.Осень в жизни растений и животных.Осенние пейзажи.

Практика:экскурсия, фотосессия, (изготовление гербария, поделок из сухих листьев, экосистем из бумаги)

Занятие9-13.Грибное царство.Что мы знаем о грибах.Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

Практика: изготовление макетов грибницы с плодовым телом шляпочного гриба;

  работа с гербарием «Грибы-паразиты»

Занятие14.О чем нам осень рассказала.Организация выставки « Природа и фантазия».

Тема 2.Изучаем природу под микроскопом   (7 ч)

Занятие 15.Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Практика: работа с микроскопом.

Занятие 16-17.Практика:приготовление микропрепаратов  кожиц лука.

Занятие 18.Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

Практика: работа с микроскопом.

Занятие 19-20.Клетки растений и животных.

Практика: изготовление макетов клетки из пластилина и бумаги, рисунки клетки

Занятие 21.Защита проектов

Тема 3.Изучаем животный мир (13 ч)

Занятие 22.Мир животных. Особенности и многообразие животных.

Практика:Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Занятие 23-25.Тайны жизни одноклеточных животных.Выращивание культуры инфузории-туфельки.Мир беспозвоночных животных.

Практика:работа с микроскопом; приготовление микропрепарата инфузории-туфельки.

Занятие 26-27.Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Практика:работа  с коллекцией «Насекомые»

Занятие28-30.Холоднокровные животные.Теплокровные животные.Животные в доме.

Практика:чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.Презентации о животных.

Занятие 31.Животный мир Московской области.

Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Московской области. Земноводные, живущие на территории Московской области. Насекомые. Мир рыб. Охрана животных. Красная книга области.

Практика:. игра «Экологический марафон»

Занятие 32.Голоса птиц.

Практика:. знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы.

Виртуальная экскурсия «Голоса птиц»

Занятие 33.Акция  «Поможем пернатым друзьям ».

Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время.

Практика: изготовление кормушек.

Занятие 34.Защита проектов

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

   выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературой, окружающим миром.

Учебно-тематический план

№/

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

5 класс

Введение

5

1

4

1

Изучаем осенние явления в природе    

9

3

6

2

Изучаем природу под микроскопом   .

7

4

3

3

Изучаем животный  мир

13

3

10

Итого

34

11

23

Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Модуль изучения

(раздел, тема)

кол-во час.

Содержание

(в том числе  лабораторные, практические  занятия, экскурсии, практикумы и д)

Основные

виды  деятель-ности обучаю-щихся

Дата

проведения

Дата

кор-ки

5 А

5 А

5 класс

Введение (5 ч)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

теоретическое

занятие

проблемно-ценностное общение

2

Структура  и  содержание учебно-исследовательской деятельности

1

практическое  занятие

познавательная

3

Объект, предмет и гипотеза исследования

1

практическое  занятие

проблемно-ценностное общение

4

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

2

практическое  занятие

техническое творчество

5

Тема 1.Изучаемосенние явления в природе    (9 ч)

6

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1

Вводная лекция с элементами

проблемно-ценностное общение

7

Осень в жизни растений и животных.

1

Рассказ учителя. Беседа.

познавательная

8

Осенние пейзажи(изготовление экосистем из бумаги)

2

Практическая раб.

познавательная

9

10

Грибное царство.

Проектная деятельность

познавательная

11

Что мы знаем о грибах.

1

Проектная деятельность

познавательная

12

Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

Беседа

проблемно-ценностное общение

13

Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

1

Практическая работа

познавательная

14

О чем нам осень рассказала.

1

Выставка, презентация

познавательная

Тема 2.Изучаем природу под микроскопом   (7 ч)

15

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

1

Рассказ учителя. Беседа.

проблемно-ценностное общение

16

Приготовление микропрепаратов.

2

практическое  занятие

познавательная

17

18

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1

практическое  занятие

познавательная

19

Клетки растений и животных.

2

практическое  занятие

познавательная

20

21

Защита проектов

1

защита проектов

проблемно-ценностное общение

Тема 3.Изучаемживотныймир (13 ч)

22

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

проблемно-ценностное общение

23

Тайны жизни одноклеточных животных.

1

Рассказ учителя. Беседа.

проблемно-ценностное общение

24

Выращивание культуры инфузории-туфельки.

Практическая раб.

познавательная

25

Мир беспозвоночных животных.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

познавательная

26

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

2

Практическая работа.

познавательная

27

28

Холоднокровные животные.

1

Беседа. Проектная деятельность

познавательная

29

Теплокровные животные.

1

Рассказ.

познавательная проек-тная дея-тельность.

30

Животные в доме

1

теоретическое

занятия

познавательная

31

Животный мир Московской области

1

теоретическое

занятия

познавательная

32

Голоса птиц

1

виртуальная экскурсия

познавательная

33

Акция  «Поможем пернатым друзьям »

1

практическое  занятие

трудовая

34

Защита проектов

1

защита проектов

проблемно-ценностное

общение

Пути реализации программы

Принципы обучения

Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его

людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Методы обучения

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; указания, подсчет

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы -  эксперимент, наблюдение.анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. 

Формы контроля:

  1. Выставки
  2. Фоторепортажи
  3. Викторины
  4. Творческие индивидуальные и групповые задания
  5. Презентации
  6. Защита проектов и исследовательских работ

Условия реализации программы

  • обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
  • утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
  • подбор кадрового состава, участвующего  в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
  • разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
  • подбор и подготовка диагностического инструментария;
  • наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
  • заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.  

Методические материалы

      Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

      В начальной школе закладываются основы для последующего изучения курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я - исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 5 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

В связи с этим  главную роль играют средства обучения,  включающиенаглядные пособия:

1)  натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2)  гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты,представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты;

5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Я исследователь» школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.        

ПРИЛОЖЕНИЯ

Структура исследовательской деятельности учащихся.                                 Приложение № 1

Приложение № 2.

Этапы информационного поиска.

  1. Определение информационного запроса.
  2. Поиск и локализация информации.
  3. Критическая оценка полученной информации.
  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.
  5. Презентация полученных результатов.
  6. Подготовка отчёта.

Технология защиты учебно-исследовательской работы.

  1. Выступление автора с докладом (10 мин)
  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
  5. Ответы на замечания рецензента.
  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.

  1. Приветствие
  2. Тема учебно-исследовательской работы.
  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
  6. Значимость учебно-исследовательской работы.
  7. Объект и предмет исследования.
  8. Этапы учебно-исследовательской работы.
  9. Результаты учебно-исследовательской работы.
  10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Приложение № 3.

Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.

Основная часть

 ( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

Приложение № 4.

Работа с литературными источниками

№ №

Этапы работы

Содержание этапов

1 1

Общее ознакомление

Ознакомление   с   оглавлением.   Беглый просмотр литературного источника

22

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

33

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

44

Составление  плана  прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

55

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)

66

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

77

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:

1. Критерий здоровья:

  • Показатели физического здоровья;
  • Овладение культура здоровья;
  • Умение вести здоровый образ жизни.

2. Критерий психологического комфорта:

  • Чувство защищенности, уверенности,
  • оптимистичности;
  • Познавательная активность, инициатива;
  • Стремление к совместной деятельности;
  • Открытость к другим лицам   вне коллектива
  • Позитивность эмоционального отношения к будущему.

3. Критерий развития:

  • Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость,    коммуникативность, трудолюбие;
  • Адекватность, действенность самооценки,  степень реализации внутреннего потенциала;
  • Гражданские        качества        (ответственность,        патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);
  • Нравственные   качества  (устойчивость,   умение   сотрудничать, забота о людях);
  • Сформированность представления о жизненных целях;
  • Формирование представлений о возможном выборе профессий;
  • Выявление индивидуального своеобразия личности.

4. Критерий воспитания:

  • Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;
  • Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;
  • Развитие самоорганизации, самодисциплины;
  • Развитие   сложностей   с   учетом   принципа   индивидуальной дифференциации в образовании.

5. Критерии социальной устойчивости:

  • Престиж класса, школы, педагогов;
  • Показатель социальной адаптации после окончания школы;
  • Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады,  выступления и т.д.).

Список литературы

1.Григорьев Д. В.,  Степанов П. В.  Стандарты  второго поколения:  внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2012. - 321 с.

2. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.

3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

4.  Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.  Издательский центр «Академия», 2010. -204 с.

5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2012, - 5 с.

6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.

8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе  М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

9.  Ковшарева О.М. Образовательная программа «Юный исследователь»,2014.- 18 с

                                                                       СОГЛАСОВАНО

                                                                 Зам. директора по УВР 

                                                                                                           ___________________/Болотова Ю.С./

                                                            Дата_______________ 

СОГЛАСОВАНО                                         

                                                      на заседании ШМО

                                                                                         учителей естественного    цикла

                                                                             дата________________

Протокол ШМО от «     »_____________2018г.№_____ 

                                                                         председатель ШМО___________   ( Горячева И.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...