Игра на уроке биологии.
статья по биологии

Использование игры на уроках биологии. Игра как инструмент влияющий на развитие познавательных процессов. Приведены примеры использования игр на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игра на уроках биологии

                  Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

 когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

          «Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования» - такое определение игры можно прочитать в толковом словаре С.И.Ожегова. А что такое игра на уроке?

        Игра на уроке  это инструмент, который  влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.

        Игра на уроке позволяет учащимся не пассивно выслушать материл урока, излагаемый учителем, а активно включиться в урок, применить полученные знания, осмыслить новый материал или закрепить ранее изученный. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. В процессе игры ученик  учится самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Игра позволяет в более сжатые временные рамки развить такие универсальные учебные действия,  как анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений. Наконец игра позволяет усилить прочность запоминания.

        С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.

        Остановимся на некоторых  видах дидактических игр:

        Игры-упражнения. Совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

         Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок.

         При составлении такой игры можно использовать следующие задания:

- найди ошибку в тексте

Например, «Фотосинтез - почвенное питание растений. Это процесс образования в хромопластах органических веществ из воды и кислорода на свету. При фотосинтезе выделяется углекислый газ».

- найди лишнее

Например, «Лист, корень, цветок, стебель, побег».

«Редька, капуста, тюльпан, сурепка».

- расположи понятия от более частного к более общему

Например, «Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные».

- Найди обобщающее (родовое) понятие для видового;

Например: Черешковый – сидячий (лист)

Дерево – кустарник (?)

Вены – артерии (?)

Корзинка – колос (?)

Белок – крахмал (?)

Кокки – бациллы (?)

        Игры-путешествия. Способствуют  расширению  кругозора учащихся по ботанике, зоологии, анатомии человека, экологии; развивают умения логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формируют познавательный интерес к биологии, развивают коммуникативность учащихся через совместную работу.

        Примерами таких игр могут быть: «Путешествие капельки воды» - 6 класс; «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам» - 7 класс (при изучении темы «Моллюски»); «Внутренняя среда организма», «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего» - 8 класс; «Путешествия по следам новых открытий в области биологии» - 10 класс.  

        Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Ролевые игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Ролевые игры можно использовать для пропаганды здорового образа жизни и формирования навыков, знаний и умений сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

        Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «Как правильно чистить зубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Первая медицинская помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата».

         Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Соревновательный момент усиливает интерес и повышает активность учащихся.

        Что же дает использование игровых технологий на уроке? Учебный процесс становится более увлекательным, повышается интерес к изучаемому предмету, вырабатываются умения применять полученные знания на практике, развиваются навыки взаимодействия с учителем и одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Игры на уроках биологии в 7 классе

Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...

Использование экологической игры на уроках биологии

Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....

Игры на уроках биологии

Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии....

Игра на уроках биологии

применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия...

Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"

Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...

Игры на уроках биологии

            Игра – одна  из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, по...