В помощь ученику
материал по биологии

Лисовская Анна Александровна

В этом разделе размещены материалы для учащихся, которые помогут ему более качественно подготовиться к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оформление лабораторной работы

Дата: _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали? " Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т. к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Тема: «___________________________________________» (Отвечает на вопрос: "По какому поводу делали? ")

Цель: _____________________________________________ (Отвечает на вопрос: "Для чего делали? " Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: _____________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы? ", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы? ")

Ход работы: _______________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что делали? " По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что наблюдали? " Или: "Что регистрировали? " Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Варианты представления результатов:

1. Описание явления.

2. Таблица.

3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.

Выводы: __________________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что поняли? " Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.)

Проверка: Проверено: ______________________(Оценка и/или подпись преподавателя.)



Предварительный просмотр:

Памятка ученика

«Как готовить домашнее задание

по биологии»

  1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2. Внимательно и подробно записывать домашнее задание.
  3. Не садиться за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час – полтора отдохнуть, и только тогда приступать к занятиям.
  4. Сначала просмотри свои записи в тетради, чтобы вспомнить логику изложения данной темы, затем прочитай материал, который изложен в параграфе учебника. После этого снова вернись к своим записям и рисункам в тетради. Ответь на устные вопросы после параграфа учебника. После этого можно приступать к выполнению письменных заданий или рисунков.
  5. Для зарисовки изучаемых объектов нужно иметь набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и линейку. Рисунок доложен быть крупным и чётким. Надписи делать ручкой.
  6. Для учеников 7 – 8 классов, изучающих зоологию и анатомию, при изображении внутренних органов и систем, использовать: для пищеварительной системы – коричневый цвет; дыхательной – фиолетовый; выделительной – зелёный; половой – жёлтый; нервной – оранжевый; кровяной – красный и синий. Каждому рисунку дать названия.
  7. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
  8. Понятия и определения, выделенные в параграфе курсивом, выписать в тетрадь и уметь пересказать их. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  9. Большие задания необходимо разбивать на части и работать с каждой из них в отдельности.
  10. Для закрепления выполнения домашнего задания, ученикам 6 – 7 классов необходимо выполнить задание в рабочих тетрадях.
  11. Нельзя первым выполнять самое трудное задание, т. к. на трудное уходит, порой, очень много времени, однако, и не оставляйте проблемные вопросы напоследок.
  12. Работать нужно с перерывами: для 6 – 7 классов 10-минутный перерыв после 20 – 30 минут интенсивной работы; для старшеклассников через 40 – 45 минут.
    13. Правильно организуйте своё рабочее место, после завершения работы убрать со стола учебник и тетрадь и приступить к выполнению заданий следующего предмета.



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

Как готовить домашние задания

1.Точно и как можно подробней записывай, что задано по каждому предмету.

2.Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

3.Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

4.Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании занятия ), но и о том, как  ( с помощью каких приемов, средств) это  можно сделать

5.В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.

6.Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри все ли задания записаны.

7.Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

8.Убери со стола все лишнее – то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т. п.).После того, как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т. п.

9. Между уроками делай перерывы.

10.Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

11. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

12.При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

13. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотнеси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

14.Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть по отдельности. Используй метод ключевых слов.

15.Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

16.При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо возвращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты будешь обращаться с картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

17.Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П».

 18.Составляй план устного ответа.  Проверяй себя. У тебя все получится!

Метод ключевых слов

Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

 Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

 К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

 После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

Перескажи текст, опираясь на эту цепочку

Метод «5 П».

1 П – Просмотри текст (бегло).

2 П – Придумай к нему вопросы.

3 П – Пометь карандашом самые беглые места.

4 П – Перескажи текст.

5 П – Просмотри текст повторно



Предварительный просмотр:

Правила составления плана.

  1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь каждую часть.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
  6. Памятка по составлению плана.
  7. Деление содержания на смысловые части.
  8. Выделение в каждой из них главной мысли.
  9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.



Предварительный просмотр:

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419075/img1.gif

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

  1. При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
  2. Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.
  3. Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.
  4. Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
  5. Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.
  6. Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.

Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.

Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

  1. Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.
  2. Постановка вопросов. Это критическое чтение.
  3. Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.
  4. Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.
  5. Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по написанию конспекта

Цель конспектирования –

Во-первых, для переработки информации и трансформации её вида.

Во-вторых, для выделения в тексте самого необходимого с целью решения определённой задачи, ответа на определённый вопрос.

В-третьих, для того, чтобы легче было запомнить текст.

Кроме того, конспект помогает создать структурную или понятийную модель проблемы, а также накопить информацию для некой более объёмной работы.

Конспектирование

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.

Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
  • составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

Требования к оформлению конспекта

  • заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом;
  • весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку;
  • главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом;
  • каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод»;
  • тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 48).
  • несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала;
  • в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету;
  • объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста;
  • следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося.



Предварительный просмотр:

Дорогой друг!

У тебя в руках сборник задач по генетике.

Тебе предлагаются разные виды задач:

Задачи по школьной программе

Занимательные задачи

*Задачи  повышенной сложности

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ разных лет

Постарайся их решить

и ты убедишься,

что генетика – это очень интересная наука!

Желаю успехов!

 

 СОДЕРЖАНИЕ

     

 Подготовка к решению задач по генетике

стр. 5

 Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

стр. 7

 Задачи по теме «Неполное доминирование»

стр. 10

 Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

стр. 10

 Задачи по теме «Наследование групп крови»

стр. 12

 Задачи по теме «Наследование,  сцепленное с полом»

стр. 14

 Комбинированные задачи

стр. 16

 Задачи по теме «Взаимодействие генов»

стр. 18

 Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

стр. 21

 Задачи по теме «Сцепленное наследование (кроссинговер)»

стр. 22

 Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

 разных лет

стр. 23

 Краткий словарь генетических терминов

стр. 28

 Список использованной литературы

стр. 30

Подготовка к решению задач по генетике

Кроссворд «Генетические термины»

                                      14

          11

   9                         10

 

  8         

                  7

   6

                         

5                            13

                                   

      4                                  

                  12                15

                 

               3        

        2

1

  1. Сумма внешних и внутренних признаков организма
  2. Место расположения гена в хромосоме
  3. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
  4. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  5. Наука о наследственности и изменчивости
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
  8. Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
  9. Сумма генов, полученная организмом от родителей
  10. Основоположник генетики
  11. Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
  12. Один организм из гибридного поколения
  13. Признак, подавляющий другие
  14. Подавляемый признак
  15. Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Задания для подготовки к решению генетических задач

Задание 1. Соотнесите.

А - аллельные гены

Б – генотип

В – гетерозигота

Г – гомозигота

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

Ж - фенотип

  1. Сумма  внешних и внутренних признаков организма
  2. Преобладающий признак
  3. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  4. Сумма генов, полученных организмом от родителей
  5. Подавляемый  признак
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Гены, определяющие развитие альтернативных признаков

Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?

  • АаВв
  • АаВвссDd
  • AaddCcDdee

Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?

  • ааВВСс
  • ААввСсDDee
  • AaBbccDdEe

Задание 4.  Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?

  • АаввСс
  • ААВвсс
  • ААВвССddEe

Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?

  • ААВвсс
  • ааВвСсDDEe
  • aaBbccDdee

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 2.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

Задача 4.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху  скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

* Задача 5.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

* Задача 6.

 У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует  над желтой?

Задача 8.

У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка, имеющего лысого брата и лысого отца. У них родилась лысая Колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый Колобок?

Задача 9.

Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?

Задача 10.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

Задача 11.

Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?

Задача 12.  «Сказка про драконов»

У исследователя было 4  дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1.  Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.

2.   Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в    потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.

4.  Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

 Задачи по теме «Неполное доминирование»

Задача 13.

При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Задача 14.

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания

этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

Задача 15.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

Задача 16.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Задача 17.

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

Задача 18.

 У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

Задача 19.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост -  над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

* Задача 20.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Задача 21.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от

рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоодца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

Задача 22. «Консультант фирмы «Коктейль»

Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные)  и а (короткие), цвет: В – чёрные, в – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

Задачи по теме «Наследование групп крови»

Задача 23.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Задача 24.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Задача 25.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?    

 

* Задача 26.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Задача 27.

У Белоснежки вторая группа крови, а у принца – третья. Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови, в каком случае это возможно?

Задача 28.

        В деревне умер мельник. Похоронив отца,

        Наследство поделили три брата-молодца:

        Взял старший братец мельницу, второй прибрал осла,

        А кот достался младшему - кота взял младший брат.

По закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали, что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании групп крови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы: мельник – АО, его жена – АВ, первый сын – 00, второй сын – АА, третий сын – ВО.

Задача 29.

У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу крови АО. Какую  группу крови может иметь отец?

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

Задача 30.

Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них страдали дальтонизмом?

Задача 31.

Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий (отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?

Задача 32.

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Задача 33.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

* Задача 34.

У здоровых по отношению к гемофилии мужа и жены есть

- сын, страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь,

- здоровая дочь, у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой – здоров,

- здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Задача 35.

Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом  этих котят?

Задача 36.

У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?

Задача 37.

Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама нет. Запишите генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, какова

вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа любит сладкое и не любит.

Задача 38.

Курочка Ряба может нести золотые и простые яйца.. Рецессивный ген золотоносности яиц находится в Х-хромосоме. Какими должны быть генотипы Курочки и Петуха, чтобы все их Курочки Рябы несли  золотые яйца?

Задача 39. «Расстроится ли свадьба принца Уно?» 

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха

Задача 40. «Царские династии»

Предположим, что у императора АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у:   а) Ивана Грозного

               б) Петра Ι

               в) Екатерины ΙΙ

               г) Николая ΙΙ?

Задача 41. «Листая роман «Война и мир»

Предположим, что в Х – хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи Ростовой

                                              б) у сына Наташи Ростовой

                                              в) сына Николая Ростова

                                              г) автора «Войны и мира» ?

Комбинированные задачи

Задача 42.

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном

рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят, похожими на

родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Задача 43.

От скрещивания двух сортов земляники  (один с усами и красными ягодами, другой безусый с белыми ягодами) в первом поколении все растения были с розовыми ягодами и усами. Можно ли вывести безусый сорт с розовыми ягодами, проведя возвратное скрещивание?

Задача 44.

В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Задача 45.

Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими  глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?

Задача 46.

У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет  зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его

отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

Задача 47.

Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота – аутосомный рецессивный признак?

Задачи по теме «Взаимодействие генов»

Задача 48.

Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов, сочетание одного гена в

доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Задача 49.

 Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?

* Задача 50.

 У люцерны наследование окраски цветков – результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 – с жёлтыми, 311 – с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.

Задача 51.

У кроликов рецессивный ген отсутствия  пигмента подавляет действие доминантного гена наличия пигмента. Другая пара аллельных генов влияет на распределение пигмента, если он есть:

доминантный аллель определяет серую окраску (т.к.вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмент скапливается у его основания, тогда как кончик волоса оказывается лишённым пигмента), рецессивный – чёрную (т.к. он не оказывает влияния на распределение пигмента).  Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?

* Задача 52.

У овса цвет зёрен определяется взаимодействием двух неаллельных генов. Один доминантный обусловливает чёрный цвет зёрен, другой – серый. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля дают белую окраску. При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление: 12 чернозерных : 3 серозерных : 1 с белыми зёрнами. Определите генотипы родительских растений.

Задача 53.

Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?

Задача 54.

Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Задача 55.

Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Хохолки на голове бывают белые и красные (окраска красных наследуется двумя парами генов). Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Каковы генотипы родителей и птенца?

Задача 56.

На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с  обычной сердцевиной и зеркальной сердцевиной (зеркальная сердцевина определяется двумя парами генов). Можно ли получить цветы с зеркальной сердцевиной, если скрестить два растения с обычными сердцевинами? При каких генотипах родителей?         

Задача 57. «Спор Бендера и Паниковского»

Два соседа поспорили: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: Со - рецессивен по отношению к двум другим,  Сг и  Сж кодоминантны Поэтому у попугайчиков с генотипом Со Со – белый цвет, Сг Сг и Сг Со – голубой, Сж Сж и Сж Со – жёлтый цвет и Сг Сж – зелёный цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому  попугайчики с генотипом А*В* - зелёные, А* вв – голубые, ааВ* - жёлтые, аавв – белые.

Они составили 3 родословные:

1. P : З  х  Б        2. P : З  х  З                   3.  P : З  х   Б

    F1 : З, Б               F1 : Б           F1 :Г, Ж, Г, Г, Ж, Ж, Ж, Г, Ж

    Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским?

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

Задача 58.

Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный.  Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей

окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

Задача 59.

У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4

щенка: 2 короткошерстных чёрного цвета  и 2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки

Задача 60. «Контрабандист»

В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

Задачи по теме

«Сцепленное наследование (кроссинговер)»

Задача 61.

Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.

Задача 62.

У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов – над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство?

Задача 63.

Дигетерозиготная самка дрозофилы скрещена с рецессивным самцом. В потомстве получено АаВв – 49%, Аавв – 1%, ааВв – 1%, аавв – 49%. Как располагаются гены в хромосоме?

Задача 64.

Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

* Задача 65  на построение хромосомных карт

Опытами установлено,

 что процент перекрёста между генами равен:

А)  А – В = 1,2%

      В – С = 3,5 %

      А – С = 4,7

Б)  C – N = 13%

      C – P = 3%

      P – N = 10%

      C – A = 15%

      N – A = 2%

В)  P – G = 24%

      R – P =14%

      R – S  = 8%

      S – P  = 6%

Г)  A – F = 4%

      C – B = 7%

      A – C = 1%

      C – D = 3%

      D – F = 6%

      A – D = 2%

      A – B = 8%

Определите положение генов в хромосоме.

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

 разных лет

Часть А.

  1. Схема ААВВ х аавв иллюстрирует скрещивание:

1. моногибридное  2. полигибридное  

3. анализирующее дигибридное  

4. анализирующее монигибридное

  1. Укажите генотип человека, если по фентипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки)

       1. ААВВ   2. АаВв   3. аавв   4. Аавв

  1. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи

                1. Аа   2. АА   3. АаВв   4. АаВВ

  1. У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, коротконогость – над нормальной длиной ног. Каков генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.

             1. ааВв   2. аавв   3. АаВв   4.ааВВ

  1. У гороха желтый цвет семян доминирует над зеленым, гладкая форма семян – над морщинистой. Определите генотип гомозиготного растения с желтыми морщинистыми семенами

         1. ААвв   2. ааВВ   3. ааВв   4. ААВВ

  1. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

                   1. аа   2. ааВВ   3. ВВ   4. аВ

  1. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы

             1. Ав, вв   2. Ав, ав   3. Аа, АА   4. Аа, вв

  1. Какой генотип будет иметь потомство в F1при скрещивании растений томатов с генотипами ААвв и ааВВ?

        1. ааВв   2. АаВв   3. АаВВ   4. Аавв

  1. Какова вероятность рождения высоких детей (рецессивный признак) у гетерозиготных родителей низкого роста

                1. 0%   2. 25%   3. 50%   4. 75%

  1. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление по фенотипу в соотношении

                1. 3 : 1      2. 9 : 3 : 3 : 1      3. 1 : 1      4. 1 : 2 : 1

  1. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

                      1. 25%   2. 50%   3. 75%   4. 100%

  1. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей АаВв (признаки наследуются независимо друг от друга)?

                       1. 1:1:1:1     2. 1:1    3. 3:1     4. 1:2:1

  1. Какой фенотип можно  ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

                 1. 100% белых  

                 2. 25% белых и 75% черных  

                 3. 50% белых и 50% черных

                 4. 75% белых и 25% черных

  1. При скрещивании дрозофил с длинными крыльями (доминантный признак)  получены длиннокрылые и короткокрылые потомки в соотношении 3 : 1. Каковы генотипы родителей?

             1. вв и Вв   2. ВВ и вв   3.Вв и Вв   4. ВВ и ВВ

  1. Определите генотипы родительских растений гороха, если при скрещивании образовалось50% растений с желтыми и 50% с зелеными семенами   (рецессивный признак)

             1. АА и аа   2. Аа и Аа   3. АА и Аа   4. Аа и аа

  1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

                    1. АА х аа   2. Аа х АА   3. Аа х Аа   4. АА х АА

  1. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

               1. 44 аутосомы + ХХ

        2. 23 аутосомы + X

                3. 44 аутосомы + XY

                4.  23 аутосомы + Y  

  1. Цвет глаз у человека  определяет аутосомный ген, дальтонизм – сцепленный с полом рецессивный ген. Определите генотип кареглазой (доминантный признак) женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой голубоглазый дальтоник

     1. АА ХDХD     2. Аа Хd Хd   3. Аа ХDХd      4. аа ХD Хd

  1. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины – альбиноса, гемофилика.

               1. АаХHY или ААХHY     2. АаХHХH или АА ХHХH             

               3. ааХhY                             4. ааХhХh

  1. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?

          1. ХH Хh и ХhУ         2. ХH Хh и ХHУ

          3. ХH ХH и ХHУ        4. Хh Хh и ХHУ

Часть С.

1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

2.

При скрещивании двух сортов томата скрасными

шаровидными и желтыми грушевидными плодами

в первом поколении все плоды шаровидные,

красные. Определите генотипы родителей,

гибридов первого поколения, соотношение

фенотипов второго поколения.

3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

4.

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Определите

генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки

5. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

                     

 

                                         

Краткий словарь генетических терминов

  1. Альтернативные признаки – контрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,

      среди них встречаются и противоположные признаки :

      высокий рост – низкий рост).

  1. Аллели (аллельные гены) – гены, определяющие развитие альтернативных признаков.
  2. Аутосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.
  3. Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.
  4. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
  5. Генотип – сумма генов, полученная организмом от родителей.
  6. Гетерозигота («гетеро»=»разный») – организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

  1. Гибридное поколение – поколение, полученное от родителей с разными признаками.
  2. Гибрид – один организм из гибридного поколения.
  3. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА  или аа)
  4. Доминантный признак – преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…
  5. Доминирование – простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.
  6. Изменчивость – общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).
  7. Кодоминирование – форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).
  8. Комплементарность – форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.
  9. Локус – место положения гена в хромосоме.
  10. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.
  11. Морган  Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.
  12. Наследственность – общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.
  13. Неполное доминирование – случай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.
  14. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.
  15. Полимерия – форма взаимодействия генов, при которой один признак определяется несколькими равнозначными парами генов.
  16. Рецессивный признак – подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…

  1. Фенотип – сумма внешних и внутренних признаков организма.
  2. Эпистаз – форма взаимодействия генов, при которой один ген подавляет действие другого гена (например, А>В или аа >В).

Список использованной литературы

  • Багоцкий С.В. Крутые задачи по генетике /журнал Биология для школьников №4 – 2005.
  • Башурова Т.И. Сказочные задачи по генетике/журнал Биология: 1 сентября № 8  - 2012.
  • Гуляев Г.В. Задачник по генетике, -  М., Колос, 1980.
  •  Жданов Н. В. Решение задач при изучении темы «Генетика популяций». - Киров, пед. инст., 1995.
  • Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы. –

       г. Волгоград, Учитель, 1995.

  • Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике, - Минск, Народная асвета, 1982.
  • Краткий сборник генетических задач, -  Ижевск, 1993.
  • Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ Законы Менделя, - М., 1981.
  • Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. - Пермь, мед. инст. 1986.
  •  Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М., 1981.
  • Орлова Н. Н. «.Малый практикум по общей генетике /сборник задач. -  Изд. МГУ, 1985.
  •  Сборник задач по биологии/ учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст. - Киров, 1998.
  •  Соколовская Б. Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. -  М., 1981.
  • Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ /журнал Биология для школьников  №2 – 2003.
  • Щеглов Н. И. Сборник задач и упражнений по генетике. -  МП Экоинвест, 1991.
  • http://www.ege.edu.ru/
  • http://www.fipi.ru/

Источники иллюстраций:

Тыква

http://mojmirok.ucoz.ru/

Томат

http://www.stn.lv/

Кролик

http://www.artlib.ru/

Лисица

http://foxypaws.narod.ru/

Колобок

http://www.raskrashkirus.ru/

Емеля

http://raskraska.ucoz.ru/

Конек горбунок

http://stihihit.ru/

Огнед. дракон

http://omnopol.ru/

Куры

http://www.dolonki.com.ua/

Земляника

http://www.wpclipart.com/

Горошек

http://www.abc-color.com/

Единорог

http://www.liveinternet.ru/

Белоснежка

http://stigmata.ru/

Кот в сапогах

http://www.clara-c.ru/

Попугай

http://afisha.altune.ru/

Дрозофила

http://www2.iib.uam.es/

Кошка

http://learning.9151394.ru/

Карлсон

http://raduga4creativity2.forum2x2.

Канарейка

http://www.zooschool.ru/

Гребни у кур

ejonok.ru

Корова

http://www.coollady.ru/

Спаниель

http://fineartamerica.com/



Предварительный просмотр:

 приёма мнемотехники

https://image.mel.fm/i/R/RaSdMGO3zT/590.jpg

Для начала немного теории. Наш мозг — это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами, что такое память и какая у неё природа, люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются ещё неразгаданные тайны нашего головного мозга. Многое о мозге и процессах запоминания уже известно. Например, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренней поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Здесь же находится гипоталамус — важная структура для формирования памяти.

А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать определённые способы запоминания, они называются приёмами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объёмами информации.

1. Составление смысловой фразы

Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:

«Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай».

Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов — десять пар черепных нервов!

Онегин — Обонятельный

Знает — Зрительный

Где — Глазодвигательный

Была — Блоковый

Татьяна — Тройничный

Он — Отводящий глаз

Летит — Лицевой

Стрелой — Слуховой

Язык — Языкоглоточный

Болтается — Блуждающий

До — Добавочный

Пят — Подъязычный

Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой ещё со школы. Думаю, и вам пригодится:

Пепсин ПЕПпи

Химозин Хитрая

Желатиназа ЖЕЛтая

Лизоцим Лиса

2. Составление слова

Например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3. Рифмизация

На этот раз будем запоминать ткани животных:

Эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Составим стих по первым буквам:

«Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!»

4. Образование смысловых фраз

Этот способ поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу: «Большой лев желает править придворными».

А в малом (легочном) круге кровообращения — с правого желудочка, и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «Маленький принц желает любви придворным».


Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку. Так что мнемотехника — это ещё и творческий подход к предмету!

Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность». Давайте учиться запоминать, а не зубрить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь ученику

В помощь ученику..  Памятка:       Анализ  стихотворного текста. Памятка: Интерпретация поэтического текста....

В помощь ученику 7 класса.

В помощь ученику 7 класса записаны изучаемые формулы физики, единицы измерения изучаемых физических величин, необходимые для работы формулы геометрии, сведения из курса алгебры для работы с числами в ...

В помощь ученику

Данный материал поможет ученику подготовиться к уроку,подготовить практическую работу....

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику)

Теория литературы ( черты классицизма на  на примере поэзии М.В.Ломоносова)...

Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.

практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....

Тренажёр на действия с десятичными дробями в помощь ученикам и их родителям

Данный материал рассчитан для родителей и учащихся с целью успешного овладения темой "Десятичные дроби".Данный тренажёр рассчитан на изучение данной темы в 5-6 классах, а так же для трениров...