Рабочая программа биология 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Гринёва Лариса Дмитриевна

Рабочая программа биология 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10kl.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей естественно-математического цикла.

Руководитель ШМО

Плахова Л.В.

Протокол №     от

         

2016года.

        Согласовано с зам. Директора по УВР        

Аршинова Н.Н.

…………………….

«….»………2016года.

Утверждено

Директором  школы

_____________/С.М.Сапронова/

Приказ_____от______2016года.

Рабочая программа

по курсу:

 «Биология»

 10 класса

по учебнику А.А.Каменского,Е.А.Криксуннова,

В.В.Пасечника

«Биология.Общая биология 10 класс»

Составитель программы:

Гринёва Лариса Дмитриевна,

 1  квалификационная категория.

Стаж работы 24 года

                                                               2016

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года, приказ № 1089; примерной программы по биологии для средней школы; программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. Автор В.В.Пасечник. Москва. Дрофа. 2008г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10  классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: Биология.  Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Москва. Дрофа. 2012г.

В программе конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, даётся рекомендуемая последовательность изучения тем с учетом  внутрипредметных связей и логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи -  уровневая организация и эволюция живой природы. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Содержание ряда тем программы, например, таких как «Обмен веществ и энергии в клетке», «Основные закономерности наследственности», «Макроэволюция» дополнено вопросами, имеющими большое значение в плане подготовки к ЕГЭ по биологии.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, предметных компетенций. Для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на расширенном базовом уровне приоритетными умениями являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках, практическое применение знаний в стандартных, изменённых и новых ситуациях. В этих целях число лабораторных и практических работ, по сравнению с примерной программой для базового уровня, увеличено.

В программе дается примерное распределение учебного материала по разделам и темам. В каждой теме приведены основные понятия, перечень лабораторных и практических работ, демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

В программе предусмотрен резерв свободного времени, которое учитель может использовать по своему усмотрению, в зависимости от конкретной ситуации (например, на итоговое повторение, на экскурсии, на увеличение часов для изучения какой-то темы, для проведения конференций).

Содержание программы

10 класс (68 часов)

РАЗДЕЛ 1

Введение в биологию (4 ч.)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч.)

        Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 ч.)

        Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы.  Методы познания живой природы.

  • Демонстрация портретов ученых, схем: «Связь биологии с другими науками», «Система         биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой         природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы ».

РАЗДЕЛ 2.

Основы цитологии (32 ч.)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория(2 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. :Клетка как единица развития, структурная и функциональная.единица живого.

Тема 2.2. Химический состав клетки (10 ч.)

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток. Основные растительные и животные ткани (9 ч.)

Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, ихфункции в клетке. Особенности.строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Ткани. Разнообразие растительных и животных тканей. Взаимосвязь химического состава и строения клеток тканей с их основными функциями.

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни ( 3 ч.)

Строение прокариотической клетки. Вирусы и бактерцофаги. Вирус СПИДа.

Тема 2.5. Обмен веществ и превращения энергии в клетке (8 ч.)

Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

  • Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ:   «Элементарный состав клетки», «Строение молекул воды, углеводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация молекулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки» , «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Обмен

веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хемосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».

  • Лабораторные и практические работы

Изучение по готовым микропрепаратам строения эукариотических клеток (растительной, животной, грибной).

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Взаимосвязь строения и функций растительных тканей.

Взаимосвязь строения и функций животных тканей.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (13 ч.)

Тема 3.1. Жизненный цикл клетки (4 ч.)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Мейоз, его биологическое значение.

Тема 3.2. Размножение (5ч.)

        Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Место и роль митоза и мейоза в жизненном цикле растений.  Биологическое значение оплодотворения.

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (4 ч.)

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

  • Демонстрация таблиц, cxeмt фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития, сходство зародышей позвоночных животныхt процессов митоза и мейоза.
  • Лабораторные и практические работы

Сравнение процессов митоза и мейоза.

РАЗДЕЛ 4

Основы генетики (14)

Тема 4.1. История развития генетики (1 ч.)

История развития генетики.

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности (9 ч.)

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.         .

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций (4 ч.)         

Основные формы изменчивости. Генотипичеекая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.         Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  • Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение модификационнойизменчивости у растений.

Решение генетических задач.

РАЗДЕЛ 5

Генетика человека(3ч.)

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека (1 ч.)  

Методы изучения наследственности человека.

Тема 5.2. Генетика и здоровье (2 ч.)

Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования.

Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности (1 ч.)

Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

  • Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Требования к уровню подготовки выпускников

в результате изучения биологии на расширенном базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя;сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов и явлении: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

• современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • ·объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, Интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• грамотного оформления результатов биологических исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение).

Тематическое планирование в 10классе

 (68 часов)

Название темы                

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в биологию

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии                        

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

Всего

2

2

4

Раздел 2. Основы цитологии

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

Тема 2.2. Химический состав клетки

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни

Тема 2.5. Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Всего

2

10

9

3

8

32

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Жизненный цикл клетки

Тема 3.2. Размножение

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Всего

4

5

4

13

Раздел 4. Основы генетики

Тема 4.1. История развития генетики

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций

Всего

1

9

4

14

Раздел 5. Генетика человека

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека

Тема 5.2. Генетика и здоровье

Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности

Всего

1

1

1

3

Итого

68

Литература

Основная литература:

1. Каменснкий А. А., Кринксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная и научно-популярная литература :

1. Айла Ф. и др. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

2. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня ... М.: Просвещение, 1995.

3. Грин Н., СтаутУ., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.:Мир, 1990.

Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

4. Каменснкий А. А., Криксунов Е. А., Пасечник: В. В.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.

5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

Кринксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни.

М.: Просвещение, 1995.

7. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...