Главные вкладки

    технологическая карта урока биологии в 6 класс "Строение семян"
    план-конспект урока по биологии (6 класс)

    Гринёва Лариса Дмитриевна

    технологическая карта урока биологии в 6 класс "Строение семян"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 11_stroenie_semyan.docx42.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И. О. учителя: Гринёва Л.Д.

    Автор УМК  «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология. 6 класс».

    Тип урока - урок «открытия» нового знания.

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет - биология

    Класс  - 6

    Тема урока– Строение семян.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - сформировать знание особенностей строения семени как будущего растения;

    - научить различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные части семени;

    - сформировать знание необходимости запаса питательных веществ в семенах растений.

    Познавательные УУД:

    - формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

    - делать выводы на основе полученной информации;

    - устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

    - формировать умение проводить сравнение объектов.

    Регулятивные УУД:

    - формировать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

    - формировать умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работ в кабинете.

    Коммуникативные УУД:

    - формировать умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

    - понимать роль семян в размножении голосеменных и цветковых растений;

    -  использовать правила работы в кабинете во время проведения лабораторных работ.

    Личностные УУД:

    - формировать умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;

    - применять полученные знания в практической деятельности.

    План урока:1. Строение семени как будущего растения.

                    2. Строение семян двудольных и однодольных растений.

                            3. Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.

    Словарь урока: семенное размножение,  однодольные растения, двудольные растения, семя: семенная кожура, рубчик, микропиле, зародыш    

                                (семядоли, корешок, стебелек, почечка), эндосперм.

    Ресурсы урока: компьютер, мультимедийное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ,

                               коллекция семян, сухие и пророщенные семена фасоли и пшеницы, таблица «Строение семени фасоли»,

                               рельефная таблица  «Строение зерновки пшеницы»,лупа, препаровальная игла, тарелки с семенами.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1 этап. Орг. момент

    (0,5 мин.)

    Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя в совместной деятельности на уроке.

    Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учеными-исследователями.

    2 этап. Актуализация знаний

    (2,5 мин.)

    Вопросы к классу:

    1. Какие органы цветкового растения вам известны?
    2. Что образуется осенью у растений на месте увядших цветков?
    3. Какие группы  растений размножаются  семенами?
    4. Что вы знаете о семенах?
    5. А как вы можете использовать семена в практической деятельности?

    Отвечают на вопросы учителя.

    3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

    (4 мин.)

    Учитель задает загадку:

    У меня в руке будущая жизнь

    Будущий побег и могучий корень.

    Дружно прорастут в глубину и ввысь,

    Лишь вода дождей землю всю напоит.

    А пока гостит осень на дворе,

    А потом зима вьюгою завоет

    Спит и дышит жизнь у меня в руке.

    Будущий побег и могучий корень.

    Проблемные вопросы:

    1.  Где находится будущий побег и могучий корень?
    2. А почему про семя говорится, что это будущая

    жизнь?

    1. Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки?
    2. Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы?
    3. Что нужно, чтобы появились  корень, стебель и почки?

    - Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке, чтобы правильно ответить на все поставленные вопросы?

    -Какую тему урока мы сегодня будем изучать?

    Разгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, анализируют информацию, высказывают предположения, делают общий итог мотивации.

    Общий итог. Мы должны изучить строение семян, сравнить семена междусобой, научиться различать основные части семени, найти маленькое растение в семени и выяснить, что нужно для того, чтобы появились корень, стебель и почки.

    Тема урока - запись на доске: "Строение семян".

    Проблема (запись на доске): "Каково строение семени как будущего растения?»

    Участвуют в формулировании проблемы урока.

    4 этап.

    Целеполагание

    и планирование

    (2-3 мин.)

    Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить         

    проблему?

    Цель: формирование представлений о строении семени как зачаточного растения.

    План урока (на доске):

    1. Строение семени как будущего растения.
    2. Строение семян двудольных и однодольных растений.
    3. Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.

    В результате урока вы сможете:

    - объяснятьособенности строения семени как будущего растения;

    - различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные части семени;

    - сравнивать семена между собой;

    - знать необходимость запаса питательных веществ в семенах растений.

    Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)

    Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

    Высказывают предположения (учебник, мультимедийное приложение к учебнику,презентации, биологический справочник и др.)

    5 этап.

    (24 мин.)

    «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

    Вопрос 1.

    Строение семян.

    (5 мин.)

    1.Разнообразие семян.

    а) Все ли семена одинаковы по внешнему виду?

    б) Чем отличаются семена между собой?

     Рассматривают коллекцию семян, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание 1 в рабочей тетради.

    2. Строение семян.

       2.1. Организация работы с информацией в учебнике  с.  46,  рис. 15).

    Задание: какое строение имеют семена?

       2.2.  Выполнение задания: составьте схему

              «Строение семян».

       2.3.  Работа с понятием (семенное размножение растений) – учебник, стр. 46.

    Находят информацию в учебнике.

     Составляют схему  на доске.

    Находят информацию в учебнике.

    Вопрос 2.

    Строение семян двудольных и однодольных растений.

    (15 мин.)

    1.  Вопрос к классу:

        Какие два класса включает отдел Покрытосеменные

           растения?

    Отвечают на вопрос.

    2.Строение семян двудольных и однодольных растений.

       2.1. Предлагает учащимся изучить информацю о

    строении семян и содержании

    питательных веществ.

       2.2. Самопроверка (взаимопроверка)

    умений применять новое знание.

       2.3. Работа в тетради для лабораторных работ с. 12.

    -  Выполнение лабораторной работы «Строение

              семян».

             Учитель предлагает провести исследовательскую

             работу, чтобы ответить на все поставленные    

             проблемные вопросы в начале урока.          

             На столах есть все необходимое для

             выполнения работы: инструкция по технике

             безопасности при выполнении лабораторной

             работы,  лабораторное оборудование, сухие и

             пророщенные семена фасоли и пшеницы.

            - Беседа по выполнению лабораторной работы:

              а) Где находится будущее растение?

              б) Что же общего в строении семян фасоли и    

                  зерновки  пшеницы?

                  Ответ:семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш.

              в) Чем различаются семена между собой?

                  Ответ: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить.

    Смотрят и слушают презентацию «Семя» по мультимедийному приложению к учебнику. Выполняют задание 2 в рабочей тетради с.17.

    Работают в парах. Меняются тетрадями и проверяют задание 2  друг у друга. Проговаривают ошибки и исправляют их.

    Работают в парах.

    Читают и слушают инструкцию по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (приложение).

    Ставят цель лабораторной работы, описывают оборудование и записывают в тетрадь для лабораторных работ.

    Используют таблицу «Строение семян», рельефную таблицу «Строение зерновки пшеницы».

    Отвечают на вопросы учителя и делают выводы.

    Вопрос 3.

    Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.

    1. мин.)

    Организация работы с информацией.

    Учитель предлагает изучить вопрос о содержании питательных веществ в семенах различных растений и ответить на поставленные вопросы:

    а) Где содержится запас питательных веществ в семенах перца, томата, пастушьей сумки, лука, ландыша, овса, кукурузы?

    б) Какое значение имеет запасное вещество семени?

    Находят информацию в учебнике с. 47-48.

    Отвечают на вопросы учителя.

    6 этап.

    Физкульт-минутка.

    (1мин.)

    Игра.Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

    Выполняют упражнения.

    7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

    (6 мин.)

    1. Работа в  малых группах с рабочим листом.

    Задание для 1 группы:

    Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена двудольных растений.

    Задание для 2 группы:

    Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена однодольных  растений.

    1. Выполнение теста и задания на заполнение пропусков в предложениях.

    Работают в группах по заданию (приложение)

    Выполняют задания по мультимедийному приложению.

    8 этап. Рефлексия и оценивание

    (2-3 мин.)

    1. Организует беседу с классом по вопросам:

        а) Какую проблему мы ставили в начале урока?

        б) Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)

        в) Что нового вы узнали?

        г) Что  было интересным?

        д) Чему научились?

    Сравнивают цель урока и достигнутые результаты,

     делают выводы.

    2.Организует рефлексию, самооценкудеятельности учащихся:

    - Подумайте, насколько хорошо вы сегодня работали?

    - Какое настроение было на уроке?

    В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению территории нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

    Фиксируют настроение, приклеивая смайлики на доску.

    Принимают подарок и благодарят учителя.

    Выставляет и комментирует отметки.

    Оценивают свою работу на уроке.

    9 этап. Домашнее задание

    (1 мин.)

    Домашнее задание:

    Инвариантная часть: п. 11, вопросы 1-8, задан.3 -5 стр.17-18 в раб.тетр.

    Вариативная часть: - подготовить сообщения о  семенах пальмы, орхидеи, лотоса, цератонии, осины, тополя, лекарственных семенах (на выбор),  сделать коллекцию семян.

    Источники и литература:

    1. Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология», М., «Русское слово», 2013 г.
    2. Исаева Т. А., Романова Н. И. «Биология», 6 класс, М., «Русское слово», 2014 г.
    3. Исаева Т. А., Романова Н. И. «Рабочая тетрадь» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс, Линия «Ракурс», М., «Русское слово», 2013 г.
    4. Амахина Ю. В. «Тетрадь для лабораторных работ» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс, Линия «Ракурс», М., «Русское слово», 2013 г.
    5. Мультимедийное приложение к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс.

    Приложение

    Инструкция по технике безопасности

    при выполнении лабораторной работы 

    1.Работать за столом следует аккуратно.

    2.Не делать резких движений.

    3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

    4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

    5. После выполнения работы  привести в порядок рабочее место.

    Рабочий лист

    Задание для 1 группы:

    Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена двудольных растений.

    Задание для 2 группы:

    Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена однодольных  растений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока биологии в 6 классе с использованием ЭОР на тему "Прорастание семян"

    План-конспект урока в 6 классе "Прорастание семян" с использованием ЭОР....

    Технологическая карта урока биологии в 6 классе " Строение семян"

    Технологическая карта урока по биологии в 6 классе составлена на основе УМК линии  В.В. Пасечника, по 1-часовой программе в неделю.Тип урока- открытие новых знаний по теме "Строение семян". Цель ...

    Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

    Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

    Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

    Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

    Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"

    Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...

    Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Распространение плодов и семян"

    Данную технологическую карту можно использовать на уроке в 6 классе по УМК В.В.Пасечника ФГОС...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...