Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная биология"
рабочая программа по биологии

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_biologiya.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Основные цели и задачи ……………………………………………………..3
  2. Планируемые результаты курса…………………………………………….. 3
  3. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………... 7
  4. Тематическое планирование …………………………………………………9
  5. Календарно-тематическое планирование …………………………............. 9
  6. Методическое и материально-техническое обеспечение …………………11

        Рабочая программа «Занимательная биология» для 8 класса  разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32 и авторской программы внеурочной деятельности Севериной И. В. "Удивительный мир природы", : М. Просвещение, 2016        

        УМК

Денисова Г.А. Биология. Удивительный мир природы /под ред.

Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2017.

В 8 классе  на изучение курса отводится 34 часа   из расчета 1 час в неделю.

Основные цели: всестороннее развитие познавательных способностей  обучающихся, формирование комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.

Задачами изучения являются:

  • развитие  познавательного интереса и интеллектуального  уровня обучающихся;
  • научить обучающихся  работать с приборами и объектами исследования;
  • воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в
  • коллективе;  необходимости здорового образа жизни;
  • формирование  чувства ответственности за жизнь, а также сознание необходимости ее защиты;
  • привитие  навыков  здоровьесберегающего  поведения в природе,  формирование  умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
  • развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и художественной инициативы;
  •  развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и логического мышления,
  • развитие умения устанавливать причинно следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Занимательная  биология»

        Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • уважительное отношение к товарищам;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться планировать деятельность;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • целеполагание,  как постановка  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

  1. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;
  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
  1. Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Предметные результаты:

1.  В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы  

         и умозаключения на основе сравнения;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.  В сфере трудовой деятельности:

•       знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•       соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

3.  В эстетической сфере:

•     умение видеть красоту в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.

Планируемы результаты обучения

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся получит возможность:

        

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Занимательная  биология»   8 класс

I.Введение.  Наглядные пособия в биологии.– 5 часов

Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, классификация,  методика их изготовления.

Практическая работа: Сбор различных плодов и семян  для изготовления наглядных пособий.

Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян.

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала.

Формы  организации и виды деятельности: беседа,  практическая работа, декоративно – прикладное творчество.

II.Прокариоты. Протисты – 4 часа

Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз). Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов.

Викторина  «В мире  микроорганизмов».

Формы  организации и виды деятельности: беседа,  дискуссия, викторина, игровая деятельность.

Ш. Грибы. Лишайники- 5 часов

Грибы. Разнообразие и значение грибов. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы. Изучение грибов гименомицетов (шляпочные, трутовики), плесневых и одноклеточных  грибов.

Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.

Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами».

Лабораторная  работа: Разделение компонентов лишайников и их культивирование.

Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»

Формы  организации и виды деятельности: беседа,  дискуссия, имитационная  игра, лабораторная работа.

        

IV. Растения – 11 часов.

Зелёные спутники человека. Классификация растений. Многообразие растительного мира. Приспособление к условиям обитания. Растения ксерофиты. Живые барометры. Растения – индикаторы. Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения -  гиганты и карлики. Корень жизни. Лекарственные растения.  Растения, поедающие насекомых. Растения – паразиты. Самый большой на свете цветок. Ряска - самое маленькое цветковое растение.

Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения).

Круглый стол «Легенды о цветах»

Викторина «Час цветов»

Практическая работа: Как покрасить живые цветы?

Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления

Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений.

Формы  организации и виды деятельности: беседа,  практическая работа, устный журнал, экскурсия, круглый стол, викторина

V. Беспозвоночные животные – 4 часа.

Многообразие беспозвоночных животных. Интересные факты о  беспозвоночных животных. Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы инвазии. Роль паразитических  червей в природе. Многочисленные и редкие виды моллюсков. Обитатели водных глубин как составная часть природы. Одомашненные насекомые.

Лабораторная работа «В мире насекомых»

Устный журнал «Музей фактов»

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия,  лабораторная  работа, устный журнал.

VI. Позвоночные животные – 5 часов.

Многообразие позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных.

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»

Биологическая  викторина: «К тайнам природы»

Формы  организации и виды деятельности: беседа,  виртуальное путешествие, виртуальная экскурсия, викторина, художественное творчество.

Тематическое  планирование

№ п/п

  1. Тема занятия

Количество часов

1.

Введение. Наглядные пособия в биологии.

5

2

Прокариоты. Протисты.

4

3.

Грибы. Лишайники.

5

4.

Растения

11

5

Беспозвоночные животные

4

6.

Позвоночные животные.

5

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

План

Факт

Введение. Наглядные пособия в биологии– 5 часов

1

Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, их классификация.

03.09.19

2

Методика изготовления наглядных пособий.

10.09.19

3

Практическая работа: Сбор различных плодов и семян  для изготовления наглядных пособий.

17.09.19

4

Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян.

24.09.19

5

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала.

01.10.19

II. Прокариоты. Протисты – 4 часа

6

Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение.

08.10.19

7

Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз).

15.10.19

8

Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов –игра.

22.10.19

9

Викторина  «В мире  микроорганизмов».

05.11.19

IV. Грибы. Лишайники- 5  часов

10

Грибы. Многообразие. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы.

12.11.19

11

Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.

19.11.19

12

Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами».

26.11.19

13

Лабораторная  работа

Разделение компонентов лишайников и их культивирование.

03.12.19

14

Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»

10.12.19

        V. Растения – 11 часов.

15

Классификация растений. Приспособление к условиям обитания. Многообразие растительного мира.

17.12.19

16

Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения - рекордсмены. Растения, поедающие насекомых. Растения –паразиты.

24.12.19

17

Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса».

14.01.20

18

Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы»

21.01.20

19

Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения).

28.01.20

20

Круглый стол «Легенды о цветах»

04.02.20

21

Викторина «Час цветов»

11.02.20

22

Практическая работа: Как покрасить живые цветы?

18.02.20

23

Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления

25.02.20

24

Практическая работа:  Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями.

03.03.20

25

Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений.

10.03.20

VI. Беспозвоночные животные –4 часа.

26

Многообразие  беспозвоночных животных. Интересные факты  о беспозвоночных животных.

17.03.20

27

Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы

инвазии. Роль паразитических  червей в природе.

31.03.20

28

Лабораторная работа «В мире насекомых»

07.04.20

29

Устный журнал «Музей фактов»

14.04.20

VII. Позвоночные животные – 5 часов.

30

Многообразие  позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных.

21.04.20

31

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

28.04.20

32

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

05.05.20

33

Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»

12.05.20

34

Биологическая  викторина: «К тайнам природы»

19.05.20

Методическое  и материально-техническое обеспечение

  • Артамонов, В. И. Занимательная физиология растений / В. И.Артамонов. - М.: Просвещение, 2009.
  • Занимательная ботаника / под ред. В. Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. - М.: Аст -Пресс, 2010.
  • Удивительный мир природы / под ред. Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2014.
  • Модульный актив-курс по биологии. В.С.Рохлов- М.: Национальное образование, 2010 год.
  • натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы,  микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
  • средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
  • муляжи и модели (объемные, рельефные);
  • экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
  • технические средства обучения — проекционная  аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная биология"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА кружка  по биологии «Занимательная  биология» 7   класс, Срок реализации 35 ч.Программа разработана в соответствии с Федеральным государств...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"_1-4 класс

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология", 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» 5 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» 5 класс....

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"...