Доклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"
статья по биологии

Лариса Сергеевна Мамаева

оклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению  метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

по биологии

на тему:

«Аналитико-диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС»

                                        Учитель МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"

                                        Мамаева Лариса Сергеевна

2018 год.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов.

Одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования

Для достижения метапредметных результатов необходимо формировать универсальные учебные действия у школьников. УУД являются основным объектом оценки метапредметных результатов.

Биология это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественнонаучном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т.д.

Использование в биологии знаний и умений наук естественнонаучного цикла создают условия для развития предметных, а главное метепредметных связей, результаты освоения которых, является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  3. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  5. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.


В любой деятельности учитель ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
Что я делаю? Для чего я это делаю? Как я это делаю? Какой это дает результат?
За счет чего этот результат достигнут?
Что же нужно сделать учителю, чтобы на уроках можно было эффективно развивать метапредметные умения? В программе основного общего образования говорится, что учащиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы… для решения учебных и познавательных задач.

В основной образовательной программе основного общего образования говорится, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Слово «Модели» и наталкивает  на мысль об использование метода моделирования на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов.

При изучении темы «Строение клетки» в курсе Бологии в 5 и  6 классах  предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии.

Подобные задания возможно применять и на других уроках («Строение веществ», «Вещества простые и сложные», «Многообразие одноклеточных организмов», «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных»  и т.д.), преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется  психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста.

При изучении темы «Строение цветка»,  6 класс, учащимся предлагается создать модель  цветка опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработки различных умений, например, модели цветков можно использовать на этапе обучения и контроля умений составлять формулу и диаграмму цветка.

Все это ясно показывает, что моделирование выполняет в биологии самостоятельные функции и становится все более необходимой ступенью в процессе её преподавания.
Как известно, все модели разбиваются на два больших класса: модели предметные и модели информационные. Каким образом использую эти модели в своей педагогической практике?
Предметные модели.
Так при проведение модульного урока на тему :«Из чего состоит клетка?» можно наглядно объяснить ученикам значение воды в организме. В этом случае метапредметную связь можно проследить , используя наглядно бумажные модели клеток, смоченные в воде и прижатые друг к другу. Данный прием объяснят роль воды как связующего материала, соединяющего клетки. Она скрепляет твердые вещества и формирует защитный барьер вокруг клетки. Очень хорошо моделирование клеток проходит при изучении строения растительной, животной и грибной клеток, клеток бактерий, клеток простейших организмов с использованием пластилина или соленого тест, а так же создание аппликаций. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии ребенка.
Создание
модели распределения живых организмов по ярусам при изучении темы «Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии» можно предложить в качестве творческого домашнего задания, затем использовать, например, на этапе закрепления знаний. Самостоятельное распределение животных и растений по ярусам всегда вызывает большой интерес у школьников. Собственноручное создание этой модели или использование модели одноклассника будет способствовать повышению мотивации к изучению и успешному усвоению данной темы.
В процессе проведения таких уроков активизируются все три вида восприятия: зрительное (демонстрация таблиц, схем, «моделей»), звуковое (работа ведется в малых группах и учащимся приходится обсуждать каждый этап работы), тактильное (работа с пластическим материалом). Использование разных типов восприятия учебной информации повышает познавательную активность и интерес каждого к учебному процессу. Работа в малых группах способствует диалогическому общению, которое является определяющим в развитии навыков межличностного общения, умения конструктивно находить решение поставленных задач. Это чрезвычайно важные новообразования данного возрастного периода.

Метопредметный подход я, как учитель пытаюсь использовать на уроках и в частности при проведении лабораторных и практических работ. В результате лабораторных работ происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата.

В выполнение лабораторных работ по биологии можно и нужно использовать традиционные подходы вобравшие в себя лучшие дидактические традиции, так и метапредметный подход , открывающий новые перспективы развития.

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.

Основная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловых;
  • Общекультурных;
  • Учебно-познавательных;
  • Информационных;
  • Коммуникативных;
  • Социально-трудовых;
  • Компетенций личностного самосовершенствования.

Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами области (проект «Охраняемые природные территории»).

Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование загрязнения окружающей среды методом биоиндикации Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.




Так же на уроках использую
табличные модели. И не случайно. Ведь проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии действительно актуальна и требует особого внимания. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. В примерной программе написано, что: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».Преимущество табличных моделей заключается в том, что в них вносится необходимая краткая информация об объекте или несколько объектов и их свойствах. При составлении таблиц так же проходит процесс обработки текстовой информации, развивается умение выделять главное. По таблицам можно проводить анализ, делать выводы, контролировать степень усвоения знаний. Прежде чем заполнить таблицу необходимо прочитать соответствующий текст. Готовые таблицы можно использовать для проверки домашнего задания, предварительно их разрезав, и предложить собрать их.  
Например, можно предложить учащимся
прочитать текст и вставить пропущенные слова.

Общая характеристика водорослей.

Водоросли – растения, живущие в _______. У них отсутствуют органы, а тело называется - ___________ или _______________, поэтому водоросли относятся к ______- растениям. Один из важных признаков этой группы организмов – размножение _________.

Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением 
Пример задания на установление соответствия.
Понятие                                         Определение понятия
Выделение                                А.Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде
Раздражимость                                 Б.Поступление в организм кислорода и использование его для расщепления сложных веществ с высвобождением энергии
Размножение                        В.Изменение в строении организма или его отдельных частей
Развитие                        Г.Процесс воспроизведения организмом себе подобных

Дыхание                         Д.Процесс поступления, преобразования и выделения веществ в организме с образованием энергии
Обмен веществ                         Е.Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма.

Такие модели использую как опору для изложения соответствующего учебного материала.

Например:
А) «Собрать» кровеносную систему.

Учащимся выдаются конверты, где находятся вырезанные из бумаги части кровеносной системы. Необходимо быстро и правильно расположить их, а затем написать основные функции всех органов кровообращения, лист сдать учителю.
Б) Составить схему (рисунок, текст):
а) как происходит у растения процесс фотосинтеза.
Игровое моделирование.
Например: составить из данных рисунков, цикл развития насекомых с полным и неполным превращением или составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.
Всё, что я делаю, доставляет мне глубокое удовлетворение.
При этом мои ученики из «пассивных» поглотителей информации превращаются в ее «добытчиков»;
-развивается способность к анализу и обобщению, улучшается связанность, глубина и широта их мышления;
-облегчается усвоение абстрактного материала, т.к. он представляется в виде конкретных образов;
-приучает обучающихся к точности, аккуратности, последовательности действий;
-развивает их самостоятельность.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Достижение новых результатов в освоении образовательных программ с использованием информационно – коммуникационных технологий"

Соответствовать потребностям современной школы, иметь желание и стремление постоянно учиться – это модель современного учителя.Безусловно, современный  учитель – это профессионал, любящий свою ра...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

Выступление на совещании с ЗД по УВР по теме "Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС и АОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»

Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС иАОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»...