Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику В. В. Пасечника (ФГОС)
рабочая программа по биологии (6 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Эта рабочая программа составлена для учащихся 6 класса по учебнику В. В. Пасчника (ФГОС) "Многообразие покрытосеменных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx76.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, учебного плана, авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией В. В. Пасечника- М.: Дрофа, 2016 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): "Биология. Многообразие покрытосеменных растений". 6 класс,  учебник  для общеобразовательных  учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017 г.

Рабочая программа составлена на основе следующих федеральных и  региональных нормативно - правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово -  Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).

7. Авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией  В. В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2016 г.
8. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская  ООШ» на 2019 - 2020 учебный год;
9. Календарный учебный график на 2019-2020учебный год МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ»;
10. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ».

В рабочей программе нашла отражение цель:

Усвоение учащимися знаний, умений, навыков и специальных компетенций, опыта творческой деятельности, ценностных установок, специфичных для изучаемой области знания. Освоение учащимися универсальных способов деятельности в образовательном процессе и в реальных жизненных ситуациях, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, значимых для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Формирование ценностных ориентаций выпускников: индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Задачи рабочей программы курса 6 класса:

  1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии растений, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями; биологические эксперименты;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде; профилактики заболеваний.

Основная идея курса: рассмотреть растительный мир, изучить внешнее и внутреннее строение покрытосеменных растений и их классификацию.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса.

Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на  Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), данная  рабочая программа 6 класса предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 1 час в неделю (30 часов в год) . Рабочая программа разработана на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).

Срок реализации программы – 1 год.

Годовой календарный график  МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год предусматривает 30  учебных недель, что соответствует 30 ч.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом каникулярных, выходных и дополнительных рабочих дней. Для  приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии , предусмотренные Примерной программой.

  • контрольных работ – 2;
  • лабораторных работ – 16;
  • экскурсий – 1 .

Класс

Количество часов в неделю

Всего  часов за учебный  год по программе

5

1

34

6

1

30

7

1

36

8

2

69

9

2

67

Итого за 5 лет обучения - 236 часов.

РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Учебный предмет - Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.

В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен:

научиться понимать :

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

получит возможность:

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры нашего региона; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ростовской области;
  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • давать характеристику растениям различных систематических групп;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  • формулировать выводы на основе собранного материала;
  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ростовской области
  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  • Тип программы: ФГОС

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Критерии оценивания устного ответа по биологии в рамках ФГОС

Знание материала

- содержание материала раскрыто в полном объеме.

Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано.

Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.

Применение конкретных примеров

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами.

Знание ранее изученного материала

- продемонстрировано усвоение раннее изученного материала.

Уровень теоретического анализа

- показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

Степень самостоятельности

- содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

Степень активности в дискуссии процессе

- принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала.

Отметка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.

Критерии оценивания:

1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1

3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1

4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1

5. Правильность формулировки выводов-1

6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2

7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1

8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1

Оценивание:

- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)

- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)

- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)

- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)

- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)

Отметка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 

Основные формы организации учебной деятельности:

1)  урок ознакомления с новым материалом ,

2)урок закрепления изученного материала урок применения знаний и умений.

3) урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний

4) комбинированный урок

5)  урок практикум

. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

по месту контроля на этапах обучения:

1) предварительный (входной),

2)  текущий (оперативный),

3) итоговый (выходной).

по способу оценивания:

1) «отметочная» технология (традиционная),

2) «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с оценкой усвоил или не усвоил, овладел или не овладел.

по способу организации контроля:

1) автоматический (машинный) – использую редко, в кабинете нет компьютера.

2) Взаимоконтроль,

3) самоконтроль,

4)  контроль учителя.

 по ведущим функциям:

1) диагностический,

2)стимулирующий,

3)  констатирующий.

по способу получения информации в ходе контроля: 

1) устный метод (опрос, собеседование, зачет);

2) письменный метод ( самостоятельные работы, тесты);

3) практический метод (практические и лабораторные работы, экскурсии).

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

  1. Оценка личностных результатов

 Простейшим индикатором личностных результатов служит расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое меню): допустим, измерению подлежат интересы уч-ся к различным видам деятельности в свободное время. Уч-ся предлагаются три одинаковых списка  занятий, в каждом определенное число наименований.

  • В первой ситуации (широкий диапазон выбора) они имеют право без ограничений указать разные виды занятий;
  • Во второй ситуации (средний диапазон выбора) они имеют право оставить определенное количество видов занятий;
  • Третий случай (узкий диапазон) им можно выбрать три вида занятий.
  • Индикатор сильной ориентации – выбор занятий в трех ситуациях
  • Индикатор средней ориентации – выбор в 1 и 2 случаях
  • Индикатор слабой ориентации – выбор только в одном из списков.

С помощью данной методики можно выявлять:

  • Мотивацию к обучению
  • Определять ценностные установки.

 Также можно использовать:

-  наблюдение

-работу с документальными источникам

- анкетные опросы и интервью.

Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося

Оценка личностных  результатов учащихся 6 класса

Измерители

  1. Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины
  2. Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России                 
  3. Определяет  личностный смысл учения, выбирает   дальнейший образовательный маршрут.                  
  4. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями                  
  5. Ответственно относится к своему  здоровью, к окружающей среде,  стремится к сохранению живой природы.                  
  6. Проявляет эстетическое чувство на основе
  7. знакомства с художественной   культурой        
  8. Ориентируется в понимании  причин   успешности  /Неуспешности  в учёбе.

        Личностные результаты не влияют на итоговую отметку учащихся, они показывают степень развития учащихся.

  1. Оценка метапредметных результатов

Для оценивания  уровня развития  ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности  ключевых компетентностей:

§        на материале решения учебных задач;

§        на материале решения исследовательских и проектных задач;

§        портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности  отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

  • 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);
  • 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;
  • 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно  формулирует задание
  • Выбирает для выполнения определенное задание
  • Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.
  • Оценивает результаты собственной деятельности.
  • Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками
  • Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.
  • Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради.
  • своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
  • Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

Познавательные УУД                                            

  • Ориентируется в учебниках.
  • Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
  • Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
  • Составляет сложный план текста.
  • Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления
  • Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений.
  • Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Коммуникативные УУД

  • Владеет диалоговой формой речи.
  • Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.
  • Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
  • Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.
  • Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.
  • Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.
  • Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
  • Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

                                                               

Оценка предметных результатов

Предметные результаты оцениваются по:

  1. владению предметными понятиями и способами действия,
  2. умению применять знания в новых условиях,
  3. по системности знаний.

Критерии оценивания предметных результатов - по признакам трёх уровней успешности.

  • Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
  • оценки: «хорошо» и «нормально» ( решение с недочётами)
  • Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний
  • Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)
  • Максимальный уровень  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.-(НЕобязательный)
  • Качественная оценка - «превосходно».
  • Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% - я шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  - норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79%

«4» - хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80 – 90 %

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

0-99% или

50-70% п.у

«5»- отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%

Или

70-100% п.у.

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

Критерии  оценивания разных видов работ

Устный ответ:

Оценка «5» Ответ полный, возможна одна несущественная ошибка

Оценка «4» Ответ полный, допущено не более двух несущественных ошибок

Оценка «3»  Ответ содержит не менее половины требуемого, допускаются  одна или две несущественные  ошибки

Оценка «2» Ответ содержит меньше половины требуемого, содержит несколько существенных ошибок.

Лабораторная и  практическая  работа

  • Оценка «5»  Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану, с учетом Т.Б., поддерживалась чистота рабочего места, бережное отношение к моделям.
  • Оценка «4» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, проведен  не полностью, допущены несущественные ошибки в  работе с веществами и оборудованием
  • Оценка «3» Работа выполнена не менее, чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в форме работы, но исправлены по требованию учителя
  • Оценка «2»  Допущены две или больше существенных ошибок, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя

 Контрольная работа

  • Оценка «5» Работа выполнена полностью, возможна одна несущественная ошибка                                                        
  • Оценка «4» Работа выполнена полностью, допущено не больше двух несущественных ошибок
  • Оценка «3» Работа выполнена не менее , чем наполовину, допущена одна или две несущественные ошибки
  • Оценка «2» Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

2.4. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

2.6. Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

2.7. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

2.9. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

2.10. Разработанность

Глубина проработки темы

2.11. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

2.14. Самостоятельность

Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику.

2. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3-6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

3. Оценка защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи

РАЗДЕЛ № 4.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6  КЛАСС "МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ ПРЕДМЕТНЫХ ИМЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы:

    1.Строение  семян двудольных растений.

    2.Строение семян однодольных растений.

    3.Виды корней  и типы корневых систем

    4.Корневой чехлик и, корневые волоски.

    5.Расположение почек на стебле.

    6.Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

    7.Клеточное строение листа.

    8. Внутреннее строение ветки дерева

    9. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

   10. Изучение строения цветка

   11. Виды соцветий.

   12. Плоды, их классификация.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1."СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ"

Раздел 2. Жизнь растений (8 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Размножение споровых, голосеменных, покрытосеменных растений.

Демонстрации

опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету,образование крахмала,

дыхание растений, испарение воды листьями.

Лабораторные работы

13. Передвижение волы и питательных веществ в растении.

14. Прорастание семян

15. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные.

Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение

Лабораторные работы:

16. Выявление признаков семейства по внешнему виду

Раздел 4. Природные сообщества (1 час)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Экскурсия «Природное сообщество и человек».

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС 6 КЛАССА

 "МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ"

        РАЗДЕЛ  № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ РАЗДЕЛА

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.

 Многообразие покрытосеменных растений

15

2.

Жизнь растений

8

3.

Классификация растений

5

4.

Повторение

1

5

Природные сообщества

1

Итого - 30 часов.

 Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС

Планирование составлено на основе программы общего образования по биологии 5 - 9 классы.

Авторы - В. В. Пасечник, В. А. Латюшин, Г. Г. Швецов. Общее количеством часов - 30  (1 час в неделю)

№ раздела, темы урока

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

(По плану)

Дата проведения урока

(По факту)

Домашнее задание

1.

СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ  (15 часов)

1.

Строение семян двудольных растений

Л. Р № 1 "Строение семян двудольных растений"

1

02.09

П.  1, стр. 8 -9

2.

Строение семян однодольных растений

Л. Р. № 2 "Строение семян однодольных растений"

1

09.09

П. 1, стр. 9 - 11

3.

Виды корней. Типы корневых систем.

Л. Р № 3 "Виды  корней и типы корневых систем"

1

16.09

П. 2, сделать книжку - памятку

4.

Строение корней.

Л. р. № 4 "Корневой чехлик. Корневые волоски"

1

23.09

П. 3

5.

Условия произрастания и видоизменения корней

1

30.09

П. 4

6.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Л. Р № 5 "Строение почек.

Расположение почек на стебле"

1

07.10

П. 5

7.

Внешнее строение листа

Л. Р. №6  "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение"

1

14.10

П. 6.

8.

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Л. Р  № 7 "Клеточное строение листа"

1

21.10

П. 7, 8.

9.

Строение стебля. Многообразие стеблей

Л. Р. №8

"Внутреннее строение ветки дерева"

1

11.11

П. 9

10.

Видоизменение побегов

Л. Р.№9 "Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)"

1

18.11

П. 10

11.

Цветок и его строение

Л. Р №10 "Изучение строения цветка"

1

25.11

П. 11

12.

Соцветия

Л. Р. №11"Виды соцветий"

1

02.12

П. 12

13.

Плоды и их классификация.

Л. Р.№12 "Плоды, их классификация"

1

09.12

П. 13

14.

Распространение плодов и семян

1

16.12

П. 14

15.

Контрольная работа №1 по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

1

23.12

Повторить П. 1 - 14

II.  ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ  (8 часов)

16.

Минеральное питание растений

1

13.01

П. 15

17.

Фотосинтез

1

20.01

П. 16

18.

Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад

1

27.01

П. 17. П. 18

19.

Л. Р. № 13"Передвижение воды и питательных веществ в растении"

1

03.02

П. 19.

20.

Прорастание семян.

Л. Р № 14"Прорастание семян"

1

10.02

П. 20

21.

Способы размножения растений

1

17.02

П. 21

22.

Размножение споровых и голосеменных  растений

1

02.03

П. 22 - 23

23.

Половое размножение покрытосеменных растений.  Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Л. Р. № 15 "Вегетативное размножение комнатных растений"

1

16.03

П. 24 - 25

III. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ  (5 часов)

24.

Основы систематики растений

1

30.03

П. 26

25.

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1

06.04

П. 27

26.

Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные.

1

13.04

П. 28

27.

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Л. Р № 16 "Выявление признаков семейства по внешнему строению растений"

1

20.04

П. 29,

28.

Культурные  растения

1

27.04

П. 30

 ПОВТОРЕНИЕ (1 час)

29.

Промежуточная контрольная работа за курс 6 класса по биологии

1

18.05

П. 31. П. 32

IV. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

30.

Растительные сообщества.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Экскурсия "Природное сообщество и человек"

1

25.05

Повторить конспекты

Итого - 30 часов, из них -  2 контрольные работы, 1 экскурсия, 16 лабораторных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)

Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...

Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)

Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...

Рабочая программа для 2 класса по учебнику "Spotlight" ФГОС

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 70 часов школьного учебного плана при нагрузке 2 ча...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...