Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
статья по биологии

Арбузова Елена Александровна

В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усвоение учебного материала, мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия. Данный процесс является довольно сложным и требует как от преподавателя, так и от воспитанника владения навыками работы с электронно-вычислительной техникой и программными продуктами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС  

Введение

В век высоких цифровых технологий, как показывает практика, традиционные методы обучения не могут быть достаточно эффективными. В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усвоение учебного материала, мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия. Данный процесс является довольно сложным и требует как от преподавателя, так и от воспитанника владения навыками работы с электронно-вычислительной техникой и программными продуктами.

Цифровые технологии позволяют повышать качества знаний учащихся; совершенствовать методики проведения занятий с применением ИКТ; обеспечивать дифференцированный подход к учащимся в образовательном процессе; создавать условия для адаптации воспитанников в современном информационном обществе. Вопрос применения ИКТ в учебном процессе крайне многосторонен и может решаться в нескольких направлениях: во-первых, при организации уроков различного типа, в том числе при выполнении лабораторных и практических работ. При этом в ходе занятий могут использоваться различные формы подачи материала и оценки контроля знаний с помощью компьютера: обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).

Информационно-коммуникационные технологии в биологии

Современное общество ставит перед преподавателем задачу развития личностно значимых качеств воспитанников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

-рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебно-воспитательного процесса;

-использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

-изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри биологических систем ;

-представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На занятиях и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

-усвоить базовые знания по предмету;

-систематизировать усвоенные знания;

-натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;

-сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

-сформировать навыки самоконтроля;

-сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;

-оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом;

-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Использование ИКТ на занятиях по биологии позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Технически организовать работу с ресурсами Интернета на занятии можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, студенты могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако преподавателю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на одном из компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования преподавателя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Преподаватель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы.

Использование мультимедиа технологий на занятиях по биологии.

На занятиях по биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активности, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят занятию по биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.

1. Формирование предметной компетентности

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.

2. Развитие познавательной активности

Информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Учащийся - активный участник событий на занятии. Преподаватель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности, создателем условий для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.

  1. Формирование информационной культуры

Главная задача педагога научить работать с информацией, свободно ориентироваться в большом потоке и уметь ее получать из разных источников. Под сформированной информационной культурой педагогов и выпускников колледжа подразумевается такой уровень владения информационными технологиями, который позволит эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Заключение

Использование цифровых  технологий на

занятиях по биологии в условиях реализации ФГОС  позволяет решать задачи:

1. Создавать и поддерживать у учащихся интерес к биологии с помощью ИКТ (мотивация)

2. Обеспечить научный подход к изучению биологии

3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.

4. Использовать ОР и СD для доступного изложения теоретического материала.

5. Привлекать учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.

6. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к семинару, зачету, написанию реферата.

Вывод: Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление, Формирмируется познавательная  активность, и результат хорошие знания по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС

использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС...

«Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

СОДЕРЖАНИЕ   Введение……………………………………………………………………2 -3 Основная часть   Теоретическое обоснование  предполагаемых изменений образовательной практики……………………………………………………...

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

Геймификация как один из способов становления субъектности школьников на уроках английского языка и в классном коллективе через использование цифровых платформ в условиях реализации обновленных образовательных программ.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ...