Система деятельности основной общеобразовательной школы по организации ЗОЖ
статья по биологии

Статья направлена на формировании мотивации на ведение здорового образа жизни у учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tamalieva_zk.doc.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся мотивации в необходимости вести здоровый образ жизни на уроках биологии (8 класс)

Аннотация

Работа посвящена формированию здорового образа жизни у учащихся 8-ых классов. В ней представлена разработанная нами программа по формированию здорового образа жизни. Раскрыта сущность ведения здорового образа жизни. В работе дается краткое описание опытно-экспериментальной работы. В заключении предложены методические условия, способствующие повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.

        

Ключевые слова: здоровый образ жизни, формы, методы, методические приемы, методические условия.

В  Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно статья  41 гласит, что охрана здоровья детей в образовательной сфере обязана  исполняться за счёт пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит нормы и требования, направленные на формирование и развитие знаний, умений, навыков, установок, личностных ориентиров, норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся.

На актуальность нашей темы указывают и сведения о непрерывном ухудшении состояния здоровья  школьников, причиной которого является  не только наследственность и окружающая природная среда, но и образ жизни.

          Здоровый образ жизни по Ю.  В. Нестеровой и М.  А. Гавриловой  это ценностное отношение к здоровью (своему и окружающих людей), стремление к поддержанию здоровья, понимание здорового образа жизни, усвоение и применение правил здорового образа жизни [3, с.305].

Важным аспектом в этом и других определениях здоровья является обозначение его как динамичного процесса, которым можно сознательно манипулировать. Ключевым средством реализации вышеуказанной  задачи в жизнь играет формирование здорового образа жизни.

З. И. Губогло рассматривает  здоровье как структуру, состоящую из четырёх компонентов:

- духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который создаётся в соответствии с главными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу;

- физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью гомеостазиса органов и систем, наличием резервного потенциала организма;

- психический компонент определяется  уровнем развития психических процессов,  регуляцией  деятельности эмоционально - волевой сферы;

- социальный компонент описывается возможностями  адаптации  человека в социуме [1, с. 50].

Проблема исследования: при использовании каких форм, методов, методических приёмов и средств наиболее эффективно осуществляется формирование здорового образа жизни.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в МБОУ «УрмаевскаяСОШ» Комсомольского района.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у учащихся при обучении биологии.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы, методические приемы формирования ЗОЖ у подростков.

Гипотеза исследования: формирование ведения ЗОЖ будет происходить успешнее при условии, если учителем определяются конкретные подходы в решении этой проблемы.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние теории и практики по формированию у учащихся ЗОЖ;

а) проанализировать программы, методические пособия и учебники в контексте проблемы;

б) обобщить формы и методы по формированию ЗОЖ;

  1. Раскрыть сущность, специфику и особенности ведения ЗОЖ;
  2. Опытно экспериментально проверить формы, методы и методические приёмы формирования ЗОЖ;
  3. Определить условия, при которых формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни будет более эффективным.

Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы,  беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, синтез, анализ, обработка полученных результатов.

           Исследование проводилось по специально разработанной программе и методике.

           На первом этапе изучалась литература по изучаемой проблеме, что позволило разработать программу и наметить методику исследовательской работы

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по разработанной программе с использованием различных методов, методических приемов и средств обучения.

На третьем этапе оформлялась работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, раскрыты сущность и значение ведения здорового образа жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены некоторые условия формирования ЗОЖ, которые могут быть использованы студентами, преподавателями средних общеобразовательных учреждений.

          Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Урмаевская СОШ» Комсомольского района Чувашской Республики.

В качестве экспериментального класса был взят 8 «Б» (14 учащихся), а в качестве контрольного класса 8 «А» класс (14 учащихся). Исследовательская работа проводилась во время педагогической практики на 5-ом курсе с 1 сентября по 4 ноября 2016-2017 учебного года.

            До начала исследовательской работы нами была составлена программа «Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у учащихся 8-ых классов при обучении биологии».

           Программа составлена для учеников восьмых классов (8 «А» и 8 «Б») МБОУ «Урмаевская СОШ», обучающихся по учебнику "Биология. Человек" (авторы Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев).

Программа «Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у учащихся 8-ых классов при обучении биологии»

№ п/п

Темы занятий

Методы, методические приемы, средства

1

Анализаторы

Методы: словесный, наглядный, объяснение;

Приемы: демонстрация схем, проведение физкультминуток;

Средства: мультимедиа, проектор, ПК;

2

Гигиена органов пищеварения

Методы: беседа, частично - поисковый;

Приемы: демонстрация фотокарточек, выполнение шоковой терапии;

Средства: мультимедиа, проектор, ПК;

3

Возможности дыхательной системы

Методы: наглядный, словесный, практический;

Приемы: демонстрация опыта, анализ результатов, приведение достоверных примеров;

Средства: резиновая груша, кусок ваты, одноразовая система для внутривенного переливания растворов, сигарета, спички, ножницы, анкетные вопросы;

4

Беседа  медицинского работника

«Ценностные ориентации»

Методы: наглядный, беседа, рассказ;

Приемы: демонстрация, сопоставление;

Средства: буклеты, плакаты, методические пособия, анкетные вопросы;

5

Вред курения

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый;

Приемы: демонстрация, анализ результатов, приведение достоверных примеров;

Средства: гербарий табака, анкетные вопросы.

Программа предназначалась для использования в экспериментальном классе «8 Бкл.».

Нами проводилась пропаганда по ведению ЗОЖ на занятиях по биологии посредством бесед, игровых приёмов, элементов шоковой терапии, активного проведения физкультминуток, демонстрационного опыта, встречи с детской  патронажной медицинской сестрой.

Физкультминутки проводились почти на каждом уроке, так как в процессе обучения и 45 минутного сидения на одном месте практически без движения происходит снижение активности школьников. Задача минуток здоровья – снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей рук, профилактика близорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности.

Элементы шоковой терапии проводились на занятиях, где изучалась «Гигиена органов пищеварения». Основой «метода взрыва» являлась демонстрация фотокарточек, где изображались крысы, долгое время  подкармливавшиеся блюдами быстрого приготовления, из-за чего у представителей рода грызунов возникли мутации. Ученикам был задан вопрос: какое воздействие оказывают на организм человека кухня быстрого приготовления? И многие ученики начали говорить об ожирениях.

Эта кухня всё  больше стала вытеснять нормальный рацион питания. Учащиеся заинтересовались осмотром фотокарточек такого рода: часть учеников говорили, что больше не будут покупать fastfood, остальные  твердили, что даже  употребление их ни к чему плохому не приведет [2, с.142]. Но таких учеников было мало. На этом основании делаем вывод, что «метод взрыва» А. С. Макаренко в полном объеме может сменить позицию только эмоционально-впечатлительных школьников.

С целью предупреждения учащихся от пагубных наклонностей и  организации предупредительной функции с повышением качества установок на ЗОЖ был проведен демонстрационный опыт "Влияние табачного дыма"

Показ данного опыта ученикам восьмого класса оказалось закреплением ранее изученной темы "Возможности дыхательной системы как показатель здоровья". Чтобы представить, что из себя представляет данный опыт, нами представлена краткая характеристика демонстрационного опыта. Оборудованиями послужили резиновая груша, кусок ваты, одноразовая система для внутривенного переливания растворов, сигарета и спички. Опыт начинался с помещения кусочка ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставили в мундштук сигарету и зажгли её.  «Выкурили» сигарету до конца с помощью резиновой груши. Затем извлекли вату из трубки, развернули и продемонстрировали ученикам изменение её цвета. Прошлись по рядам, чтобы усилить эффект от демонстрации опыта, так как от ваты исходил резкий, неприятный запах. Результатом опыта являлось визуальная доказанность ученикам влияния одной сигареты на легкие, в то время как курильщики выкуривают в день по несколько сигарет, следовательно, из-за такого воздействия легкие становятся значительно чернее, и запах от них ещё сильнее.

Основой  исследования становится анкетирование всех учеников восьмых классов. Методика посвящена школьникам, участникам воспитательного процесса. Она складывается из анкеты, согласия обследуемых, соблюдения анонимности. Может проводиться в шаблонных условиях и в групповой форме. С помощью методики выполняется статистический анализ среди молодых людей и девушек на направленность к здоровьесберегающей организации своего свободного времени. Нами было выяснено, что у некоторых учеников 8 "Б" экспериментального класса увеличилась направленность на ЗОЖ. Но вместе с тем, пока что господствует средний уровень направленности на ЗОЖ.

Используя методику под названием «Ценностные ориентации» автора М. Рокича, мы провели вместе с детской патронажной медицинской сестрой Урмаевской ОВОП М. М. Хамдеевой анкетирование, состоящее из10 вопросов. Данное анкетирование позволило нам выявить у учащихся отношение к алкоголю, наркотическим средствам и отношения к здоровью в целом.

Так по итогам методики О. И. Моткова «Образ жизни» было выяснено, что у 8 "Б" экспериментального класса чуть увеличился интерес к ЗОЖ, начал доминировать средний уровень интересов. У  8 "А" контрольного класса, как и прежде, господствует слабый интерес.

В результате проверки программы в 8 "Б" экспериментальном классе уровень по всем показателям оказался высоким, по сравнению с  8 "А" контрольным классом.

Из всего вышесказанного следует, что программа " Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни учащихся 8-ых классов при обучении биологии " результативна.

В процессе теоретического и опытно-экспериментального исследования по формированию мотивации к здоровому образа жизни  в преподавании биологии в соответствии с его целями и задачами нами определены следующие методические условия:

1. Возможность формирования здорового образа жизни определяется тем, что насколько оно будет способствовать успешному решению учебно-воспитательных задач.

2.Значительный резерв повышения эффективности формирования здорового образа жизни заключается в оптимальной организации урока.

3.Анализ программы по курсу «Человек» позволил внести определенные коррективы в изучаемый материал.

4.Эффективность формирования здорового образа жизни усиливается введением в общую систему учебной деятельности разнообразных форм, методов, и методических приемов обучения.

5.Формирование у учащихся здорового образа жизни выполняет мотивационно-познавательную функцию, благодаря которому создается «внутренняя среда», содействующая расположенности учащихся к учебному процессу в целом.

6.Формирование у учащихся здорового образа жизни при обучении биологии в 8-ых классах составляет сущность реализации различных принципов обучения: системности, научности, наглядности, доступности, саморазвития, сочетания теории и практики, проблемности, самоуправления.

7.Формирование у учащихся здорового образа жизни возрастает с повышением профессионального мастерства учителей.

8.Исследование выявило, что формирование у учащихся ЗОЖ придает глубину учебно-воспитательному процессу, расширяет область познания, положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся.

Таким образом, наши исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Предложенные методические условия, по нашему мнению, вносят определенную последовательность в деятельность учителя, но они не исчерпывают полностью эту проблему. Изучение данной проблемы может получить отражение в дальнейших исследованиях.

Список использованной литературы

1. Губогло, З. И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового

образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации

здорового образа жизни? / З. И. Губогло // Муниципальное образование:

инновации и эксперимент. – №6. – 2008. – С. 50-52.

2. Дыкин, Р. В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты

проблемы / Р. В. Дыкин // Вестник Воронежского государственного

университета. Серия: Филология. Журналистика. – №1. – 2009. – С. 141-

149.

3. Нестеров, Ю. В. и др. Об эффективности методики валеологического

воспитания на уроках биологии / Ю. В. Нестерова, М. А.     Гаврилова  //

Гуманитарные исследования. – №4. – 2011. – С. 305-310.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Методические рекомендации по работе в системе электронного тестирования на базе программы «MY TEST Х» с практикумом для учителя информатики основной общеобразовательной школы

Цель данной работы – оказание методической и практической помощи учителям информатики и учителям-предметникам основной общеобразовательной школы при подготовки электронного тестирования.Достижение ука...

Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

 Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...