Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
проект (7 класс)

Михайлова Елена Владимировна

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.

     Цель работы в вопросах профессионального самоопределения не в том, чтобы предоставить рекомендации учащемуся, какая профессия подходит, а в том, чтобы создать условия, которые стимулируют развитие человека, в итоге которой обучающийся самостоятельно и осознанно мог сделать профессиональный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_predstavleniya.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Практика

организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы

«Взгляд в будущее».

Муниципальное образование

Шарыповский муниципальный округ

Общеобразовательное учреждение

  Гляденская основная образовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорская средняя общеобразовательная школа 662328, Российская Федерация, Красноярский край, Шарыповский муниципальный округ, д. Гляден, ул. Новая, 2 8(39153)39101,
gladen1195@mail.ru  Михайлова Елена Владимировна

Формы организации

    Профессиональная ориентация обучающихся на основе взаимодействия общеобразовательного учреждения с предприятием.

Полное название представляемого материала

    Профессиональная проба

    Описание практики наставничества профессиональной ориентации «Взгляд в будущее»  в Гляденской ООШ филиала МБОУ Холмогорской СОШ

Автор материала

   Михайлова Елена Владимировна

Нормативно правовые основы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015

№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

-  Региональный план мероприятий по направлению «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся» общеобразовательных организаций Красноярского края на 2022\23 учебный год.

- План реализации Проекта «Профориентационный нетворкин» в муниципальном образовании Шарыповского муниципального округа Красноярского края.

- План совместной работы Гляденской ООШ по реализации программы наставничества профессиональной ориентации со структурным подразделением детский сад  на 2022-2023 учебный год. http://холмогорская-школа.рф/wp-content/uploads/2023/03/pricaz.pdf

 - Приказ о формировании группы профессиональной ориентации. http://холмогорская-школа.рф/wp-content/uploads/2023/03/pricaz.pdf

Концептуальные основы

      Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.

     Цель работы в вопросах профессионального самоопределения не в том, чтобы предоставить рекомендации учащемуся, какая профессия подходит, а в том, чтобы создать условия, которые стимулируют развитие человека, в итоге которой обучающийся самостоятельно и осознанно мог сделать профессиональный выбор.

Содержание профориентационной работы в школе

Профориентационная работа - это система психолого-педагогических, медицинских, государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, обоснованно и осознанно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

Основываясь на возрастные и психологические особенности , содержания профориентационной работы с обучающимися 7 класса строится на:

  • формирование у школьников смысла в получении когнитивного опыта и развитие интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому благоприятствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Планируемые результаты профориентации

Личностные:

• умение самостоятельно формировать познавательные цели;

• умение анализировать свои способности и образовательный потенциал применительно к выбору профессии;

• умение проявлять активность в выборе профессии;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

Метапредметные:

• совершенствование регулятивных навыков;

• повышение коммуникативных навыков;

• повышение познавательной активности обучающегося.

Предметные:

• повышение знаний обучающегося о содержании профессий,

• умение определять соответствие требований выбранной профессии личным способностям и интересам (с помощью различных инструментов);

• общие представления обучающегося о состояние и динамике рынка труда в мировом, отечественном и региональном масштабах;

• знание необходимых предметов на базовом/углубленном уровне.

Содержательные компоненты

Гляденская СОШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ реализует Стратегию развития муниципальной системы образования Шарыповского муниципального округа, одной из задач которой является ориентация выпускников на профессии, востребованные в округе, в сельских поселениях. В муниципалитете отсутствовали условия в образовательной среде для проб по профессиям. Поэтому возникла необходимость создания образовательного пространства, позволяющего сориентировать школьников на профессии, востребованные в родной деревне, округе.

Поэтому администрацией школы и воспитателями детского сада была разработана программа наставничества «Взгляд в будущее» для проведения старшеклассниками познавательной деятельности с применением LEGO-конструкторов и робототехники с дошкольниками. Разработан план мероприятий и заключен договор о сетевом взаимодействии. Целью совместной работы стало создание благоприятных условий для прохождения профессиональных проб обучающимися Гляденской ООШ в профессии педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед).

Программ наставничества профессиональной ориентации реализуется в Гляденской ООШ под руководством старшего методиста Михайловой Елены Владимировны. Цель программы: популяризация педагогических профессий. В структурном подразделение детский сад курирует данное направление старшие воспитатели разновозрастной комбинированной группы.

Наставничество профессиональной ориентации проходят один раз в неделю. Встречи организованы таким образом, что первую часть проводят специалисты детского сада. Второй частью выступают пробы обучающихся Гляденской ООШ с воспитанниками детского сада в проведении непосредственно – образовательной деятельности – LEGO конструирование и робототехники. Данный подход, ориентированный на практику проведения учащимися занятий с дошкольниками, стал удачным методом работы с учащимися и воспитанниками детского сада. Он очень интересен и поэтому детям (учащимся и дошколятам) проще воспринимать новые сведения, процесс работы становится более результативный. Ученики получают реальный опыт применения имеющих у них знаний по LEGO-конструированию и робототехники, формируют у себя новый опыт, связанный с профессиональной деятельностью педагога. Для дошколят процесс их обучения ребятами старшеклассниками в виде наставничества наполнен аспектами новизны в работе с LEGO- конструктором и робототехникой, эмоциональным подъемом.

Во время взаимодействия обучающихся школы (наставляемых) и педагогов (наставников), ребята знакомятся с профессиями детского сада, принимают участие в профессиональных пробах. Наставники для этого используют различные формы познавательной деятельности, что позволяет включится в работу каждому ученику.

В свою очередь наставляемые проводят разнообразные занятия с воспитанниками, став их наставниками. Темы занятий с дошкольниками направлены на профориентацию, уже наставники учащиеся Гляденской СОШ знакомят воспитанников (наставляемых) с различными профессиями, активно используя LEGO-конструирование. Дошколята, узнают новые профессии, становятся конструкторами и продавцами, строителями и космонавтами. Занятия всегда носят целостный характер, все части его взаимосвязаны, рационально организована смена видов деятельности.

Качественный результат программы – это ежегодное поступление наставляемых в педагогические заведения в будущем.

Наличие практико-ориентированной направленности профориентации и сопровождения профессионального самоопреления обучающихся.

План совместной работы Гляденской ООШ по реализации программы наставничества  профессиональной ориентации с структурным подразделением детский сад  2022-2023 учебный год.

Координаторы: 

- Михайлова Елена Владимировна, старший методист Гляденской ООШ;

- Рассохина Татьяна Васильевна, старший воспитатель детского сада.

Условия реализации:

  • Организация совместных мероприятий педагогов, учащихся, воспитанников ДОУ: один раз в неделю - вторник.
  • Проведение открытых мероприятий, режимных моментов, непосредственно-образовательной деятельности воспитателями для учащихся.
  • Профессиональные пробы учащихся с воспитанниками детского сада.
  • Проведение совместных семинаров, совещаний.
  • Взаимопосещение открытых мероприятий.

Цель совместной работы - создание благоприятных условий для прохождения профессиональных проб обучающимися Гляденской ООШ в профессии педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед).

Задачи:

  1. Создать систему наставничества профессиональной направленности через сетевую кооперацию реализации программы «Взгляд в будущее».
  2. Содействовать привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию, через реализацию программы.
  3. Создать условия: для общения и взаимодействия воспитанников со старшеклассниками в формате наставничества; становлению целенаправленности и саморегуляции собственных действий старших дошкольников.
  4. Мотивировать педагогов на постоянное повышение квалификации.

  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Содержание основных мероприятий.

Сроки проведения

Ответственный

1

Договор о сотрудничестве

Ноябрь 2022

Директор, старший методист

2

Утверждение годового плана совместной работы

Декабрь 2022

Старший методист, старший воспитатель

3

Программа «Взгляд в будущее»

2022-2023

Старший методист

4

Годовой план ДОУ

2022-2023

Старший воспитатель

  1. Организационно-методическая работа.

Мероприятия

Тема

Сроки

Ответственные

1

Совместная разработка моделей взаимодействия, обеспечивающих реализацию программы «Взгляд в будущее»

Согласно плана совместной работы. Знакомство с программой «Взгляд в будущее»

Ноябрь

Михайлова Е.В. – старший методист

Рассохина Т.В. старший воспитатель.

Кривых Е.А. – старший воспитатель.10

2

Неделя здоровья в ДОУ

Мероприятие «Мыльные секреты»

Январь 2023

Рассохина Т.В- старший воспитатель

3

Презентация опыта работы учителя-дефектолога: видеоролик «Работа учителя-логопеда в ДОУ»

Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей с нарушение речи»

Михайлова Е.В. – учитель-дефектолог

4

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «Башни. Сбор конструкций, соблюдая баланс»

Михайлова Е.В. –ст.методист Рассохина Т.В- старший воспитатель

5

Реализация основной образовательной программы ДО

Занятие по речевому развитию «В гостях у профессора Речевика»

7.02.2023

Рассохина Т.В- старший воспитатель

6

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Коллективная работа «Наша Родина»

14.02.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

7

Традиции ДОУ «Реализации проекта «Защитники отечества»

Открытое мероприятие « Бравые солдаты»

21.02.2023

Кривых Е.А. – старший воспитатель.

8

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «Боевые машины»

28.02.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

9

Реализация основной образовательной программы ДОУ -традиции

Открытое мероприятие «Открытка для мамы»

7.03.2023

Кривых Е.А. – старший воспитатель.

10

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «Цветочный салон»

14.03.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

11

Реализация основной образовательной программы ДОУ

Занятие по социально-эмоциональному развитию детей «Дружные ребята на острове загадок»

21.03.2023

Писарцов О.В. – педагог-психолог

12

Традиции ДОУ «Реализации проекта «Звезда нашей памяти»»

Театрализованный концерт «Дети войны»

4.04.2023

Кривых Е.А. – старший воспитатель

13

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «День космонавтики»

11.04.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

14

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «Кремль. Спасская башня»

18.04.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

15

Традиции ДОУ «Реализации проекта «Звезда нашей памяти»»

Традиции ДОУ «Реализации проекта «Звезда нашей памяти»» подготовка к мероприятию «Героям Победы мы скажем спасибо!»

25.04.2023

Рассохина Т.В- старший воспитатель

16

Проведение учащимися занятия LEGO конструирования

Конструирование «Техника Победы»

16.05.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

17

Подведение итогов работы по реализации плана работы. Перспективы на следующий год.

Анкетирование учащихся, педагогов, родителей.

25.05.2023

Михайлова Е.В. –ст.методист

Организационные механизмы реализации профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Структурное подразделение детский сад Гляденской ООШ филиала МБОУ Холмогорской СОШ.

Кадровое обеспечение профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Старший методист,

педагог дефектолог,

педагог –психолог,

Старший воспитатель,

Помощник воспитателя

Материально технические условия

  1. Компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Интернет
  2. Проектор, экран, аудиоколонки
  3. Принтер, бумага для принтера
  4. Доска, мел, губка или флипчарт, маркеры, стикеры
  5. Бумага для записей А4, ватман А1, пишущие принадлежности
  6. Дидактический материал
  7. LEGO-конструктор и робототехника для дошкольников

Внедрение и тиражирование материалов

  Портфолио проф.группы. Статьи о работе в группе «Школьная ячейка – функционалия», соц сети Одноклассники.

Сведения об эффективности

  1. Положительные отзывы родителей детей детского сада (100%), по результатам проведенных занятий.
  2. Заинтересованность обучающихся проф группы в новой деятельности (100%).
  3. Практика в дальнейшем будет эффективна, даже если один ребенок после девятого класса, сделает профессиональный выбор в области «педагогика».

Участие в региональных целевых программах, получение региональных целевых грантов

Муниципальный конкурс по отбору лучших практик по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений Шарыповского муниципального округа.