Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Цыбикова Дашима Цыреновна

Рабочая программа учебного курса биологии для 5 класса составлена на основе  примерной программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и др. (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014)и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

671405, Республика Бурятия,

Кижингинский район, у. Чесан

улица Центральная, 1

               E-mail: usosh2016@mail.ru

                тел   8(30141)33181

                факс 8(30141)33181

«Рассмотрено» на заседании

МО естественно-математического цикла

______________/__________/

Протокол №_____________

от «_____»__________201___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____/Лубсанова Ц.Ц../

                       

«____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________/Нимаева С.Ц../                 Приказ № ______ 

от  «___» __________201__ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Учебный год

2018-2019

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО)

Цыбикова Д.Ц.

Категория

1 категория

у. Чесан

Пояснительная записка

  Рабочая программа учебного курса биологии для 5 класса составлена на основе  примерной программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и др. (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014)и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа разработана с учетом рекомендаций Министерства образования и науки , в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 №1897»,
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации:  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897,
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15);
  • Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г., регистрационный №19993);
  • Устав МБОУ УСОШ
  • Положение о рабочей программе

Общая характеристика курса

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой  биологии  на  ступени основного общего образования предшествует  курс «Окружающий мир».

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих    биологических закономерностей,  законов,  теорий  в  старшей  школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой   базовое   звено   в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой профильной дифференциации 

Описание места учебного предмета «Биология»  в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1)

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5классы

Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметными результатами 

Регулятивные УУД: 5 класс

Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбиратьиз предложенных иискать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действияс целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: 5 класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: 5

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и  основные  группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,  папоротники,  голосеменные  и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–   использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Выпускник научится:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;

ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

 владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

осваивать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

 приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

 Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

 природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое

 сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

 биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од

 ной фор мы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

к живой природе.

2. Содержание учебного предмета, курса

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности человека. Общий обзор царств живой природы. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерии. Роль бактерии в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов, их роль. Лишайники, роль лишайников в природе. Растения. органы растении. Отделы растении. Значение растении.

 Животные. Строение животных. Классы животных. Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды, их роль для живых организмов. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь в океане. Как появился человек на Земле.

3. Тематическое планирование на 5 класс

                                                 Тема

Часы

Практика

1.

1

1. Введение 

1

2

2. Биология – наука о живом мире

8

2

1

Наука о живой природе

3

2

Свойства живого

4

3

Методы изучения природы

5

4

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Л/р №1

6

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Л/р №2

7

6

Химический состав клетки

8

7

Процессы жизнедеятельности

9

8

Систематизация знаний

3. Многообразие живых организмов

11

10

1

Царства живой природы

11

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

12

3

Значение бактерий в природе и для человека

13

4

Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Л/р №3

14

5

Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Л/р №4

15

6

Значение растений и животных в природе и для человека

16

7

Грибы

17

8

Многообразие и значение грибов

18

9

Лишайники

19

10

Значение живых организмов в природе и жизни человека

20

11

Систематизация знаний

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

21

1

Среды жизни планеты Земля

22

2

Экологические факторы среды

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе

24

4

Природные сообщества

25

5

Природные зоны России

26

6

Жизнь организмов на разных материках

27

7

Жизнь организмов в морях и океанах

28

8

Систематизация знаний

5. Человек на планете Земля

7

29

1

Как появился человек на Земле

30

2

Как человек изменял природу

31

3

Важность охраны живого мира планеты

32

4

Сохраним богатство живого мира

33

5

Систематизация  и обобщение знаний

34

7

Задания на лето

ИТОГО

34

Л/р №4

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю)

Тема урока

Основное содержание

Тип учебного занятия

Форма организации деятельности учащегося

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познаватель-ные, Коммуникатив-ные

Личностные

1.Введение (1)

1

Введение

Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

урок-изучения нового

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

        учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

2.Биология – наука о живом мире (8)

2

Наука о живой природе

Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологич науки: ботаника, микология, зоология и т.д.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

давать определения терминам

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;                                                     Познавательные ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

Коммуникативные допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

3

Свойства живого

Свойства живого: обмен веществ, раздражимость рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4

Методы изучения природы

Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение.

комбинированный

Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования

Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

5

Увеличительные приборы

Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом

Л/р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на
самоанализ и самоконтрольрезультата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

6

Строение клетки. Ткани.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро,пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности    животных и растительных тканей.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание.

Приготовление микропрепаратов.

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

7

Химический состав клетки

Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ.

комбинированный

групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

8

Процессы жизнедеятельности

Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма

комбинированный

Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные строить монологическое
высказывание, владеть диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок
учителей, товарищей, родителей и
других людей

9

Систематизация знаний

Повторени

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов.Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

3. Многообразие живых организмов (11)

10

Царства живой природы

Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации

урок-изучения нового

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены

Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты.  Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от  клеток растений. Питание. Дыхание бактерий.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для  развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

12

Значение бактерий в природе и для человека

Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз.

комбинированный

Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

13

Растения

Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

14

Животные

Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных

Лабораторная работа №4 « Наблюдение за передвижением животных»

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Регулятивные: 1)        следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

15

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

комбинированный

Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

16

Грибы

Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. РаспространениеГрибница, гифа, плодовое тело, грибокорень.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов.

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные способствовать развитию познавательной активно стиучащихся,умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

17

Многообразие и значение грибов

Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик.

комбинированный

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни

различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательныепостановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

18

Лишайники

Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

комбинированный

Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативныестроить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие.

комбинированный

Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

20

Систематизация знаний

Повторение

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

4. Жизнь организмов на планете Земля (8)

21

Среды жизни планеты Земля

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

НРК. Птицы, млекопитающиеРБ

урок-изучения нового

Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

22

Экологические факторы среды

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

комбинированный

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

комбинированный

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные: различать способ и результат действия

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

24

Природные сообщества

Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители потребители, разлагатели.

комбинированный

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативныеслушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

25

Природные зоны России

Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях.

комбинированный

Умение работать с текстом.     Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

26

Жизнь организмов на разных материках

Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.

комбинированный

Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

27

Жизнь организмов в морях и океанах

Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин.

НРК. Водная среда. Животные водоемов Буряти.

комбинированный

Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательныеосуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативныедоговариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения интересов

Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

28

Систематизация знаний

НРК. Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни к ней. Почвы Бурятии, районов, местности.

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

5. Человек на планете Земля (7)

29

Как появился человек на Земле

Австралопитекчеловек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе.

урок-изучения нового

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательныевыдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ

30

Как человек изменял природу

История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки.

комбинированный

Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательныепомочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативныевладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

31

Важность охраны живого мира планеты

Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники.

комбинированный

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей

Познавательные создать условия для  развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

32

Сохраним богатство живого мира

Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга.

комбинированный

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;                                                     Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

33

Систематизация и обобщение знаний

НРК. Жизнь под угрозой

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

34

Задания на лето

Обобщение

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...