Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Цыбикова Дашима Цыреновна

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе  примерной программы по биологии для 5–11 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и др. (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014)и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_biologiya_7_kl.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

671405, Республика Бурятия,

Кижингинский район, у. Чесан

улица Центральная, 1

               E-mail: usosh2016@mail.ru

                тел   8(30141)33181

                факс 8(30141)33181

«Рассмотрено» на заседании

МО естественно-математического цикла

______________/__________/

Протокол №_____________

от «_____»__________201___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____/Лубсанова Ц.Ц../

                       

«____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________/Нимаева С.Ц../                 Приказ № ______ 

от  «___» __________201__ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Учебный год

2018-2019

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО)

Цыбикова Д.Ц.

Категория

1 категория

у. Чесан

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 №1897»,
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации:  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897,
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15);
  • Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г., регистрационный №19993);
  • Устав МБОУ УСОШ
  • Положение о рабочей программе

  Рабочая  программа направлена на изучение курса биологии на базовом уровне в 7-х классах.

Цели и задачи биологического образования

Цели  учебного предмета.

формирование у школьников представлений об отличительных особенностях организмов Царства Животные, о его многообразии и эволюции.

Реализует    основные   задачи:

Личностные:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

 Метапредметные:

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 -  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  Предметные:

- формирование системы научных знаний о живой природе на примере организмов Царства Животные, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

-  формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,   ухода за домашними животными.

1. Планируемые результаты изучения учебного курса

 Результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные

личностные результаты:

   • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

   • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;                

   • знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

   • сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

   • эстетического отношения к живым объектам;

   • освоение социальных норм и правил поведения;

   • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

   • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

   • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

     метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

   • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

   • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

   • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД:

   • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.

 проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

   • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

   • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

   • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

коммуникативные УУД:

   • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

     предметные результаты:

   • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

   • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

   • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

   • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

   • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;

   • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

   • ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

     В результате освоения курса биологии 7 класса

обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:

- строение, функции клеток животных;

- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;

- среды обитания организмов, экологические факторы;

• применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать

- сезонные изменения в жизни животных;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:

называть:

- общие признаки живого организма;   основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;  причины и результаты эволюции животных.

распознавать:

- организмы животных;  клетки, ткани, органы и системы органов животных;   наиболее распространённые виды животных  Республики Хакасия; животных разных классов и типов.

приводить примеры:

- усложнения животных в процессе эволюции;  природных сообществ;   приспособленности   животных к среде обитания;  наиболее распространённых видов и пород животных.

обосновывать:

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.

сравнивать:

- строение и функции клеток растений и животных;  типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

делать выводы:

- об усложнении животного мира в процессе эволюции,  ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила:

- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведения простейших опытов изучения поведения животных;

- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;

- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.

• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

 • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

Рабочая программа по биологии для 7 класса продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное опережение.

Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.

В 7 классе на изучение биологии отводиться 1 час  в неделю.

 

2. Содержание учебного предмета, курса

Название разделов и  тем курса

Основное содержание темы

Методы и формы работы

Тема 1. Общие сведения о мире животных    1ч

Введение. Зоология как система наук о животных. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Тема 2.Строение тела животных  1ч

Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 3.Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 2ч

 Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.  Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.Лабораторная работа № 1.«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 4. Подцарство Многоклеточные 2ч

Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации по сравнению с простейшими . Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 5.Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви  3ч

Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.  Места обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

Лабораторная работа № 2.«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 6. Тип Моллюски 2ч

 Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков.  Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.  Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации. Лабораторная работа № 4.

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 7. Тип Членистоногие 4ч

Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и в жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых инфицированными клещами, от укусов ядовитых пауков .Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Развитие с неполным превращением. Группы насекомых.Насекомые РБ их особенности. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых. Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.Красная книга РБ и МСОП. Роль насекомых в природе и в жизни человека . Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми. Лабораторная работа № 5.   «Внешнее строение насекомого»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы    3ч

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции. Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании. Рыболовство. Промысловые рыбы.Рыбы Бурятии. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.  Лабораторная работа № 6. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии 2ч

Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Характерные черты строения систем внутренних органов по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб. Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения. Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека. Охрана. Красная книга.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии  2ч

Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Роль пресмыкающихся в биоценозах, значение в жизни человека.Рептилии РБ. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема11. Класс Птицы  4ч

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц. Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями. Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Птицы Бурятии. Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины. Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания. Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий. Лабораторная работа № 8. «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 9.  «Строение скелета птицы». Экскурсия «Птицы леса (парка)»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема12.Класс Млекопитающие, или Звери 5ч

Отличительные признаки строения тела. Сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности.  Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями. Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.Млекопитающие нашей местности. Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека . Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами. Признаки животных одной экологической группы . Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга. Лабораторная работа № 10. «Строение скелета млекопитающих». Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)».

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Тема 13. Развитие животного мира на Земле   3 ч

Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Представления о единстве живой материи в древние времена. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функции живого вещества в биосфере. Роль косного вещества. Взаимосвязь биокосного и косного вещества. Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая

Итого: 34 ч

3. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Тема 1.

Общие сведения о мире животных

1

1

0

Тема 2.

Строение тела животных

1

1

0

Тема 3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

2

1

Тема 4.

Подцарство Многоклеточные

1

1

0

Тема 5.

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

3

3

1

Тема 6.

Тип Моллюски

2

2

1

Тема 7.

Тип Членистоногие

4

4

1

Тема 8.

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

3

3

2

Тема 9.

Класс Земноводные, или Амфибии

2

2

0

Тема10.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

2

0

Тема11

Класс Птицы

4 ч

4

2

Тема12

Класс Млекопитающие, или Звери

5

5

1

Тема13

Развитие животного мира на Земле

2

0

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Тема 1. Общие сведения о мире животных

1

1

0

1.

Зоология — наука о животных..

1

Животные и окружающая среда

2.

Классификация животных и основные систематические группы

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние

Краткая история развития зоологии

Тема 2.Строение тела животных

1

1

0

3.

Клетка

1

.

Ткани, органы и системы органов

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»

Тема 3.Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

2

1

4.

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

1

.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

5

Тип Инфузории.  Лабораторная работа № 1   «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

1

Значение простейших.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

1

Тема 4. Подцарство Многоклеточные

1

1

0

6.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

1

Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные»

1

Тема 5.Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

3

3

1

7.

Тип Плоские черви. Общая характеристика

1

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики

8.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

1

9.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви

1

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2  «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Лабораторная работа № 3  «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя)

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

Тема 6. Тип Моллюски

2

2

1

10

Общая характеристика типа

1

Класс Брюхоногие моллюски

Класс Двустворчатые моллюски.    Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

11

Класс Головоногие моллюски

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски и Черви»

1

Тема 7. Тип Членистоногие

4

4

1

12

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

1

13

Класс Паукообразные

1

14

Класс Насекомые.  Лабораторная работа № 5   «Внешнее строение насекомого»

1

1

Типы развития насекомых

15

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

1

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека .

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

3

3

2

16

Хордовые. Примитивные формы

1

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение.  Лабораторная работа № 6  «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

17

Внутреннее строение рыб

1

Особенности размножения рыб.  Лабораторная работа № 7

«Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя)

1

18

Основные систематические группы рыб

1

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии

2

2

0

19

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

1

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

20

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

Разнообразие и значение земноводных.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

Тема10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

2

0

21

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

1

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

22

Разнообразие пресмыкающихся

1

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

Тема11. Класс Птицы

4 ч

4

2

23

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц .
Лабораторная работа № 8   «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

1

Опорно-двигательная система птиц .Лабораторная работа № 9   .«Строение скелета птицы»

1

24

Внутреннее строение птиц

1

25

Размножение и развитие птиц

1

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

26

Разнообразие птиц

1

Значение и охрана птиц. Происхождение

Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11

1

Тема12. Класс Млекопитающие, или Звери

5

5

1

27

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

1

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10

«Строение скелета млекопитающих»

1

  28

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

Происхождение и разнообразие млекопитающих

 

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

29

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы

1

30

Экологические группы млекопитающих. Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

1

Значение млекопитающих для человека

31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

Тема13. Развитие животного мира на Земле

2

0

32.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

1

Развитие животного мира на Земле

33

Современный мир живых организмов

1

Биосфера .Экскурсия  «Жизнь природного сообщества весной

34.

Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13. Итоговый контроль знаний по курсу биологии 8 класса

1

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...