Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

биология

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов: В. Б. Захаров, Н.И.Сонин.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.  
  3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 28.12.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
  5. Учебный план МБОУ ВСОШ № 2
  6. Локального акта «Положение о рабочей программе педагога МБОУ ВСОШ №2»
  7. Авторская программа основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2018.

Согласно действующему учебному плану МБОУ ВСОШ № 2 г. Гусиноозерска при ФКУ ИК-1 рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом специфики школы. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 9 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены на странице «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.  Программа ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Содержание компетенций представлено в приложении.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа: вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

Виды учебных занятий: лекция, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)

Введение (1 час)

Биология как наука. Семья биологических наук: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.  Становление биологии как науки, интеграция и дифференциация

Раздел 1.Эволюция живого мира на Земле (19 часов)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).  Клеточная теория. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды (13 часов)

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

№п.п

№ в теме

Тема урока

Дата

1

1

Введение (1ч.)

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (18ч.)

Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1ч.)

2

1

Естественная классификация живых организмов

Тема1.2. Развитие биологии в додарвинский период (1ч.)

3

1

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Тема1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3ч.)

4

1

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

5

2

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

6

3

Формы естественного отбора

Тема1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2ч.)

7

1

Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания

8

2

Выявление приспособленности к среде обитания

Тема1.5 Микроэволюция (3ч.)

9

1

Вид. Л.р. №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора»

10

2

Популяция

11

3

Видообразование

Тема 1.6. Макроэволюция (3ч.)

12

1

Биологические последствия адаптации

13

2

Главные направления эволюции

14

3

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (5ч.)

15

1

Современные представления о возникновении жизни

16

2

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

17

3

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру

18

4

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру

19

5

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (14ч.)

Тема 2.1 Химическая организация клетки (4ч.)

20

1

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

21

2

Органические вещества. Углеводы. Липиды

22

3

Органические вещества. Белки

23

4

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

Тема 2.2 Обмен веществ (3ч.)

24

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

25

2

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов

26

3

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание

Тема 2.3. Строение и функции клеток (7ч.)

27

1

Прокариотическая клетка. Л.р. № 2 «Изучение клеток бактерий»

28

2

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды.

29

3

Эукариотическая клетка. Ядро

30

4

Л.р. № 3 «Изучение клеток растений и животных»

31

5

Деление клеток

32

6

Клеточная теория строения организмов

33

7

Тест по теме «Клетка»

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч.)

34

1

Тема 3.1. Размножение организмов (3ч.)

35

2

Бесполое размножение

36

3

Половое размножение

Тема 3.2. Индивидуальное размножение организмов(3ч.)

37

1

Онтогенез. Эмбриональный период развития

38

2

Онтогенез.  Постэмбриональный период развития

39

3

Общие закономерности развития

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (12ч.)

Тема4.1. Закономерности наследственности признаков (6ч.)

40

1

Основные понятия генетики.

41

2

Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя

42

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя

43

4

Генетика пола

44

5

Взаимодействие генов

45

6

Решение задач

Тема4.2. Закономерности изменчивости (3ч.)

46

1

Наследственная изменчивость

47

2

Фенотипическая изменчивость

48

3

Тест «Наследственность и изменчивость»

Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3ч.)

49

1

Селекция, Центры многообразия и происхождения культурных растений.

50

2

Методы селекции растений и животных

51

3

Селекция микроорганизмов

Раздел 5. Взаимотношения организма и среды. Основы экологии (12ч.)

Тема 5.1. Биосфера, структура и функции (7ч.)

52

1

Структура биосферы

53

2

Круговорот веществ в природе

54

3

Экологические факторы

55

4

Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие.

56

5

Пищевые связи в экосистемах. Л.р. № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии»

57

6

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами

58

7

История формирования сообществ живых организмов

 Тема 5.2. Биосфера и человек (5ч.)

59

1

Природные ресурсы и их использование

60

2

Роль человека в биосфере

61

3

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

62

4

Охрана природы и рациональное природопользование

63

5

Экологические проблемы

Обобщение (5ч.)

64

1

Становление современной теории эволюции

65

2

Клетка – структурная и функциональная единица живого

66

3

Закономерности наследственности и изменчивости

67

4

Взаимодействие организма и среды

68

5

Итоговый контрольный тест.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

 

В результате изучения биологии ученик должен:

 знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; - особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

 уметь: - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

 - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

 - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; - оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; - рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; - выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Список литературы

  1. «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. -  М.: Дрофа, 2010 г.
  2. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к   ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.
  3. Биология. 9 класс: Поурочные планы по учебнику Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. / Авт.-сост.М.М. Гуменюк - Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.:        ВАКО, 2009. – 464с. – (В помощь школьному учителю)
  5. Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.  «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.
  6. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009
  7. СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс»
  8. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
  9. Тесты по биологии. 5-11 кл. : Учебно-методическое пособие.- М: Дрофа, 2000.

№1 Тест «Эволюция животного мира»

Вопрос 1.  В какой из указанных областей биологии микроскопический метод является основным?

  1. Биохимия
  2. Цитология
  3. Селекция животных
  4. Физиология человека

Вопрос 2. Предположение о том, что на свету растения образуют органические вещества из неорганических – это:

  1. Научный факт
  2. Гипотеза
  3. Эксперимент
  4. Теория

Вопрос 3. На каком уровне организации жизни совершается круговорот веществ в природе?

  1. На организменном
  2. На клеточном
  3. На популяционно-видовом
  4. На биосферном

Вопрос 4. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:

  1. Расцвету жизни
  2. Ухудшению здоровья населения
  3. Угнетению и исчезновению жизни
  4. Исчезновению органических веществ

Вопрос 5. По характеру питания грибы относятся:

  1. Гетеротрофам
  2. Автотрофам
  3. Автотрофам и гетеротрофам
  4. Паразитическим гетеротрофам

Вопрос 6. Наиболее крупной систематической категорией ученые считают:

  1. Империю
  2. Царство
  3. Класс
  4. Отдел

Вопрос 7. Органический мир был разделен на растительный и животный благодаря появлению разных:

  1. Способов питания
  2. Условий существования
  3. Способов размножения
  4. Способов деления клетки

Вопрос 8. Первыми семенными растениями на Земле были:

  1. Голосеменные хвойные растения
  2. Семенные папоротники
  3. Покрытосеменные
  4. Псилофиты

Вопрос 9.  Общим признаком клеток всех существующих организмов на Земле является:

  1. Наличие хлоропластов
  2. Одинаковое количество хромосом
  3. Обмен веществ
  4. Одинаковое строение

Вопрос 10. Первыми трехслойными животными были:

  1. Кольчатые черви
  2. Круглые черви
  3. Плоские черви
  4. Кишечнополостные

Вопрос 11. Первыми эволюционистами считают:

  1. Ж.Б. Ламарка
  2. К. Линнея
  3. Ч. Дарвина
  4. А. Уоллеса

Вопрос 12. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и четвертым понятиями. Укажите правильный ответ:

Расхождение в признаках у особей: дивергенция=случайное возникновение признака:

  1. Модификация
  2. Мутация
  3. Отбор
  4. Изоляция

Вопрос 13. Человек отличается от человекообразных приматов:

  1. Способностью к обучению
  2. Наличием второй сигнальной системы
  3. Заботой о потомстве
  4. Отсутствием безусловных рефлексов

Вопрос 14. В социальной эволюции человека наиважнейшую роль сыграло:

  1. Строение гортани
  2. Редукция волосяного покрова
  3. Письменность
  4. Общение жестами

Вопрос 15.  Наиболее правильно с позиции дарвинизма следующее из утверждений:

  1. Вид - это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами
  2. Вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе
  3. Вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов
  4. Вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения Богом

Вопрос 16. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

  1. Наследственная изменчивость и естественный отбор
  2. Борьба за существование
  3. Способность к неограниченному росту
  4. Единовременный акт творения

Вопрос 17. Примером ароморфоза можно считать:

  1. Перья у птиц
  2. Красивый хвост у павлина
  3. Крепкий клюв у дятла
  4. Длинные ноги у цапли

Вопрос 18. Победителями внутривидовой конкуренции в конечном итоге оказываются:

  1. Определенные генотипы и фенотипы
  2. Отдельные особи
  3. виды
  4. биогеоценозы

Вопрос 19. Ближайший родственник человека из перечисленных:

  1. Зеленая мартышка
  2. Павиан гамадрил
  3. Южноамериканская обезьяна ревун
  4. Горилла

Тест «Структурная организация  живых организмов»

 

А1. Кто является одним из основоположников клеточной теории?

1) Р. Вирхов                2) А. ван Левенгук                 3) Р. Гук        4)Т. Шванн

А2. Какое утверждение не относится к современной клеточной теории?

1) Новые клетки образуются путем деления существовавших ранее.

2) Клетки способны передавать наследственную информацию.

3) Клетки способны искажать наследственную информацию.

4) Клетки являются микроскопической живой системой.

АЗ. Какая из перечисленных групп тканей не является животной?

1) эпителиальная        2) меристематическая                3) нервная        4) мышечная

А4. Для каких клеток характерен процесс дыхания?

1) для клеток многоклеточных организмов

2) для клеток одноклеточных организмов

3) для всех клеток

4) для эукариотических клеток

А5. Какой элемент играет наиболее важную роль в образовании органических соединений      живой клетки?

1) кислород        2) углерод        3) азот                4)водород

А6. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?

I) первичная                2) вторичная                3) третичная                4) четвертичная

А7. Из скольких полинуклеотидных цепей состоит молекула ДНК?

1) из одной                2) из двух                  3) из трех                4) из четырех

А8. Отметьте тип РНК, которого не существует.

1) транспортные        2) рибосомные                3) защитные        4) информационные

А9. Каким гелеобразным веществом заполнено ядро живой клетки?

1) ядрышками        2) ядерной мембраной     3) цитоплазмой        4) кариоплазмой

А10. Молекулы ДНК каких клеток имеют линейное строение?

1) эукариотических клеток                                2) прокариотических клеток

3) клеток одноклеточных организмов                4) клеток многоклеточных организмов

А11. Какой органоид характерен только для растительных клеток?

I) митохондрия        2) эндоплазматическая сеть                3) пластида        4) рибосома

А12. При каком процессе в живой клетке высвобождается энергия?

1) при метаболизме   2) при катаболизме  3) при анаболизме  4) при фотосинтезе

А13. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

1) в цитоплазме          2) вне клетки          3) в ядре        4) в мембране

А14. Как называется процесс считывания с иРНК генетической информации?

1) транскрипция         2) трансляция                3) синтезирование        4) копирование

А15. Какая энергия используется в световых реакциях фотосинтеза?

1) внутренняя энергия клетки                 2) энергия, выделяемая клеткой при катаболизме

3) энергия воздуха                                4) энергия солнечного света

А16. Как называется внутри мембранное пространство хлоропласта, заполненное студенистым веществом?

1) полисома                 2) строма         3) фана        4) тилакоид

А17. Как называется бескислородное биологическое окисление?

1) аэробное                2) анаэробное                3) неполное                4) полное

А18. Гликолиз - это расщепление:

I) воды         2) молочной кислоты        3) глюкозы                4)АТФ

А19. Где происходит завершающий этап клеточного дыхания?

1) в цитоплазме клетки        2) в ядре клетки   3) в рибосомах        4) в митохондриях

А20. При аэробном дыхании пировиноградная кислота превращается в:

1) углекислый газ и молочную кислоту (или этиловый спирт)

2) углекислый газ и воду

3) молочную кислоту и воду

4) углекислый газ и лимонную кислоту

А21. Для каких организмов характерно деление клеток?

1)эукариот        2) прокариот                3) всех организмов        4) многоклеточных организмов

А22. Процесс деления клеток в живом организме заканчивается:

1) вместе с его ростом                        2) после его размножения

3) после полового созревания                4) с его смертью

А2З. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.

1) профаза — метафаза - анафаза — телофаза

2) метафаза - профаза - телофаза - анафаза

3) телофаза - анафаза - метафаза - профаза

4) анафаза — метафаза - профаза – телофаза

 

А24. Что происходит в телофазе?

1) формирование веретена деления                2) формирование новых ядер и цитокинез

3) разделение хромосом                                    4) перемещение хромосом в центр клетки

В1. Каким организмам свойственно наличие тканей?

В2. Как называется способность нуклеотидов избирательно попарно объединяться?

В3. Какие органоиды клетки содержат собственную ДНК?

В4. Закончите предложение.

На первом этапе биологического окисления белки распадаются на молекулы …        .

В5. Какой этап клеточного цикла самый продолжительный в жизни клетки?

В6. Как называется перетяжка, соединяющая хроматиды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...