Предметная неделя по биологии
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Степкина Светлана Юрьевна

План проведения предметной недели и разработки материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная неделя биологии в школе  

Школьная биология – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.

Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология, химия, экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией и химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение Недели, посвященной этим наукам целесообразно и актуально.

Цель:

развитие познавательного интереса к биологии через внеурочные формы работы;

воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.

Задачи:

Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении биологии, экологии.

Воспитание у учащихся стремления расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.

ПЛАН НЕДЕЛИ:

Понедельник – станция «Познавательная»

Открытие недели биологии - Линейка, для 5-9 классов.

Конкурс рисунков «Осенний листопад» для 1 - 4 классов.

Вторник - станция «Научная»

Конкурс на знание микроскопов - «Юные микробиологи», для 5-9 классов.

Среда - станция «Занимательная»

Брейн – ринг «Природа - чудесница», для 5-9 классов

Четверг - станция «Экологическая»

Соревнования на природе: «Экологический поезд», 8 – 9  классы

Пятница - станция «Урожайная»

Закрытие недели, подведение итогов.

«Ярмарка» для 1-9 классов

Первый день-Станция «Познавательная»

Открытие-Линейка.

Дорогие ребята, послушайте стихотворение и скажите, какая будет тема нашего разговора?

Человек — хоть будь он трижды гением -

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

С.Я. Маршак.

У нас есть прекрасная возможность, соприкоснутся с природой, ее тайнами.

В нашей школе будет проводиться неделя биологии. Все, кому небезразлична эта область науки, смогут продемонстрировать свои таланты. А что вы думаете по этому поводу?

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

“Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни”.

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

Оглашение плана недели.

Старшие классы могут готовится к завтрашнему конкурсу, а младшие классы приступайте к конкурсу рисунков. Тему смотрите в плане недели.

Второй день - станция «Научная»

Работа с микроскопами.

Каждая команда выдвигает по 3 участника.

Первому из них необходимо будет правильно настроить микроскоп, а второму и третьему правильно определить микропрепарат. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.

Микропрепараты:

Для 5-6 классов - кровь лягушки, кровь человека.

Для 7-8 классов - ткани животных (мышечная, нервная)

Для 9 классов - фазы митоза и мейоза

Третий день - станция «Занимательная»

Брейн-ринг по теме: «Природа. Растения. Животные».

Задания для 5-6 классов:

1. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а головок слетают лёгкие пушинки (одуванчики)

2. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- тёплая и нежная, как родная мать.( Мать –и -мачеха)

3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Ландыш)

4. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянках, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из него листьев можно приготовить напиток, похожий на чай (Иван- чай)

5. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок, и над поляной послышится тихий перезвон. (Колокольчики)

Задания для 7-8 классов:

1.Какая самая маленькая птица в нашей стране (Королёк)

2.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)

3.Какое дерево в средней полосе России цветёт последним в году? (Липа)

4.Где родина картофеля? ( Перу и Чили)

5.Какая рыба называется вечным путешественником? (Речной угорь. За свою жизнь он совершает далёкое путешествие 7-8 тысяч километров в саргассово море, чтобы метать там икру.)

6. Однажды древнего гончара спросили, почему он собирает пух одуванчика и смешивает с глиной? (Одуванчик в глине образует поры, и влага уходит, а глина быстро высыхает и не даёт трещин)

7.У какого животного больше всего зубов? (Слизняк 30 тысяч)

8.Их называли слугами земли. Кто они? (Черви)

9.Богиня любви Афродита упала, исцарапалась о….. О каком растении идёт речь? (Шиповник)

10.Он бывает белым и чёрным. Что это за птица? (Лебедь)

Задания для 9 классов:

1. Почему канарейку называют канарейка? (Она привезена с Канарских островов)

2.Где находится орган вкуса у бабочки? (На ногах)

3. Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. Что это за растение? (Лён)

4. Какая рыба водится в красном море? (Там рыбы нет из-за перенасыщенности солей)

5.На каком континенте нет рек? (Антарктиде)

6.Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Растут сверху - снизу)

7.Известно, что коты любят молоко. Дарвин доказал, что чем больше котов, тем больше молока. Вы согласны? (поскольку мышей становится меньше, количество шмелей увеличивается, опыление улучшается, становится больше трав,- молоко прибывает)

8.Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? (Бабочка-яйцо, личинка, куколка.)

9. Как узнать о приближающемся дожде? (Многие насекомые прячутся – муравей, пчела)

10. Самая большая птица. (Африканский страус)

Викторина «Что внутри нас» для 9 классов - Кто быстрее ответит? 

 Переведите на греческий язык «рассечение». (Анатомия.)

 Как называется работа органов речи для произведения звуков? (Артикуляция.)

 Что у человека может осипнуть? (Голос.)

  «Горловая пробка» при сильном волнении – это? (Ком.)

 Что сильно затруднено при ангине? (Глотание.)

 Защитник дыхания от глотания – это? (Надгортанник.)

 Что воспринимают хеморецепторы носа человека? (Запах.)

 Как называется простуда носа? (Насморк.)

 Какое чувство отшибает насморк? (Обоняние.)

 Что является объектом исследования в ринологии? (Нос.)

Четвертый день - станция «Экологическая»

Памятка:

Как себя нужно вести в природе.

1.Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов- трутовиков, разрушающих древесину.

2. Не разоряй муравейники.

3.Не спугивай птиц с гнезда, не бери кладку яиц, не лови птенцов, не ломай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

4. Расчищай лес от сушняка: это убежище для разных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоёмы.

6.Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

7. Не повреди грибницу, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но деревьям и животным. Ядовитыми грибами лечатся лоси.

8.Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.

9. Подкармливайте солью лосей и других животных.

10.Не разводи костёр в лесу. Не оставляй мусор. Не бросай пластиковые бутылки.

Задания для 9 классов:

Задания на эрудицию:

1. Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова).

2. У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие ,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине? (Козодой).

3. С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника? (Папоротник не цветет).

4. Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

- французс…ий

- ил…юминация

- в… сна

- шес…надцать

- немец…ий

- р…стение.

(Клетка).

Творческое задание:

Найти любое лекарственное растение, дать описание и рассказать о его свойствах.

Игра:

1) Каждая команда - класс делает вперед шаг, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.

2) каждой команде предлагаются карточки с заданиями. Один из команды должен пантомимой показать другим командам предмет или явление, а те должны угадать.

- восход солнца,

- раскрытие цветка,

- охота львов,

-танцы богомолов,

-запас пропитания на зиму у грызунов

- пастьба растительноядных животных.

Пятый день - станция «Урожайная»

Эта неделя у нас была очень насыщенной, и нам пришлось немного потрудиться. Но дало ли это результаты? Каждый сможет для себя ответить на этот вопрос.

Каждый, кто активно участвовал в неделе биологии, получат грамоты.

И в завершении недели в нашей школе будет проведена Ярмарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителей-предметников по проведению предметных недель по химии, биологии (экологии)

                        План работы  учителей-предметников по проведению предметных недель по химии, биологии (экологии)...

Предметная неделя биологии

Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...

Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии.

Доклад на методическом объединении учителей естественно – математических дисциплин:«Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии».Данная статья может помочь при организа...

Предметная неделя по биологии

Данный материал предназначен для учителей-предметников (биологов). Материал может быть использован, для проведения предметной недели по биологии в рамках средней школы. Он представляет собой предметну...

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"

Предметная неделя  по биологии Задачи игры:1.     Расширить кругозор школьников2.     Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....

мероприятие предметной недели по биологии _Биология в портретах_

Цель: Формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержка одаренности обучающихся, воспитание коммуникативных и организаторских навыков детей. УЧЁНЫЕ БИОЛОГИ1) «...

Конкурс на лучшую сказку о природе в рамках предметной недели географии-биологии «Экологические сказки»

Конкурс проводится в рамках предметной Недели биологии и географии в образовательном учреждении, в целях популяризации биологии как школьного предмета и науки....