строение клетки
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ситникова Людмила Владимировна

комбинированный урок 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_kletki.docx62.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 5

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Строение клетки

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: познакомить учащихся со строением клеток растений и животных и выяснить черты сходства и различия между ними.

Задачи: сформировать знания о частях и органоидах клетки; продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с разными источниками информации (текст и рисунки учебника, таблицы, презентация), высказывать и обосновывать своё мнение, делать выводы; развивать зрительную (образную) память, логическое мышление и монологическую речь; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения слушать выступающего и доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с ним, умения  работать в парах.

Оборудование:  таблицы: «Строение клетки»,  «Клетки растений и животных», информационный и практический  модули ФЦИОР «Клетка», мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (самостоятельный поиск информации), словесный метод               (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Результаты:

метапредметные: формирование умения работать с различными источниками информации, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; устанавливание причинно-следственных связей и построение логического рассуждения;

личностные: развитие познавательного интереса к биологии,  формирование представления о единстве всего живого,  воспитание культуры поведения на уроке;  

регулятивные: развитие навыков целеполагания, преобразования практической задачи в познавательную, формирование умения планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, осуществлять самоконтроль и  взаимный контроль.

Содержание урока:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Принятие учебных целей и условий их достижения

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (актуализация знаний, создание проблемной ситуации).

Самостоятельная работа «Увеличительные приборы»

№1. Работа с контрольным модулем (определение частей микроскопа, обозначенных на рисунке)

№2. Разгадайте кроссворд

1.Оптический прибор для изучения неразличимых глазом объектов

2.Самый простой увеличительный прибор

3.Часть микроскопа, с помощью которой устанавливают удобное освещение изучаемого объект

4.Зрительная труба микроскопа, в которую вставляют его главные части

5. Главная часть микроскопа, привинченная к тубусу сверху

6.Основа микроскопа, к которой крепятся все его необходимые части

№3. Определение увеличения микроскопа.

Предлагает проверить кроссворд по ключу

Вопросы к классу:

Кого называют живым организмом?

Почему? Какими свойствами они обладают?

Из чего состоит тело живых организмов?

Посмотрите на кроссворд, разгаданный вами, и попытайтесь определить тему нашего урока

Кто и как первым увидел клетку?

Какая из биологических наук занимается изучением клеток?

Давайте и мы заглянем в мир клеток. С чего логичнее всего начать их изучение?

Учитель предлагает определить тему и цели   урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Выполняют самостоятельно задания, предложенные учителем.

к

у

о

у

у

в

Сдают работы учителю

Устная работа с учителем

м

и

к

р

о

с

к

о

п

л

у

п

а

з

е

р

к

а

л

о

т

у

б

у

с

о

к

у

л

я

р

ш

т

а

т

и

в

Устная работа с учителем

Формулируют тему урока «Строение клетки» и учебные задачи: изучить особенности строения клетки и её частей.

Записывают тему урока в тетрадь

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные (построение речевого высказывания; выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа с классом:

Какие царства организмов вам известны?

Одинаковы ли клетки, составляющие их тела?

Почему вы так думаете?

Учитель предлагает высказать предположения.

Как проверить наши предположения?

С чего начнём нашу работу?

Устная работа с учителем

Выдвигают гипотезу «Организмы состоят из разных клеток, обеспечивающих выполнение разных функций» и предлагают изучить клеточное строение организмов при помощи микроскопа, выполнив лабораторную работу.

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Постановка проблемы и её решение

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует лабораторную работу учащихся «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Задание: изучите клеточное строение клеток растений, используя инструкцию к лабораторной работе и сделайте рисунок данной клетки в тетради.

Учитель корректирует работу учащихся

Вопросы к классу:

Как лежат клетки кожицы: плотно или рыхло, какова их окраска, одинаковы ли клетки кожицы?

Какие функции выполняют клетки кожицы?

Из каких частей они состоят? Используя учебник рис.16, определите их названия.

Организует фронтальную проверку выполненного в  тетрадях рисунка с помощью учебного модуля.

Предлагает рассмотреть готовый микропрепарат клеток крови лягушки и сравнить растительные клетки с клетками животных. Что общего между ними?

Используя текст учебника на с.20, определите основные функции главных частей клетки.

Организует фронтальную проверку работы учащихся, корректирует ответы учащихся с помощью учебной презентации.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении клеток.

Сравните клетки на рис.16 и объясните, чем отличаются растительная и животная клетки?

Организует фронтальную проверку работы учащихся, корректирует ответы учащихся с помощью учебной презентации.

Выполняют последовательно лабораторную работу по инструкции:

  1. Приготовьте микроскоп к работе. Предметное и покровное стекло протрите салфеткой.
  2. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
  3. Пинцетом снимите кусочек тонкой прозрачной кожицы с сочной чешуи лука, положите его в каплю раствора йода, расправьте кожицу иглой и накройте покровным стеклом.
  4. Рассмотрите препарат на малом и большом увеличении. Рассмотрите клетки.
  5. Найдите их составные части: оболочку, цитоплазму, ядро.
  6. Зарисуйте клетку и подпишите названия её составных частей.

Рассматривают под микроскопом готовый микропрепарат «Кровь лягушки» и отвечают на вопросы учителя.

Вывод: растительные и животные клетки состоят из мембраны, цитоплазмы и ядра.

Вывод: ядро – хранение наследственной информации, цитоплазма – связывает части клетки и переносит вещества, мембрана – защищает внутреннее содержимое клетки.

Обсуждение в парах.

Вывод: клетки отличаются набором органоидов цитоплазмы. У растительных клеток есть клеточная стенка, вакуоль и хлоропласты, отсутствующие у животной клетки.

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, умение структурировать знания)

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке,  и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Выполнение тестового задания «Какие суждения верны?» или заданий контрольного модуля по данной теме (вставить в рисунок клетки пояснительные надписи)

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

изучить параграф №95 ( с.19-21) и заполнить таблицу в тетради

Части клетки

Функции

Перечисляют новую для себя информацию

Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга по коду, предложенному учителем.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

                                                                                       

Тестовый контроль знаний:  какие утверждения верны?

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6. Организм человека состоит из клеток.

Приложение 2

C:\Users\регард\Desktop\Открытый урок\Мой урок\Image0006.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...