Транспортные системы организма
методическая разработка по биологии (8 класс)

Бывшева Александра Ивановна

выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», воспитывать сознательное отноше­ние к учебному труду; развивать интерес к предмету биологии; совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transportnye_sistemy_organizma.docx514.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Транспортные системы организма

Цели: выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать интерес к предмету биологии; совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль.

Подготовка к уроку

  1. В уголке «Сегодня на уроке» учитель вывешивает вопросы, определяющие круг знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны будут показать на этом уроке. Обращает на них внимание учащихся, называет дату проведения этого урока.

К устному опросу необходимо знать:

  1. Характеристику крови как ткани.
  2. Механизм и значение свертывания крови.
  3. Черты специализации эритроцитов.
  4. Причины, физиологическую основу малокровия и меры его предупреждения и лечения.
  5. Функции эритроцитов, механизм их осуществления.
  6. Группы крови. Переливание крови.
  7. Строение и функции лейкоцитов,
  8. Определение иммунитета, виды иммунитета, их особенности.
  9. Виды кровеносных сосудов: артерии, вены, капилляры; особенности их строения.
  10. Суть и причины автоматизма сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла.
  11. Что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах кровяного русла, как его измеряют. Что такое гипертония и гипотония.
  12. Что такое пульс.
  13. Скорость тока крови.
  14. Что такое лимфообращение.
  15. Причины заболевания сердечно-сосудистой системы.
  16. Значение тренировки сердца.
  17. Разновидности кровотечений, приемы первой помощи при них.

К письменному опросу необходимо знать:

  1. Что такое кровообращение, большой и малый круги кровообращения.
  2. Строение сердца.
  3. Названия сосудов, образующих большой и малой круги кровообращения.

Учащиеся должны уметь:

  1. На микропрепарате отличить эритроциты лягушки от эритроцитов человека и обосновать свой выбор.
  2. Подсчитать свой пульс в состоянии покоя и после нагрузки. Сделать вывод о причинах изменения частоты пульса.

  1. Учитель выбирает консультантов (по 6 учащихся от класса). За 2 – 3 дня до урока принимает у них зачет по всем вопросам, объясняет, как нужно оценивать ответы учащихся.
  2. Учитель готовит карточки, кроссворды, конверты с вопросами (3), ведомости учета знаний. (Можно к этой работе привлечь учащихся. Обычно они помогают с удовольствием.)

Ход урока

I Организация класса

  1. Трое консультантов – за учительским столом, они будут оценивать выполнение письменного задания, практических работ и разгадывание кроссворда, у каждого ручка с красными чернилами.
  2. Трое консультантов занимают места перед первыми столами каждого ряда (за ними нет учащихся) – они будут вести устный опрос, у них конверты с вопросами.
  3. У всех учащихся часы с секундной стрелкой и перед каждым из них по 4 листа чистой бумаги.
  4. На первом столе каждого ряда два микроскопа: один с микропрепаратом крови лягушки, другой – с микропрепаратом крови человека, Микропрепараты пронумерованы и без подписей.
  5. У всех консультантов, а каждый из них отвечает за определенный ряд, есть ведомости учета знаний.

Ф.И.
учащегося

Оценки

Итоговая оценка

письменное задание

устный опрос

практическое задание №1

практическое задание № 2

кроссворд

  1. На столах вниз рисунками лежат карточки с тремя вариантами заданий.
  2. На доске кроссворд и практические задания (кроссворд до времени закрыт).

II. Вступительное слово учителя

На данном контрольно-обобщающем уроке каждый из вас должен выполнить одно письменное задание, дать один устный ответ, выполнить два практических задания и показать знание терминов и понятий при разгадывании кроссворда. Оценивать ваши ответы будут консультанты. (Знакомит каждый ряд со своими консультантами.) В целом за урок на основании пяти оценок за каждое задание будет выставлена одна итоговая оценка.

III. Основная часть урока

  1. Письменное задание.

Учитель просит перевернуть карточки вверх заданием, на листочках написать фамилию и выполнить задания. Через 5 – 6 мин. консультанты собирают карточки у учащихся своего ряда, проверяют выполнение заданий, оценивают и заносят в ведомость учета.

  1. Устный опрос.

В это время консультанты второй тройки подходят поочередно к учащимся своего ряда, те выбирают для себя вопрос, читают его и дают на него полный ответ, оценка за который вносится в ведомость учета знаний, карточки, на которые был дан ответ, откладываются.

  1. Практические задания.

Те учащиеся, которые ответили устно, и те, кто еще ждет своей очереди, выполняют поочередно практические задания. Результаты записывают на отдельных листочках и сдают консультантам для оценки.

  1. Разгадывание кроссворда.

Ответы записать на листке и сдать для оценки. Консультанты, проводившие устный опрос, помогают проверять практические задания и кроссворд.

Вариант I

1. Что называют кровообращением?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами 1 – 11?

Вариант II

1: Что называют большим кругом кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами 1 – 11?

Вариант III

1. Что называют малым кругом кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами 1 – 11?

Практическое задание №1

Определите, каким номером обозначен микропрепарат крови человека, каким — лягушки. Ответ обоснуйте.

Практическое задание № 2

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин в положении сидя. Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте пульс. Как изменилась частота ударов пульса? Почему это произошло?

Кроссворд

По горизонтали:

1. Ритмические колебания стенок артерий. 3. Одна из жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма. 5. Вид соединительной ткани. 7. Клетки крови, не имеющие ядер. 9. Клетки крови, способные к амебоидному движению. 11. Гормон надпочечников, усиливающий сердечную деятельность. 13. Сердечная камера, расположенная в верхушке сердца. 14. Растворимый белок крови. 15. Кровеносный сосуд, имеющий кармановидные клапаны.

По вертикали:

2. Главный орган кровеносной системы. 4. Самый крупный кровеносный сосуд.
6. Кровеносный сосуд, имеющий самый толстый слой гладкой мускулатуры. 8. Сердечная камера, расположенная в основании сердца. 10. Процесс уничтожения инородных частиц клетками-пожирателями. 12. Структура сердца или кровеносного сосуда, препятствующая обратному току крови.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы

По горизонтали. 1. Пульс. 3. Лимфа. 5. Кровь. 7. Эритроциты, 9. Лейкоциты,
11. Адреналин, 13. Желудочек. 14. Фибриноген. 15. Вена.

По вертикали. 2. Сердце. 4. Аорта. 6. Артерия. 8. Предсердие. 10. Фагоцитоз. 12. Клапан.

Итог урока

За 3 мин до конца урока консультанты собирают у всех учащихся еще не сданные работы, даже незаконченные.  Одновременно консультанты подводят итоги урока. На основании пяти оценок выставляют каждому учащемуся итоговую.

Один из консультантов зачитывает оценки, а учитель выставляет их в журнал, благодарит консультантов за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: Транспортные системы организма.

подробный конспект урока с предложенными заданиями....

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Тест - Транспортные системы организма. Кровь

Тест - Транспортные системы организма. Кровь...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "транспортные системы организма"

В презентации к уроку биологии 8 класса "Транспортные системы организма" показаны состав  и особенности передвижения крови, а так же образование и движение лимфы....

Транспортные системы организма

Тема урока. Транспортные системы организма. Цели Урока: изучение строения органов кровообращения, понятий пульс и кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения.Задачи Урока: •...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...